Содержание и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 20:29, лекция

Описание работы

Хозяйственный учет и его место в рыночной экономике. Виды хозяйственного учета
Бухгалтерский учет, как информационная система
Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Функции бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования в современных условиях хозяйствования

Файлы: 1 файл

Текст лекций по дисциплине Основы бухгалтерского учета.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

- простом производственном цикле и ежемесячной продажей продукции;

- учете доходов и расходов на основе полученных денежных средств.

При  простой форме бухгалтерского учета на основе данных первичных  документов ведется комбинированных регистр синтетического и аналитического учета - «Книга учета хозяйственных операций» по форме К-1. В книге отражаются остатки по счетам на начало года по видам имущества, обязательств и т.д.

В течение года в хронологическом порядке линейно-позиционным способом Фиксируется движение имущества, источников и затрат по всем счетам способом двойной записи. Затраты на производство (К-т сч. 20) списываются на себестоимость проданной продукции, работ и услуг (Дт сч, 90). Финансовый результат от продажи выявляется путем сопоставления кредитового и дебетового оборотов по счету 90 «Продажи». При получении убытков делается обратная запись. В конце месяца в регистре подсчитываются обороты и остатки. Итог оборотов по дебету и кредиту используемых на предприятии счетов должен быть равен итоговой сумме по графе 4 «Книги учета хозяйственных операций».

Форма учёта с использованием регистров бухгалтерского учёта имущества применяется на малых предприятиях, имеющих собственные основные средства, производственные запасы и осуществляющих расчёты с покупателями и поставщиками на основе предварительной или последующей оплаты счетов (рис. 7.5).

Учётными регистрами являются ведомости:

- ведомость учёта основных средств,  начисленных амортизационных отчислений (износа) (форма №В-1);

- ведомость учёта производственных  запасов, товаров, готовой продукции  и НДС, уплаченного по ценностям (форма №В-2);

  • ведомость учета затрат на производство (форма № В-3);
  • ведомость учета денежных средств и фондов (форма № В-4);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-5);
  • ведомость учета продажи (форма № 6 - оплата);

- ведомость расчета с поставщиками (форма № В-7);

- ведомость учета оплаты труда (форма № В-8).

Все указанные регистры являются комбинированными, записи в  которых осуществляются на основе первичных  документов, как в аналитическом  так и синтетическим разрезах. Обобщение данных синтетического учета и контроль правильности осуществления записей в ведомостях осуществляется путем составления в конце месяца регистра шахматной формы «Ведомости» (форма № В-9). В шахматную ведомость из ведомостей учета заносят обороты по кредиту синтетического счета в корреспонденции с дебетом разных счетов и подсчитывают обороты по дебету счетов. Совпадение дебетовых и кредитовых оборотов свидетельствует о правильности и полноте отражения операций в ведомостях текущего учета. Шахматная ведомость (форма № В-9) служит основанием для записей в оборотную ведомость.

Таблично-автоматизированная форма бухгалтерского учета  базируется на широком использовании в учете ЭВМ. Основные черты данной формы заключается в следующем:

- полная автоматизация сбора,  передачи, систематизации и обработки информации;

- использование, кроме обычных носителей бухгалтерской информации магнитных носителей - магнитных лент, магнитных дисков;

- интеграция учета на основе однократного ввода и многократного использования первичной информации;

- осуществление программной группировки дебетовых и кредитовых оборотов на основе принципа двойной записи;

-  автоматизация логических операций бухгалтерского учета;

- решение задач бухгалтерского учета в двух режимах – регламентом, запросном;

  • получение выходной информации в виде печатных регистров и видеограмм:
  • возможность получения расшифровки печатных показателей по запросам пользователей.

Таблично-автоматизированная форма бухгалтерского учета продолжает развиваться в связи с множеством типов ЭВМ и других средств оргтехники, а также программного обеспечения; могут применяться различные технологии машиной обработки информации.

 

 

5.5 Принципы и международные  стандарты бухгалтерского учета

 

Международные стандарты  финансовой  отчетности (МСФО) – это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер.

Цель разработки  МСФО  -  гармонизация национальных  систем учета и отчетности для повышения потребительских  качеств  финансовой  отчетности.

Принципы  МСФО:

1)  начисление;

2)   непрерывность деятельности;

3)  значимость;

4)  достоверность; 

5)  приоритет содержания над  формой;

6)  осторожность.

Все  национальные учетные системы  в своей основе имеют  одну из трех моделей:

      1) британо - американскую;

      2)  континентальную  (европейскую);

      3)  южноамериканскую.

Страны могут:

  1. полностью использовать МСФО;
  2. использовать национальные  стандарты;
  1. приспособить МСФО к национальным особенностям.

 

 

ТЕМА 6.  Учет денежных средств                                                                        

    6.1 Задачи учета денежных средств

    6.2 Учет кассовых операций и их документальное оформление

    6.3 Учет операций на счетах в банке (расчетном, валютном и прочих счетах).

 

6.1 Задачи учета денежных  средств

    В соответствии с законодательством платежи между юридическими лицами осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Валютой расчетов служит рубль. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, расчетные операции могут совершаться в иностранных валютах.

 

6.2 Учет кассовых операций  и их документальное оформление

  

«Порядок ведения кассовых операций в РФ» - решение ЦБ от 22.10.93 г. №40. Наличные деньги хранятся в кассе в пределах лимита. Лимит устанавливается банком по согласованию с руководителем предприятия. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выдачи з/п в течение 3 рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.

Первичные документы по кассе.

Деньги приходуются на основании  ПКО; лицам, вносящим деньги в кассу, выдается квитанция. Выдача денег из кассы – на основании РКО.

З/п, пособия, стипендии выплачиваются  по платежам, ведомостям без составления ГКО на каждого получателя. По истечению установленного срока выплаты з/п платежная ведомость закрывается (в ней указывается фактически выплаченная и депонированная сумма). На платежной ведомости проставляется штамп с реквизитами ОКО (номер, дата) и выписывается ГКО на всю выданную сумму.

Депонированные суммы также  сдаются в банк по ГКО. Документы  должны быть заполнены в день совершения операции.

На эти первичные документы  регистрируются в журнале регистрации  ГКО и ПКО. В этом журнале этим документам присваивается порядковый номер. Целевое использование средств и полнота произведенных кассиром операций. Кассир ведет кассовую книгу. Каждое предприятие должно иметь только одну кассовую книгу.

Требования к кассовой книге.

 Запись в кассовой книге в 2 экземплярах через копирку. Вторые экземпляры отрывные, они служат отчетом кассира. В кассовой книге допускаются исправления, но они должны быть оговоренными, заверенными. Записи в кассовую книгу производятся сразу же после получения или выдачи денег. Ежедневно в конце рабочего дня кассир должен подсчитать итоги операции за день, вывести остаток и передать в бухгалтерию отчет с ПКО и ГКО под расписку бухгалтерии в кассовой книге. Все первичные документы должны быть погашены. Расчеты через кассу наличными с юридическими лицами по одной сделке ограничены суммой 100000 руб.

За неправильное ведение кассовых операций на предприятие налагается штраф от 400 до 500 МРОТ. На руководителя и главного бухгалтера – от 40 до 50 МРОТ.

Если предприятие имеет экспортные или импортные операции, то предприятие открывает счет «Касса в валюте 50-2».

Операции с иностранной валютой  отражаются как в валюте, так и  в рублях путем пересчета валюты в рубли по курсу ЦБ РФ. В кассовой книге записи осуществляются в рублях, но одновременно необходимо вести регистры аналогичного учета по каждому виду иностранной валюты. Эти регистры могут быть оформлены в виде реестра, карточек аналитического учета или иметь такой же вид как страницы кассовой книги.

В связи с изменением курса валют  возникают курсовые разницы, которые также подлежат отражению в кассовой книге. На курсовую разницу составляется бухгалтерская справка, которая служит основанием для записей в кассовую книгу.

При росте курса проводка:

Д50 – К91 – прочие доходы и расходы.

Если курс падает, то Д91-К50.

Пересчет валюты в рубли по новому курсу должен производиться как  на дату совершения операции с валютой, так и на дату составления отчетности. (50-3)

Денежные документы  – почтовые марки, марки госпошлины, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, приобретенные и оплаченные авиа и ж/д билеты, проездные.

Поступление и выдача денежных документов производится по ПКО и РКО.

Ежемесячно кассир составляет отчет  по движению ден. док-тов.

Приобретение путевки: Д50-3 – К70-6

Выданы работнику: Д73-К50-3

Деньги за путевку: Д50-1 – К70-3.

В кассе хранятся бланки строгой  отчетности – трудовые книжки, вкладные листы к ним, квитанции путевых  листов. Учет бланков на забалансовом счете 006 – бланки строгой отчетности.

В конце месяца отчет о движении бланков на основании ПКО и РКО.

Кассир – материально ответственное  лицо. При принятии на работу заключают  с ним договор о полной материальной ответственности. Периодически должна проводиться внезапная ревизия  кассы. Составляется акт ревизии.

94 – недостачи и потери

Д94-К50

Д73-2 – К94(расчеты по возмещению материального ущерба) или Д50,70 –  К73-2

Излишки: Д50-К91.

Контроль за правильным ведением кассовой книги  возлагается на главного бухгалтера организации.

Кассир при  поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций и заключить с администрацией организации договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный организации в результате как умышленных действий, так и небрежного либо недобросовестного отношения к своим обязанностям, в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию.

Руководители  организаций обязаны оборудовать  кассу и обеспечить сохранность денег в ее помещении, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций закрыты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

 

6.3 Учет операций на  счетах в банке (расчетном, валютном и прочих счетах)

 

В процессе хозяйственной  деятельности у организаций возникают  производственные взаимоотношения  с множеством физических и юридических  лиц, которые приводят к возникновению обоюдных расчетных обязательств. По выполнении работниками производственных заданий у организации возникают обязательства по оплате их труда, а также по отчислениям от нее единого социального налога. При получении или продаже организацией материальных ценностей, выполнении работ или оказании услуг у нее возникают расчетные обязательства перед поставщиками и подрядчиками, а также покупателями их продукции, работ и услуг.

Расчеты организации  с работниками по оплате труда  осуществляются, как правило, путем выдачи наличных денежных средств из кассы.

Расчеты между  организациями производятся в безналичной  форме путем перевода денежных средств  с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании  расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

распоряжение  плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

распоряжение  получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика  и перечисление на счет, указанный  получателем средств (взыскателем).

При этом могут  использоваться:

платежные поручения - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в другом банке;

чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодателю;

аккредитивы - условное денежное обязательство, принимаемое  банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств  по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи;

Информация о работе Содержание и функции бухгалтерского учета