Содержание и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 20:29, лекция

Описание работы

Хозяйственный учет и его место в рыночной экономике. Виды хозяйственного учета
Бухгалтерский учет, как информационная система
Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Функции бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования в современных условиях хозяйствования

Файлы: 1 файл

Текст лекций по дисциплине Основы бухгалтерского учета.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Организации при необходимости  могут по согласованию с Минфином РФ вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя  свободные номера счетов. Субсчета предусмотренные в типовом Плане  счетов, могут объединяться, исключаться  и вводиться дополнительно.

Порядок ведения аналитических  счетов устанавливается организацией исходя из инструкций и других нормативных  актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.

Все синтетические счета имеют  двузначный шифр (от 01 до 99). Сета разбиты на 8 разделов:

1. Внеоборотные активы.

2. Производственные запасы.

3. Затраты на производство.

4. Готовая продукция и товары.

5. Денежные средства.

6. Расчеты.

7. Капитал.

8. Финансовые результаты.

В каждом разделе имеются свободные  номера на случай дополнительного ведения счетов.

Субсчета отдельных синтетических  счетов нумеруются  по порядку в  пределах каждого счета. Номера субсчетов  добавляются к шифру синтетического счета. Например к счету 50 «Касса»  открыты следующие субсчета:

1. Касса организации.

2. Операционная касса.

3. Денежные документы.

Забалансовые счета даны в приложении к типовому Плану счетов.

Планом счетов бухгалтерского учета  для всех организаций предусмотрено 99 счетов; практически в настоящее  время используется 60 счетов, а остальные  номера пока свободны.

Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 года с 1 января 2001 года был введен новый  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации. В инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета отражены единые подходы к применению Плана счетов, приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, дана типовая схема корреспонденции счетов.

Российский план счетов бухгалтерского учета отличается несколько от Планов счетов, принятых в международном бухгалтерском учете, однако эти различия не столь существенны и не требуют значительных преобразований в бухгалтерском учете российских организаций. Новый план счетов, используя международный опыт отражает национальные особенности бухгалтерского учета на современном этапе развития российской экономики.

 

ТЕМА 5.  Учетные регистры бухгалтерского учета

5.1 Учетные регистры и их роль в бухгалтерском учете

  5.2 Виды и формы учетных регистров

  5.3 Способы выявления ошибок в счетных записях и порядок их исправления

  5.4 Формы бухгалтерского учета

  5.5 Принципы и международные стандарты бухгалтерского учета

            

5.1 Учетные регистры  и их роль в бухгалтерском  учете

 В процессе хозяйственной деятельности на предприятиях происходит множество хозяйственных операций, которые оформляются документами. Данные документов после проверки и обработки группируют и записывают в определенном порядке. Документы, в которые осуществляется этот этап учетной работы, называется учетными регистрами. Они являются важнейшим средством ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, получения показателей, характеризующих хозяйственную деятельность.

Учетные регистры группируются по ряду признаков (рис. 5.1).

Рис. 5.1 Группировка регистров бухгалтерского учёта

 

5.2 Виды и формы учетных  регистров

 

В настоящее время широкое распространение  получили комбинированные регистры систематического учета, объединяющие синтетические и аналитические  записи, что повышает достоверность  и экономичность учета. Примером могут служить журналы-ордера.

Есть особые регистры, занимающие промежуточное  положение между  первичными документами   и   учетными   регистрами   -   накопительные   и группировочные ведомости.

Наибольшее распространение получили регистры количественно-суммового учета из-за их простоты и возможности использования их для учета затрат на производство, т.е,  по тем счетам,  которые необходимо группировать по отдельным видам показателей. К ним относятся свободные листы, карточки, книги аналитического и синтетического учета.

Записи в учетные регистры производят вручную и на машинах линейным и шахматным способом. В первом случае дебетовые и кредитовые записи делаются на одной строке (контокоррентные карточки). При шахматной форме сумма по хозяйственной операции записывается лишь один раз, но одновременно по дебету и кредиту соответствующих счетов (шахматные ведомости). Таким образом, содержание записи в учетных регистрах определяется видом учетного регистра, его построением и назначением.

 

5.3 Способы выявления  ошибок в счетных записях и  порядок их исправления

 

При составлении первичных документов или учетных регистров могут быть допущены ошибки. Они должны быть выявлены и исправлены.

При большом количестве записей в учетных регистрах  для обнаружения ошибок в них используется сплошная проверка (пунктировка записей). Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, в которых обнаружена ошибка, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставится специальный значок (V) для того, чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие - нет.

Выборка - способ выявления ошибок при несовпадении итогов синтетического и аналитического учета. Для этого делают выборку сумм из аналитических счетов по статьям или субсчетам синтетического счета. Затем подсчитывают итоги выборки и сравнивают с данными синтетического счета.

При неправильно составленных проводках  ошибки выявляются путем просмотра  их и ознакомления с первичными документами, на основании которых были составлены проводки.

После того, как ошибки найдены, производят их исправление.

Корректурный способ применяется для исправления ошибок в документах (кроме кассовых и банковских) до подведения итогов в них. Исправление производится путем зачеркивания неправильных и надписывания правильных записей, заверенных подписью исправляющего с оговоркой «Исправлено»

Ошибки, допущенные в корреспонденции  счетов и повторенные в разных учетных регистрах, исправляются способом «дополнительных проводок». Этот способ применяется при правильной корреспонденции счетов, если запись сделана в меньшей сумме. В этом случае на разницу составляется дополнительная проводка на сумму, недостающую до правильной.

 

5.4 Формы бухгалтерского учета

 

 Под формой бухгалтерского учёта понимают определенную систему построения и сочетания учётных регистров, последовательности и способов записи в них.

Основными признаками, определяющими  ту или иную форму, являются:

- виды применяемых регистров,  взаимосвязь между ними;

- последовательность и  способы записи в них;

- применение средств  вычислительной техники.

В настоящее время применяются  следующие формы бухгалтерского учёта: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная.

Мемориально-ордерная форма возникла в нашей стране в 30-е годы. Своё название получила от учётного регистра – мемориальный ордер. Мемориальные ордера являются документами бухгалтерского оформления, в которых указываются проводки по хозяйственным операциям. За каждым мемориальным ордером закрепляется постоянный номер, что позволяет составить лишь один ордер в месяц на каждую группу однородных операций. Документы, на основе которых производятся записи в мемориальный ордер, подшиваются к нему.

Проводки из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги (Контрольной ведомости), которая является синтетическим регистром систематического учёта. В Главной книге содержаться только синтетические счета, каждому из которых отводится отдельный лист. В левой стороне счёта отражаются дебетовые записи, в правой – кредитовые.

Записи производятся по шахматному принципу, т.е. с указанием  корреспонденции счетов.

На основании итогов Главной книги составляется оборотная  ведомость по синтетическим счетам или шахматная оборотная ведомость. Итоги ее оборотов по дебету и кредиту сверяются с итогами журнала регистрации мемориальных ордеров для проверки полноты отражения хозяйственных операций.

На основании оборотной ведомости  по синтетическим счетам составляют баланс.

Разновидностью мемориально-ордерной формы является форма «Журнал-Главная». Она рассчитана для предприятий с количеством синтетических счетов 20-25. При этой форме на основании документов или накопительных ведомостей также составляются мемориальные ордера.

Главное ее отличие от мемориально-ордерной формы заключается  в том, что составляется комбинированный регистр «Журнал-Главная книга». В нем хронологическая регистрация мемориальных ордеров совмещена с систематической записью по синтетическим счетам.

Журнал-Главная книга  представляет собой регистр, в котором  одна сторона отражает структуру регистрационного журнала (т.е. номер мемориального ордера, дату его составления, суммы по мемориальным ордерам), другая сторона предназначается для записи операций по дебету и кредиту синтетических счетов.

Журнал-Главная книга  содержит  остатки  на  начало  месяца  по  всем синтетическим счетам, в конце месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту счета и выводятся остатки на конец месяца. Наличие этих данных позволяет не составлять оборотную ведомость по синтетическим счетам.

Баланс составляется по данным Журнала-Главной книги.

Аналитический учет ведется в книгах, по данным которых составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам. Итоги ведомостей сверяются с данными Журнала-Главной книги.

Достоинством формы  является сочетание в Журнале-Главной книге хронологических и синтетических записей, простота учетных регистров. Однако при большом количестве счетов Журнал-Главная книга становится громоздкой, что приводит к ошибкам в записях.

Журнально-ордерная форма явилась результатом длительных поисков более совершенных форм учета и получила развитие в начале 40-х годов. С января I960 г. применяется единая журнально-ордерная форма для предприятий всех отраслей.

Основными регистрами являются журналы-ордера, поэтому и форма называется журнально-ордерной. Журнал-ордер -это регистр, в котором сочетаются хронологические и систематические, а также аналитические и синтетические формы записи.

Журналы-ордера ведутся  непосредственно на основе первичных  документов только по счетам с небольшим числом отражаемых в них операций. При большом количестве однородных первичных документов данные их сначала накапливаются в накопительных и группировочных вспомогательных ведомостях или таблицах, итоги которых в конце месяца переносятся в соответствующие журналы-ордера.

Журналы-ордера имеют свой постоянный номер и открываются для каждого  синтетического счета или нескольких взаимосвязанных счетов.

Журналы-ордера построены  по кредитовому принципу. Журналы-ордера  кредиту  одного  или  нескольких однородных счетов. Заранее предусмотрена типовая корреспонденция счетов, что уменьшает вероятность появления ошибок. Журналы-ордера имеют различное строение в зависимости от особенностей учитываемых объектов. По содержанию и форме их можно подразделить на три группы.

Журналы-ордера первой группы состоят из двух частей. Первая часть - собственно журнал-ордер; в нем регистрируются кредитовые обороты по счету.

Итоги из журналов-ордеров  переносятся в Главную книгу, которая ведется в течение года. В ней для каждого синтетического счета отведена отдельная страница.

Главная книга ведется по дебетовому признаку. В нее дебетовые обороты переносятся из разных журналов-ордеров, а затем подсчитывается общий оборот по дебету соответствующего счета. Кредитовые обороты переносятся ич разных журналов-ордеров общей суммой. В главной книге проверяется путем подсчета оборотов и остатков по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов и кредитовых остатков должны быть соответственно равны. На основании конечных остатков в Главной книге составляется сальдовый баланс. Данные накопительных ведомостей, журналов-ордеров и Главной книги позволяют получить данные для составления отчетности без дополнительных выборок.

На предприятиях малого бизнеса  нашли применение упрощенные формы бухгалтерского учета. В настоящее время наибольшее распространение получили две: простая форма и форма учета с использованием регистров для учета имущества.

Простая форма применяется на предприятиях при следующих условиях:

  • отсутствие собственных основных средств;
  • полном использовании   в производстве поступивших в отчетном месяце материалов;
  • расчетах с поставщиками и покупателями по факту совершения операций;

Информация о работе Содержание и функции бухгалтерского учета