Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
Цель данной работы - проработать методы деления затрат на переменные и постоянные и использование этих знаний для эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность систем управленческого учета, выявить их преимущества и недостатки;
проработать использование системы управленческого учета;
рассмотреть внедрение новых методов учета в ОАО «Пензмаш»
выработать мероприятия по решению проблем управленческого учета ОАО «Пензмаш».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА. Теоретические аспекты управления затратами в организации 5
1.1 Сущность затрат предприятия и их классификация 5
1.2 Характеристика системы «Директ-костинг» 11
ГЛАВА 2. Практика применения деления затрат на переменные и постоянные в ОАО «ПЕНЗМАШ» 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
2.2. Использование метода директ-костинг в ОАО «Пензмаш» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Главной особенностью системы учета
“директ-костинг” является то, что
себестоимость продукции
При системе директ-костинг схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержится, по крайней мере, два финансовых показателя:
Маржинальным доходом называется сумма постоянных затрат и прибыли, или сумма покрытия.
Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимость между:
Используя методы корреляционного анализа, регрессионного анализа, математической статистики, графические методы можно решать стратегические задачи управление предприятием:
Так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий, директ-костинг позволяет:
В отчете о финансовых результатах
видно изменение прибыли
Ограничение себестоимости продукции
лишь переменными расходами (при
резко уменьшившемся числе
- нормирование,
- планирование,
- учет
- контроль.
Традиционный подход к управлению себестоимостью нового вида продукции представлен на рис. 4.
Рис. 4. Алгоритм традиционного подхода к управлению себестоимостью нового вида продукции
Это процесс обычно проводится в
две-три полных итерации и из-за этого
очень редко приводит к оптимальному
результату, поскольку невозможно за
приемлемый срок качественно выполнить
линейную последовательность очень
трудоемких действий, связанных с
внесением изменений в
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПЕРЕМЕННЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ В ОАО «ПЕНЗМАШ».
Открытое Акционерное Общество «Пензмаш» учреждено в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 05.06.1992г. Общество создается на базе Акционерного Общества открытого типа «Пензмаш», является правопреемником всех прав и обязанностей преобразованного АО, в том числе прав пользования землей и др. природными ресурсами. Фирменное наименование общества: открытое акционерное общество «Пензмаш». Согласно Устава уставный капитал общества составляет 212000 (двести двенадцать тысяч) рублей (Приложение 1- Приложение 2).
Рассмотрим динамику развития ОАО «Пензмаш» за 2007-2009гг. (Таблица 2).
Таблица 2. Динамика развития ОАО «Пензмаш» за 2007-2009г.г.
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Отклонение (+;-) 2009г. от 2007г. | |
абс. |
в % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.
Среднесписочная численность |
3200 |
3000 |
2800 |
-400 |
-12,5 |
2. Внеоборотные активы, тыс. руб. |
68110 |
68158 |
68797 |
687 |
1,0 |
3. Оборотные активы, тыс. руб. |
178636 |
204060 |
241882 |
63246 |
35,4 |
4.Уставный капитал, тыс. руб. |
212 |
212 |
212 |
- |
- |
5. Собственный капитал, тыс. руб. |
170045 |
194932 |
112892 |
-57153 |
-33,6 |
6. Кредиты и займы, тыс. руб. |
19690 |
21000 |
29500 |
9810 |
49,8 |
7. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС), тыс. руб. |
324621 |
410930 |
480512 |
155891 |
48,0 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8.
Полная себестоимость |
321112 |
371871 |
427741 |
106629 |
33,2 |
9. Чистая прибыль (убыток), тыс.руб. |
-929 |
24887 |
31834 |
32763 |
-3526,7 |
10. Рентабельность продаж, % |
- |
6,1 |
6,6 |
- |
- |
В 2009 году произошло сокращение численности работников на 400 человек по сравнению с 2007 годом. Рост активов предприятия произошел вследствие увеличения внеоборотных активов на 687 тыс.руб., и оборотных активов на 63246 тыс.руб. Наращивание активов произошло преимущественно за счет заемных источников (+9810 тыс.руб.), поскольку собственные средства предприятия в 2009 году уменьшились на 57153 тыс.руб. Рост прибыли в 2009 году на 32763 тыс.руб. по сравнению с 2007 годом обусловлен ростом реализуемой продукции (+155891 тыс.руб.) и соответственно увеличением рентабельности продаж.
Действенным рычагом увеличения прибыльности в управлении себестоимостью продукции ОАО «ПЕНЗМАШ» является внедрение системы управленческого учета на основе маржинального метода учета затрат. В условиях рыночной экономики собственник предприятия, в первую очередь, ориентирован на получение прибыли. На сегодня ярко выражена тенденция к повышению эффективности хозяйственной деятельности, прямо зависящей от уровня принимаемых решений. Для управленческого учета необходимо наиболее полно выделить прямые затраты по конкретному продукту, т. е. перенести из косвенных затрат переменную составляющую и прибавить ее к переменной составляющей прямых затрат. Важно также определить те затраты в составе косвенных, которые хотя и являются затратами периода (т. е. постоянными), но могут быть отнесены к конкретному продукту. Затем следует перенести такие затраты в состав прямых и прибавить к постоянной составляющей. В результате будут получены полные прямые затраты, на основе информации о которых можно принимать управленческие решения. По правилам ведения финансового учета в разрезе производимых продуктов, учет ведется только по прямым затратам, а косвенные разносят по выбранной на предприятии базе распределения. Однако оптимальной базы распределения не существует, что можно показать на следующем примере.
Введем условные обозначения (таблица 3)
Таблица 3. Условные обозначения продукции ОАО «ПЕНЗМАШ»
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Стиральная машина «Салют» |
Соковыжималка «Салют» |
Замок ЗВ01 |
Центрифуга |
Рассмотрим случай распределения предприятием косвенных затрат (таблица 4) пропорционально зарплате основных производственных рабочих (ОПР).
Таблица 4. База распределения — зарплата ОПР
Показатели производственной деятельности |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Итого |
Объем реализации, шт. |
1800 |
3600 |
1600 |
3000 |
10 000 |
Сумма реализации, тыс. руб. |
10 800 |
16 200 |
13 280 |
10 500 |
50 780 |
Прямые затраты, в т. ч.: |
4517 |
10 835 |
6608 |
6690 |
28 650 |
сырье и материалы |
2839 |
10267 |
4349 |
6045 |
23500 |
зарплата ОПР |
1678 (32,6 %) |
568 (11%) |
2259 (43,8%) |
645 (12,6%) |
5150 |
Косвенные затраты , в т. ч. |
5200 |
1760 |
7000 |
2000 |
15 960 |
общецеховые |
2822 |
955 |
3798 |
1085 |
8660 |
общезаводские |
2378 |
805 |
3202 |
915 |
7300 |
Прибыль |
1083 |
3605 |
-328 |
1810 |
6170 |
Рентабельность продаж, % |
10,03 |
22,25 |
-2,47 |
17,24 |
12,0 |
Из таблицы видим, что наиболее выгодным является продукт № 2, а продукт № 3 следует снять с производства. Теперь рассмотрим случай использования в качестве базы распределения прямых материальных затрат (таблица 5).
Таблица 5. База распределения — прямые материальные затраты
Показатели производственной деятельности |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем реализации, шт. |
1800 |
3600 |
1600 |
3000 |
10000 |
Сумма реализации, тыс. руб. |
10800 |
16200 |
13280 |
10500 |
50780 |
Прямые затраты, в т. ч.: |
4517 |
10835 |
6608 |
6690 |
28650 |
сырье и материалы |
2839 (12,1%) |
10267 (43,7%) |
4349 (18,5%) |
6045 (25,7) |
23500 |
зарплата ОПР |
1678 |
568 |
2259 |
645 |
5150 |
Косвенные затраты, в т. ч. |
1931 |
6974 |
2953 |
4102 |
15960 |
общецеховые |
1048 |
3784 |
1602 |
2226 |
8660 |
общезаводские |
883 |
3190 |
1351 |
1876 |
7300 |
Прибыль |
4352 |
-1609 |
3719 |
-292 |
6170 |
Рентабельность продаж (при базе распределения —з/п ОПР), % |
40,3 |
-9,93 |
28,00 |
-2,78 |
12,0 |
Рентабельность продаж (при базе распределения — прямые материальные затраты), % |
10,03 |
22,25 |
-2,47 |
17,24 |
12,0 |
Продукт № 3 при втором варианте распределения косвенных затрат перешел из убыточного в разряд прибыльных. Из приведенных расчетов видно, что рентабельность продуктов изменяется в зависимости от базы распределения, а это не позволяет принимать верные стратегические решения.
Решение 1. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, прекращение производства неприбыльного сегмента. Данный метод основан на определении степени выгодности отдельных видов продукции по отношению суммы маржинального дохода (цена минус переменные затраты) к выручке (в процентах). Вид продукции с наибольшим значением этого отношения является наиболее выгодным. Метод также включает анализ последствий прекращения деятельности неприбыльного сегмента. Необходимо учитывать эффект изменения прибыли при принятии такого решения.
Пример 2. ОАО «ПЕНЗМАШ» рассматривает возможности увеличения прибыльности за счет оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. Бухгалтерией предоставлены следующие данные:
Таблица 6. Показатели деятельности ОАО“ПЕНЗМАШ”
Показатели |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт3 |
Продукт 4 |
Итого |
1. Объем выпуска, шт. |
13 |
10 |
98 |
43 |
|
2. Выручка от реализации, тыс. руб. |
449 |
378 |
1 647 |
971 |
3 445 |
3. Расходы на прямые материалы, тыс. руб. |
265 |
138 |
1 042 |
763 |
2 208 |
4. Зарплата ОПР, тыс. руб. |
29 |
25 |
245 |
34 |
333 |
5.
Распределенные постоянные |
117 |
101 |
985 |
137 |
1 339 |
6. Всего расходов, тыс. руб. |
411 |
264 |
2 272 |
934 |
3 880 |
7.Прибыль (убыток), тыс. руб. |
38 |
114 |
(625) |
37 |
(435) |
8 Прибыль (убыток) на единицу продукции, тыс. руб. |
2,95 |
11,45 |
(6,38) |
0,87 |
|
Дополнительная информация:
а) постоянные расходы распределены пропорционально расходам на зарплату ОПР;
б) постоянные расходы, которые можно напрямую отнести на виды выпускаемой продукции:
- продукт 1 — 100 тыс.руб.,
- продукт 2 — 180 тыс.руб.,
- продукт 3 — 210 тыс.руб.,