Содержание и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 20:29, лекция

Описание работы

Хозяйственный учет и его место в рыночной экономике. Виды хозяйственного учета
Бухгалтерский учет, как информационная система
Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Функции бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования в современных условиях хозяйствования

Файлы: 1 файл

Текст лекций по дисциплине Основы бухгалтерского учета.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет осуществляется на всех стадиях производственно-финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

 

2.4 Метод бухгалтерского  учета и его составные части

 

Метод бухгалтерского учета -  совокупность  приемов и способов, с помощью которых раскрывается содержание  предмета.

   Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка.

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, о также излишки и недостатки имущества организации.

Счета бухгалтерского учета – способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Денежная оценка – денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.

Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

 

2.5 Организация бухгалтерского  учета, его правовое и методическое  обеспечение

 

Организация бухгалтерского учета  - система  условий и элементов построения учетного процесса с целью формирования  достоверной и полной   информации о хозяйственной  деятельности организации.

Способы ведения бухгалтерского учета:

    1) структурным  подразделением - бухгалтерской службой;

    2) бухгалтером;

    3) лично  руководителем  организации;

    4) централизованной бухгалтерией  или специализированной  организацией. 

Полномочия  и ответственность главного бухгалтера на рисунке 2.10.

Структура  бухгалтерского аппарата  представлена на рисунке  2.11.

 

                



 


 




 



   


 


 

 


 

 


 

 


 

 

 



               Рисунок 2.10  Полномочия и ответственность  главного бухгалтера

 

 








          Г


        Р


        У


        П


        П


        Ы


 




 

              Рисунок 2.11 Структура бухгалтерского аппарата

 

Выделяют  три  типа организации структуры бухгалтерий:

 

1)   линейная (иерархическая);

2)   вертикальная (линейно –  штабная);

3)  комбинированная (функциональная).

 

 

ТЕМА 3. Балансовое обобщение

  3.1 Балансовый метод отражения информации

  3.2 Бухгалтерский баланс, его назначение, структура и содержание

  3.3 Изменения в балансе происходящие под влиянием хозяйственных операций

  3.4 Виды бухгалтерских балансов

 

3.1  Балансовый метод отражения информации

  Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерывно изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйственным органом нужно знать, какими активами он располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс –  важнейший источник информации о  финансовом положении организации  за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества  организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечных финансовый результат (прибыль или убыток). Назначение бухгалтерского баланса – итоговое обобщение информации бухгалтерского учета. Составлением бухгалтерского баланса заканчивается процесс сбора информации об определенном периоде производственно-финансовой деятельности организации.

 

3.2 Бухгалтерский баланс, его назначение, структура и содержание

 

Бухгалтерский баланс –  это специальная таблица двусторонней формы. Левая часть, в которой отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации называется активом баланса. Правая часть называется пассивам баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму его участия в создании имущества. Это величина рассматривается как обязательства за полученные ценности или ресурсы.

Буквальный перевод  терминов «актив» и «пассив» условно  отражает характер учитываемых объектов: актив (лат. activus – деятельный) показывает состав, размещение и использование имущества; пассив (лат. passivus -- недеятельный) отражает источники имущества предприятия.

Информация в активе и пассиве группируется по определенным признакам в разделах. Рассмотрим строение бухгалтерского баланса.

Информация в активе сгруппирована по экономической однородности объектов и по их функциональной роли в производственно-финансовой деятельности предприятия. Актив включает 2 раздела:

Раздел 1. «Внеоборотные  активы» содержат информацию о нематериальных активах, основных средствах предприятия и долгосрочных инвестициях.

Раздел 2. «Оборотные активы»  включают информацию о запасах организации, краткосрочных финансовых вложениях, о дебиторской задолженности  и денежных средствах.

Пассив бухгалтерского баланса включает следующие 3 раздела.

Раздел 3. «Капитал и резервы» включает информацию о собственных  источниках предприятия.

Раздел 4. «Долгосрочные  обязательства» содержит информацию о  различных видах долгосрочных заемных  средств.

Раздел 5. «Краткосрочные обязательства» включает информацию о заемных средствах организации краткосрочного характера, кредиторской задолженности и ряда других источников предприятия.

Все разделы актива и  пассива состоят из элементов, которые  занимаются статьями баланса. Каждая статья баланса отражает информацию о конкретном виде имущества или источниках его образования или о группе однородного имущества или источников.

В балансе после наименования каждой статьи указывается номер  счета или счетов, с которых  перенесена данная информация. Каждая статья в балансе занимает одну строку и имеет соответствующий код.

Итог по активу баланса  на начало и конец отчетного периода  должен быть равен итогу по пассиву  на начало и конец отчетного периода  соответственно. Итоги актива и пассива  баланса называется валютой баланса.

 

3.3 Изменения в балансе  происходящие под влиянием хозяйственных  операций

 

В организации постоянно  осуществляется большое количество разнообразных хозяйственных операций. Все они оказывают различное  влияние на количество и состав имущества организации и источники его образования, что неизбежно отражается на балансе. По признаку влияния хозяйственных операций на баланс, они бывают четырех типов.





 


 

 

 

 

 

 

Баланс организации.

Актив

на 

01.01

изме-нения

на 

01.02

Пассив

на 

01.01

изме-нения

на 

01.02

Основные средства

2000

2000

Уставный капитал

2160

2160

Касса

20

+80

100

Нераспределенная прибыль

300

-160

140

Расчетный счет

500

-80

-60

360

Резервный капитал

20

+160

180

Материалы

60

+40

100

Расчеты с поставщиками

100

+40

-60

80

Баланс

2580

-20

2560

Баланс

2580

-20

2560


 

Операции 1-го типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают  только актив баланса, не изменяя  валюту баланса. Например: получены с  расчетного счета в кассу наличные деньги – 80 ед. Данная операция затрагивает две статьи актива баланса: «Касса» и «Расчетный счет». При этом, статья «Касса» увеличивается на 80 ед., а статья «Расчетный счет» уменьшается на 80 ед., а статья «Расчетный счет» уменьшается на 80 ед. Следовательно, изменения произошли внутри актива баланса, не повлияв на валюту баланса.

Операции 2-го типа изменяют источники формирования имущества  организации, т.е. затрагивают только пассив баланса, не изменяя валюту баланса, например: Часть нераспределенной прибыли  направлена на пополнение резервного капитала в сумме 160 у. ед. Данная операция затрагивает две статьи пассива баланса: «Нераспределенная прибыль» и  «Резервный капитал». При этом, статья «Нераспределенная прибыль» уменьшается на 160 у. ед., а статья «Резервный капитал» увеличивается на эти же 160 у. ед. Следовательно, изменения произошли внутри пассива баланса, не повлияв на валюту баланса.

Операции 3-го типа изменяют одновременно величину имущества и  источников его формирования, при  этом изменения происходят в сторону  увеличения и в активе и в пассиве баланса на одну и ту же величину, увеличиваю валюту баланса на эту же величину.

Например: Оприходован, купленный  у поставщика материал на 40 ед. Данная операция затрагивает 2 статьи баланса: Одну – активную, другую – пассивную. При этом в активе увеличивается статья «Материалы» на 40 ед., а в пассиве увеличивается статья «Расчеты с поставщиками» на эти же 40 ед. Следовательно изменения произошли и в активе и в пассиве баланса на одну и ту же величину, увеличив валюту баланса на 40 ед.

Операции 4-го типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения и в активе и в пассиве баланса на одну и ту же величину, уменьшая валюту на эту же величину.

Например: С расчетного счета перечислена задолженность поставщикам на 60 ед. Данная организация затрагивает две статьи баланса: одну в активе, другую – в пассиве. При этом в активе уменьшается статья «Расчетный счет» на 60 ед., а в пассиве уменьшается статья «Расчеты с поставщиками» на 60 ед. Следовательно, изменения произошли и в активе и в пассиве на одну и ту же величину, уменьшив валюту баланса на эту же величину.

 

3.4 Виды бухгалтерских балансов

 

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.

Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке   имущество   хозяйствующего   субъекта   и   источники   образования имущества по состоянию на определенную дату и составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного

заключительного и ликвидационного  балансов.

Вступительный баланс (начальный) - первый баланс, составляемый вначале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества, полученного    при    его    организации,    а   в   пассиве   -   источники   его возникновения.   Вступительный   баланс   содержит   меньше   статей,   чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за   определенный   период   времени.   Перед   составлением   вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.

Заключительный  баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).

Информация о работе Содержание и функции бухгалтерского учета