Система учёта полных затрат: достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Анализ отклонений может выявить причины, истоки которых находятся в деятельности других подразделений, что может потребовать дальнейшего тщательного рассмотрения. Выявленное отклонение показывает, насколько действенно повел себя руководитель в сложившейся на рынке ситуации. Отклонения анализируются как на предмет ошибок на ранних стадиях планирования, так и ошибок выполнения плана, что помогает принять управленческие решения, необходимые для повышения эффективности деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Затраты:понятие, задачи, классификация 4
1.1 Понятие затрат, их классификация. 4
1.2 Задачи и объекты учета затрат 5
2 Система учета полных затрат 7
2.1 Учет прямых затрат 7
2.2 Учет косвенных расходов 9
3 Калькуляция себестоимость прибыль убыток 18
3.1 Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат (абзорпшен-костинг) 18
3.2 Практический пример составления калькуляции и отчета и прибылях и убытках при различных системах 20
3.3 Сравнительный анализ двух методов и влияние методов на прибыль. Преимущества и недостатки систем калькулирования себестоимости продукции 24
Заключение 27
Литература 28

Файлы: 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

Метод ЛИФО, в отличие от ФИФО, основан  на том, что ресурсы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг)учитывается стоимость поздних по времени закупок.

В условиях инфляции с точки зрения налогообложения более предпочтительным оказывается метод ЛИФО. Выбрав его  для оценки материальных запасов, предприятие  экономит на налогах на прибыль и  на имущество, однако запасы при этом отражаются в нереальной, заниженной оценки.

Применение метода ФИФО, напротив, дает предприятию максимально возможную  величину чистого дохода, что делает его финансовую отчетность более  привлекательной для внешних  пользователей.

Наиболее близкие к реальной действительности результаты будут получены при расчетах средней себестоимости запасов.

Выбранный метод для оценки израсходованных  в производстве материалов предприятие  описывает в своей учетной  политике.

Распределение стоимости израсходованных  материальных ресурсов на счетах учета их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого их вида, определённой в рамках выбранного метода оценки, и количества материалов, списанных в расход.

Необходимость выявления фактического расхода материалов по отдельным  деталям и операциям ставит перед бухгалтером задачи как по улучшению документооборота по движению материалов, так и по организации самого учета расходования материалов в производстве. Сложность поставленной задачи заключается в том, что только при помощи четко отлаженного производственного учета можно оперативно выявить перерасход или экономию материалов.

Большое значение в организации  учета использования материалов имеет оформление первичных документов на отпуск их в производство. Наиболее распространенным является отпуск материалов в производство на основе лимитных или лимитно-заборных карт. В них учитывают вид операции, номер склада, отпускаемые материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода. Для оформления замены материалов, при отпуске их сверх утвержденного лимита документы оформляются специальным образом (например, с полосой по диагонали), с тем, чтобы отметить факт отступления от установленного режима работы.

Лимит отпуска материалов может  меняться. При этом возможно различное  оформление: на одних предприятиях при уточнении лимита выписывается новая лимитная карта взамен старой, на других - отдается распоряжение об изменении лимита, которое в письменном виде прикладывается к соответствующей карте.

Отпуск в производство материалов, потребляемых эпизодически, оформляется  требованиями.

Однако отпуск материалов в производство ещё не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции, выполнение работ или оказание услуг, а так же на цеховые и общезаводские нужды. При этом необходимо помнить, что отпуск материалов цеховым кладовым, являющимся самостоятельными учетными единицами, в переработку на сторону, переброска материалов на другие склады не является фактическим расходованием материалов и рассматривается как их внутреннее перемещение.

Поэтому списание материалов на счета  затрат осуществляется на основании  документа о расходе. На каждом предприятии  определяется круг должностных лиц, ответственных за использование  материалов в производстве и оформление соответствующей документации.

Расход материалов, подвергающихся раскрою, оформляют раскройными  листами (картами).Такие документы  используются, например, на предприятиях швейной, обувной, кожевенной промышленности. В них указывают количество проданного на рабочие места материала, количество изготовленных годных полуфабрикатов, брака и образовавшихся при раскрое отходов, а так же нормы расхода на один полуфабрикат. По результатам раскроя в листках или картах определяют отклонения от норм с указанием причин и виновников этих отклонений.

Для учета расходования материалов, не подвергающихся раскрою, составляется карта учета использования материала. Она выписывается на каждое наименование материала и содержит информацию о движении материала за отчетный период. На основании документов по учету выработки в карту вносят данные о наименовании, шифре и количестве изготовленных из данного материала изделий.

Общий фактический расход материала  за отчетный период (первый элемент  прямых затрат)определяется по формуле:

Рф = Онп + П – В – Окп,

где Рф – фактический расход материала за отчетный период, руб.

Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.

П – документально подтвержденное поступление материалов в течение  отчетного периода, руб.

В – внутреннее перемещение  материала в течение отчетного периода (возврат материала на склад, передача в другие цехи и т.п.), руб.

Окп – остаток материала на конец отчетного периода, определяемый по данным инвентаризации, руб.

Фактический расход на каждое изделие  определяют путем его распределения пропорционально нормативному расходу.

Результатом документального оформления движения и расходования основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 10 «Материалы»

Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на неё.

Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной оплате труда, используются данные табелей учета отработанного времени. Обычно в табелях фиксируют лишь неявки на работу и все отклонения от нормальной продолжительности рабочего дня. Неявки на работу (кроме выходных дней по графику и праздничных дней) должны быть подтверждены документально (приказом или распоряжением на предоставление отпуска, приказом на командировку, листками нетрудоспособности и т.п.). Преждевременный уход с работы и опоздание на работу отмечаются в табеле на основании служебных записок руководителей структурных подразделений. В таком же порядке оформляются и прогулы. При этом лица, нарушившие дисциплину, обязаны в письменной форме представить администрации объяснение.

Привлечение работников к сверхурочным работам оформляется соответствующими списками, утвержденными руководством предприятия.

В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учета выработки рабочих – сдельщиков, в частности система пооперационного учета выработки. Она предусматривает приемку, подсчет и фиксирование информации о выработке рабочего(или бригады рабочих) в первичных документах контролером ОТК или мастером после выполнения каждой операции.

В условиях мелкосерийного и индивидуального  производства основным первичным документом по учету выработки является наряд  на сдельную работу. В нем отражают задание, его выполнение, разряд работы, отработанное время, расценку и сумму заработка по каждой операции. Возможно применение как разовых, так и накопительных нарядов,рассчитанных на фиксирование выработки рабочих в течение двух недель или за месяц.

В серийном производстве первичными документами для учета выработки рабочих являются маршрутные листы или карты. В них фиксируют запуск в производство и обработку партии заготовок в соответствии с установленным технологическим процессом.Контроль за сохранностью и точностью обработки деталей осуществляется в процессе приемки работ ОТК после выполнения каждой операции.

При передачи партии деталей из цеха в цех вместе с ними передается и маршрутный лист. При дроблении  партии деталей выписываются новые  маршрутные листы.

Маршрутные листы могут применяться, как и самостоятельные документы, и в сочетании с рапортами или отрывными талонами.

В массовых и крупносерийных производствах  для определения выработки каждого  рабочего за смену или за расчетный  период производится пооперационная перепись остатков необработанных деталей или не собранных изделий за конец смены или расчетного периода. Выработка рабочих определяется как остаток деталей или заготовок на начало смены, увеличенный на количество деталей, переданных на рабочее место за смену, минус остаток не обработанных или не собранных деталей (заготовок) на конец смены. Рассчитанная таким образом выработка каждого рабочего оформляется рапортом или ведомостями учета выработки.

После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего – сдельщика.

Подобным образом выполненные  и оформленные расчеты позволяют  в бухгалтерском отчете составить  следующую проводку:

Д-т сч. 20 «Основное производство» 

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Одновременно по установленным  ставкам производятся расчеты отчислений от основной заработной платы в государственные  внебюджетные фонды – социального, обязательного медицинского страхования, в Пенсионный фонд:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению»

    1. Учет косвенных расходов

К косвенным относятся общепроизводственные расходы, которые не удается быстро и экономично отнести на конкретный носитель затрат.

Однако и общехозяйственные  расхода так же следует признать косвенными, так как они не могут быть отнесены на изделие прямым путем.

Общепроизводственные расходы  возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах, переделах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связны непосредственно с производством.

Объединение названных видов расходов в единую группу под названием  «Общепроизводственные расходы» связано  с тем, что они имеют ряд  общих характеристик:

· носят комплексный характер (в  составе расходов отражаются все экономические элементы затрат);

· не могут быть отнесены прямо  на изделия, если их выпускается более  одного;

· контролируются бюджетно-сметным  методом.

Общепроизводственные расходы  можно отнести к условно –  переменным, так как они объединяют расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств; расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами (стоимость смазочных и обтирочных материалов, оплата труда наладчиков, ремонтных и других вспомогательных рабочих). Размеры этих расходов во много зависят от объема производства, чего нельзя сказать о второй группе накладных расходов – общехозяйственных.

Общепроизводственные расходы  состоят из:

1. расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;

2. общецеховых расходов на управления.

Общим для обеих групп является то, что они:

· состоят из комплексных статей;

· возникают в производственных подразделениях;

· планируются и учитываются  по местам их возникновения;

· контролируются бюджетно–сметным методом;

· распределяются косвенным путем  между видами готовой продукции  и незавершенным производством.

В то же время каждая из рассматриваемых  групп состоит из расходов разного  экономического содержания. Различия должны определять выбор и обоснование без распределения затрат и источников их возмещения.

И с этих позиций усиливается  значение классификации производственных накладных расходов, принятой внутри предприятия.

Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляет по подразделениям предприятия, а в их разрезе – по установленной номенклатуре общепроизводственных (цеховых)расходов. Статьи расходов предусматриваются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию.

Наиболее распространена следующая типовая номенклатура статей расходов:

1. Содержание аппарата управления  цеха.

2. Содержание прочего цехового  персонала.

3. Содержание и ремонт производственного  оборудования.

4. Содержание и ремонт производственных  зданий.

5. Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.

6. Перемещение грузов внутри  предприятия.

7. Потеря от простоев, порчи материальных  ценностей и прочие.

8. Прочие общепроизводственные  расходы.

9. Общепроизводственные расходы  непроизводительного характера.

Внутри каждой статьи можно организовать аналитический учет для более подробной расшифровки затрат с целью их конкретизации.

Общепроизводственные расходы  учитываются на счете 25 «Общепроизводственные  расходы» в корреспонденции со счетами  учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др.

Обычно в организациях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументировано принимать решения. С целью получения информации, пригодной для принятие решений, смету общепроизводственных расходов обычно корректируют с учетом фактически достигнутого объема производства и сопоставляют с фактическими расходами.

В конце отчетного периода на сумму фактических общепроизводственных расходов составляют запись:

Информация о работе Система учёта полных затрат: достоинства и недостатки