Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 20:29, лекция
Хозяйственный учет и его место в рыночной экономике. Виды хозяйственного учета
Бухгалтерский учет, как информационная система
Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Функции бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования в современных условиях хозяйствования
Бухгалтерский учет осуществляется на
всех стадиях производственно-
2.4 Метод бухгалтерского учета и его составные части
Метод бухгалтерского учета - совокупность приемов и способов, с помощью которых раскрывается содержание предмета.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка.
Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, о также излишки и недостатки имущества организации.
Счета бухгалтерского учета – способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.
Денежная оценка – денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
2.5 Организация бухгалтерского
учета, его правовое и
Организация бухгалтерского учета - система условий и элементов построения учетного процесса с целью формирования достоверной и полной информации о хозяйственной деятельности организации.
Способы ведения бухгалтерского учета:
1) структурным подразделением - бухгалтерской службой;
2) бухгалтером;
3) лично руководителем организации;
4) централизованной бухгалтерией или специализированной организацией.
Полномочия и ответственность главного бухгалтера на рисунке 2.10.
Структура бухгалтерского аппарата представлена на рисунке 2.11.
Рисунок 2.10 Полномочия и ответственность главного бухгалтера
Г
Р
У
П
П
Ы
Рисунок 2.11 Структура бухгалтерского аппарата
Выделяют три типа организации структуры бухгалтерий:
1) линейная (иерархическая);
2) вертикальная (линейно – штабная);
3) комбинированная (
ТЕМА 3. Балансовое обобщение
3.1 Балансовый метод отражения информации
3.2 Бухгалтерский баланс, его назначение, структура и содержание
3.3 Изменения в балансе происходящие под влиянием хозяйственных операций
3.4 Виды бухгалтерских балансов
3.1 Балансовый метод отражения информации
Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерывно изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйственным органом нужно знать, какими активами он располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс –
важнейший источник информации о
финансовом положении организации
за отчетный период. Он позволяет определить
состав и структуру имущества
организации, мобильность и оборачиваемость
3.2 Бухгалтерский баланс, его назначение, структура и содержание
Бухгалтерский баланс –
это специальная таблица
Буквальный перевод терминов «актив» и «пассив» условно отражает характер учитываемых объектов: актив (лат. activus – деятельный) показывает состав, размещение и использование имущества; пассив (лат. passivus -- недеятельный) отражает источники имущества предприятия.
Информация в активе и пассиве группируется по определенным признакам в разделах. Рассмотрим строение бухгалтерского баланса.
Информация в активе сгруппирована по экономической однородности объектов и по их функциональной роли в производственно-финансовой деятельности предприятия. Актив включает 2 раздела:
Раздел 1. «Внеоборотные активы» содержат информацию о нематериальных активах, основных средствах предприятия и долгосрочных инвестициях.
Раздел 2. «Оборотные активы» включают информацию о запасах организации, краткосрочных финансовых вложениях, о дебиторской задолженности и денежных средствах.
Пассив бухгалтерского баланса включает следующие 3 раздела.
Раздел 3. «Капитал и резервы» включает информацию о собственных источниках предприятия.
Раздел 4. «Долгосрочные обязательства» содержит информацию о различных видах долгосрочных заемных средств.
Раздел 5. «Краткосрочные обязательства» включает информацию о заемных средствах организации краткосрочного характера, кредиторской задолженности и ряда других источников предприятия.
Все разделы актива и пассива состоят из элементов, которые занимаются статьями баланса. Каждая статья баланса отражает информацию о конкретном виде имущества или источниках его образования или о группе однородного имущества или источников.
В балансе после наименования каждой статьи указывается номер счета или счетов, с которых перенесена данная информация. Каждая статья в балансе занимает одну строку и имеет соответствующий код.
Итог по активу баланса на начало и конец отчетного периода должен быть равен итогу по пассиву на начало и конец отчетного периода соответственно. Итоги актива и пассива баланса называется валютой баланса.
3.3 Изменения в балансе
происходящие под влиянием
В организации постоянно
осуществляется большое количество
разнообразных хозяйственных
Баланс организации.
Актив |
на 01.01 |
изме-нения |
на 01.02 |
Пассив |
на 01.01 |
изме-нения |
на 01.02 |
Основные средства |
2000 |
— |
2000 |
Уставный капитал |
2160 |
— |
2160 |
Касса |
20 |
+80 |
100 |
Нераспределенная прибыль |
300 |
-160 |
140 |
Расчетный счет |
500 |
-80 -60 |
360 |
Резервный капитал |
20 |
+160 |
180 |
Материалы |
60 |
+40 |
100 |
Расчеты с поставщиками |
100 |
+40 -60 |
80 |
Баланс |
2580 |
-20 |
2560 |
Баланс |
2580 |
-20 |
2560 |
Операции 1-го типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают только актив баланса, не изменяя валюту баланса. Например: получены с расчетного счета в кассу наличные деньги – 80 ед. Данная операция затрагивает две статьи актива баланса: «Касса» и «Расчетный счет». При этом, статья «Касса» увеличивается на 80 ед., а статья «Расчетный счет» уменьшается на 80 ед., а статья «Расчетный счет» уменьшается на 80 ед. Следовательно, изменения произошли внутри актива баланса, не повлияв на валюту баланса.
Операции 2-го типа изменяют источники формирования имущества организации, т.е. затрагивают только пассив баланса, не изменяя валюту баланса, например: Часть нераспределенной прибыли направлена на пополнение резервного капитала в сумме 160 у. ед. Данная операция затрагивает две статьи пассива баланса: «Нераспределенная прибыль» и «Резервный капитал». При этом, статья «Нераспределенная прибыль» уменьшается на 160 у. ед., а статья «Резервный капитал» увеличивается на эти же 160 у. ед. Следовательно, изменения произошли внутри пассива баланса, не повлияв на валюту баланса.
Операции 3-го типа изменяют одновременно величину имущества и источников его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения и в активе и в пассиве баланса на одну и ту же величину, увеличиваю валюту баланса на эту же величину.
Например: Оприходован, купленный у поставщика материал на 40 ед. Данная операция затрагивает 2 статьи баланса: Одну – активную, другую – пассивную. При этом в активе увеличивается статья «Материалы» на 40 ед., а в пассиве увеличивается статья «Расчеты с поставщиками» на эти же 40 ед. Следовательно изменения произошли и в активе и в пассиве баланса на одну и ту же величину, увеличив валюту баланса на 40 ед.
Операции 4-го типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения и в активе и в пассиве баланса на одну и ту же величину, уменьшая валюту на эту же величину.
Например: С расчетного счета перечислена задолженность поставщикам на 60 ед. Данная организация затрагивает две статьи баланса: одну в активе, другую – в пассиве. При этом в активе уменьшается статья «Расчетный счет» на 60 ед., а в пассиве уменьшается статья «Расчеты с поставщиками» на 60 ед. Следовательно, изменения произошли и в активе и в пассиве на одну и ту же величину, уменьшив валюту баланса на эту же величину.
3.4 Виды бухгалтерских балансов
В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.
Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату и составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
Оборотный баланс помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного
заключительного и ликвидационного балансов.
Вступительный баланс (начальный) - первый баланс, составляемый вначале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества, полученного при его организации, а в пассиве - источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.
Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).
Информация о работе Содержание и функции бухгалтерского учета