Система учета затрат «Директ-костинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проработать методы деления затрат на переменные и постоянные и использование этих знаний для эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность систем управленческого учета, выявить их преимущества и недостатки;
проработать использование системы управленческого учета;
рассмотреть внедрение новых методов учета в ОАО «Пензмаш»
выработать мероприятия по решению проблем управленческого учета ОАО «Пензмаш».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА. Теоретические аспекты управления затратами в организации 5
1.1 Сущность затрат предприятия и их классификация 5
1.2 Характеристика системы «Директ-костинг» 11
ГЛАВА 2. Практика применения деления затрат на переменные и постоянные в ОАО «ПЕНЗМАШ» 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
2.2. Использование метода директ-костинг в ОАО «Пензмаш» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ Система учета затрат «Директ-костинг.docx

— 112.45 Кб (Скачать файл)

Главной особенностью системы учета  “директ-костинг” является то, что  себестоимость продукции учитывается  и планируется только в части  переменных затрат. Постоянные расходы  собирают на отдельном счете и  с заданной периодичностью списываются  непосредственно на дебет счета  финансовых результатов. Постоянные расходы  не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

При системе директ-костинг схема  построения отчетов о доходах  многоступенчатая. В них содержится, по крайней мере, два финансовых показателя:

  • маржинальный доход
  • прибыль.

Маржинальным доходом называется сумма постоянных затрат и прибыли, или сумма покрытия.

Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему  можно изучать взаимосвязи и  взаимозависимость между:

  • объемом производства,
  • затратами (себестоимостью)
  • прибылью.

Используя методы корреляционного  анализа, регрессионного анализа, математической статистики, графические методы можно  решать стратегические задачи управление предприятием:

  • определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей;
  • строить сметные уравнения,
  • получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема;
  • рассчитывать критическую точку объема производства;
  • прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности [1, с. 25].

Так как разница между продажной  ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость  конкретных изделий, директ-костинг  позволяет:

  • заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям;
  • выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск.

В отчете о финансовых результатах  видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен  реализации и структуры выпускаемой  продукции.

Ограничение себестоимости продукции  лишь переменными расходами (при  резко уменьшившемся числе статей затрат) позволяет упростить 

- нормирование,

- планирование,

- учет 

- контроль.

Традиционный подход к управлению себестоимостью нового вида продукции  представлен на рис. 4.

 

Рис. 4. Алгоритм традиционного  подхода к управлению себестоимостью нового вида продукции

 

Это процесс обычно проводится в  две-три полных итерации и из-за этого  очень редко приводит к оптимальному результату, поскольку невозможно за приемлемый срок качественно выполнить  линейную последовательность очень  трудоемких действий, связанных с  внесением изменений в функциональность и конструкцию уже полностью  разработанного изделия, исследование возможностей применения других материалов и технологических приемов. В  результате, предприятию приходится мириться с потерей части прибыли  либо из-за завышенной себестоимости, либо по причине сокращения объемов  продаж продукта с неадекватными  потребительскими свойствами. Себестоимость  становится более обозримой, а отдельные  затраты — более контролируемыми.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПЕРЕМЕННЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ В ОАО «ПЕНЗМАШ».

2.1. Краткая характеристика организации.

 

Открытое Акционерное  Общество «Пензмаш» учреждено в  соответствии с Законом РСФСР  «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий» от 05.06.1992г. Общество создается на базе Акционерного Общества открытого типа «Пензмаш», является правопреемником всех прав и обязанностей преобразованного АО, в том числе прав пользования  землей и др. природными ресурсами. Фирменное наименование общества: открытое акционерное общество «Пензмаш». Согласно Устава уставный капитал общества составляет 212000 (двести двенадцать тысяч) рублей (Приложение 1- Приложение 2).

Рассмотрим динамику развития ОАО «Пензмаш» за 2007-2009гг. (Таблица 2).

Таблица 2. Динамика развития ОАО «Пензмаш» за 2007-2009г.г.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонение (+;-) 2009г. от 2007г.

абс.

в %

1

2

3

4

5

6

1. Среднесписочная численность работников, чел.

3200

3000

2800

-400

-12,5

2. Внеоборотные активы, тыс. руб.

68110

68158

68797

687

1,0

3. Оборотные активы, тыс. руб.

178636

204060

241882

63246

35,4

4.Уставный  капитал, тыс. руб.

212

212

212

-

-

5. Собственный капитал, тыс. руб.

170045

194932

112892

-57153

-33,6

6. Кредиты и займы, тыс. руб.

19690

21000

29500

9810

49,8

7. Выручка от продажи товаров,  продукции, работ, услуг (без  НДС), тыс. руб.

324621

410930

480512

155891

48,0


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

8. Полная себестоимость продукции,  тыс. руб.

321112

371871

427741

106629

33,2

9. Чистая прибыль (убыток), тыс.руб.

-929

24887

31834

32763

-3526,7

10. Рентабельность продаж, %

-

6,1

6,6

-

-


 

В 2009 году произошло сокращение численности работников на 400 человек по сравнению с 2007 годом. Рост активов предприятия произошел вследствие увеличения внеоборотных активов на 687 тыс.руб., и оборотных активов на 63246 тыс.руб. Наращивание активов произошло преимущественно за счет заемных источников (+9810 тыс.руб.), поскольку собственные средства предприятия в 2009 году уменьшились на 57153 тыс.руб. Рост прибыли в 2009 году на 32763 тыс.руб. по сравнению с 2007 годом обусловлен ростом реализуемой продукции (+155891 тыс.руб.) и соответственно увеличением рентабельности продаж.

2.2. Использование метода Директ-костинг в ОАО «Пензмаш».

 

Действенным рычагом увеличения прибыльности в управлении себестоимостью продукции ОАО «ПЕНЗМАШ» является внедрение системы управленческого учета на основе маржинального метода учета затрат. В условиях рыночной экономики собственник предприятия, в первую очередь, ориентирован на получение прибыли. На сегодня ярко выражена тенденция к повышению эффективности хозяйственной деятельности, прямо зависящей от уровня принимаемых решений. Для управленческого учета необходимо наиболее полно выделить прямые затраты по конкретному продукту, т. е. перенести из косвенных затрат переменную составляющую и прибавить ее к переменной составляющей прямых затрат. Важно также определить те затраты в составе косвенных, которые хотя и являются затратами периода   (т. е. постоянными), но могут быть отнесены к конкретному продукту. Затем следует перенести такие затраты в состав прямых и прибавить к постоянной составляющей. В результате будут получены полные прямые затраты, на основе информации о которых можно принимать управленческие решения. По правилам ведения финансового учета в разрезе производимых продуктов, учет ведется только по прямым затратам, а косвенные разносят по выбранной на предприятии базе распределения. Однако оптимальной базы распределения не существует, что можно показать на следующем примере.

Введем условные обозначения (таблица 3)

 

Таблица 3. Условные обозначения продукции ОАО «ПЕНЗМАШ»

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Стиральная  машина «Салют»

Соковыжималка «Салют»

Замок ЗВ01

Центрифуга


 

Рассмотрим случай распределения  предприятием косвенных затрат (таблица 4) пропорционально зарплате основных производственных рабочих (ОПР).

 

Таблица 4. База распределения — зарплата ОПР

Показатели производственной деятельности

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

Объем реализации, шт.

1800

3600

1600

3000

10 000

Сумма реализации, тыс. руб.

10 800

16 200

13 280

10 500

50 780

Прямые затраты, в т. ч.:

4517

10 835

6608

6690

28 650

сырье и материалы 

2839

10267

4349

6045

23500

зарплата  ОПР 

1678

(32,6 %)

568

(11%)

2259

(43,8%)

645

(12,6%)

5150

Косвенные затраты , в т. ч.

5200

1760

7000

2000

15 960

общецеховые

2822

955

3798

1085

8660

общезаводские

2378

805

3202

915

7300

Прибыль

1083

3605

-328

1810

6170

Рентабельность  продаж, %

10,03

22,25

-2,47

17,24

12,0


 

Из таблицы видим, что наиболее выгодным является продукт № 2, а  продукт № 3 следует снять с  производства. Теперь рассмотрим случай использования в качестве базы распределения  прямых материальных затрат (таблица 5).

 

Таблица 5. База распределения — прямые материальные затраты

Показатели производственной деятельности

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

1

2

3

4

5

6

Объем реализации, шт.

1800

3600

1600

3000

10000

Сумма реализации, тыс. руб.

10800

16200

13280

10500

50780

Прямые затраты, в т. ч.:

4517

10835

6608

6690

28650

сырье и материалы 

2839

(12,1%)

10267 (43,7%)

4349 (18,5%)

6045

(25,7)

23500

зарплата  ОПР 

1678

568

2259

645

5150

Косвенные затраты, в т. ч.

1931

6974

2953

4102

15960

общецеховые

1048

3784

1602

2226

8660

общезаводские

883

3190

1351

1876

7300

Прибыль

4352

-1609

3719

-292

6170

Рентабельность продаж (при базе распределения —з/п ОПР), %

40,3

-9,93

28,00

-2,78

12,0

Рентабельность продаж (при базе распределения — прямые материальные затраты), %

10,03

22,25

-2,47

17,24

12,0


 

Продукт № 3 при втором варианте распределения  косвенных затрат перешел из убыточного в разряд прибыльных. Из приведенных  расчетов видно, что рентабельность продуктов изменяется в зависимости  от базы распределения, а это не позволяет  принимать верные стратегические решения.

Решение 1. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, прекращение производства неприбыльного сегмента. Данный метод основан на определении степени выгодности отдельных видов продукции по отношению суммы маржинального дохода (цена минус переменные затраты) к выручке (в процентах). Вид продукции с наибольшим значением этого отношения является наиболее выгодным. Метод также включает анализ последствий прекращения деятельности неприбыльного сегмента. Необходимо учитывать эффект изменения прибыли при принятии такого решения.

Пример 2. ОАО «ПЕНЗМАШ» рассматривает возможности увеличения прибыльности за счет оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. Бухгалтерией предоставлены следующие данные:

 

Таблица 6. Показатели деятельности ОАО“ПЕНЗМАШ”

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт3

Продукт 4

Итого

1. Объем выпуска, шт.

13

10

98

43

 

2. Выручка от реализации, тыс. руб.

449

378

1 647

971

3 445

3. Расходы на прямые материалы,  тыс. руб.

265

138

1 042

763

2 208

4. Зарплата ОПР, тыс. руб.

29

25

245

34

333

5. Распределенные постоянные затраты,  тыс. руб.

117

101

985

137

1 339

6. Всего расходов, тыс. руб.

411

264

2 272

934

3 880

7.Прибыль  (убыток), тыс. руб.

38

114

(625)

37

(435)

8 Прибыль (убыток) на единицу продукции,  тыс. руб.

2,95

11,45

(6,38)

0,87

 

 

 

Дополнительная информация:

а) постоянные расходы распределены пропорционально расходам на зарплату ОПР;

б) постоянные расходы, которые можно  напрямую отнести на виды выпускаемой  продукции:

- продукт 1 — 100 тыс.руб.,

- продукт 2 — 180 тыс.руб.,

- продукт 3 — 210 тыс.руб.,

Информация о работе Система учета затрат «Директ-костинг»