Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 20:29, лекция
Хозяйственный учет и его место в рыночной экономике. Виды хозяйственного учета
Бухгалтерский учет, как информационная система
Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Функции бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования в современных условиях хозяйствования
- простом производственном цикле и ежемесячной продажей продукции;
- учете доходов и расходов на основе полученных денежных средств.
При простой форме бухгалтерского учета на основе данных первичных документов ведется комбинированных регистр синтетического и аналитического учета - «Книга учета хозяйственных операций» по форме К-1. В книге отражаются остатки по счетам на начало года по видам имущества, обязательств и т.д.
В течение года в хронологическом порядке линейно-позиционным способом Фиксируется движение имущества, источников и затрат по всем счетам способом двойной записи. Затраты на производство (К-т сч. 20) списываются на себестоимость проданной продукции, работ и услуг (Дт сч, 90). Финансовый результат от продажи выявляется путем сопоставления кредитового и дебетового оборотов по счету 90 «Продажи». При получении убытков делается обратная запись. В конце месяца в регистре подсчитываются обороты и остатки. Итог оборотов по дебету и кредиту используемых на предприятии счетов должен быть равен итоговой сумме по графе 4 «Книги учета хозяйственных операций».
Форма учёта с использованием регистров бухгалтерского учёта имущества применяется на малых предприятиях, имеющих собственные основные средства, производственные запасы и осуществляющих расчёты с покупателями и поставщиками на основе предварительной или последующей оплаты счетов (рис. 7.5).
Учётными регистрами являются ведомости:
- ведомость учёта основных
- ведомость учёта
- ведомость расчета с поставщиками (форма № В-7);
- ведомость учета оплаты труда (форма № В-8).
Все указанные регистры являются комбинированными, записи в которых осуществляются на основе первичных документов, как в аналитическом так и синтетическим разрезах. Обобщение данных синтетического учета и контроль правильности осуществления записей в ведомостях осуществляется путем составления в конце месяца регистра шахматной формы «Ведомости» (форма № В-9). В шахматную ведомость из ведомостей учета заносят обороты по кредиту синтетического счета в корреспонденции с дебетом разных счетов и подсчитывают обороты по дебету счетов. Совпадение дебетовых и кредитовых оборотов свидетельствует о правильности и полноте отражения операций в ведомостях текущего учета. Шахматная ведомость (форма № В-9) служит основанием для записей в оборотную ведомость.
Таблично-автоматизированная форма бухгалтерского учета базируется на широком использовании в учете ЭВМ. Основные черты данной формы заключается в следующем:
- полная автоматизация сбора, передачи, систематизации и обработки информации;
- использование, кроме обычных носителей бухгалтерской информации магнитных носителей - магнитных лент, магнитных дисков;
- интеграция учета на основе однократного ввода и многократного использования первичной информации;
- осуществление программной группировки дебетовых и кредитовых оборотов на основе принципа двойной записи;
- автоматизация логических операций бухгалтерского учета;
- решение задач бухгалтерского учета в двух режимах – регламентом, запросном;
Таблично-автоматизированная
форма бухгалтерского учета продолжает
развиваться в связи с
5.5 Принципы и международные стандарты бухгалтерского учета
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер.
Цель разработки МСФО - гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств финансовой отчетности.
Принципы МСФО:
1) начисление;
2) непрерывность деятельности;
3) значимость;
4) достоверность;
5) приоритет содержания над формой;
6) осторожность.
Все национальные учетные системы в своей основе имеют одну из трех моделей:
1) британо - американскую;
2) континентальную (европейскую);
3) южноамериканскую.
Страны могут:
ТЕМА 6. Учет денежных средств
6.1 Задачи учета денежных средств
6.2 Учет кассовых операций и их документальное оформление
6.3 Учет операций на счетах в банке (расчетном, валютном и прочих счетах).
6.1 Задачи учета денежных средств
В соответствии с законодательством платежи между юридическими лицами осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Валютой расчетов служит рубль. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, расчетные операции могут совершаться в иностранных валютах.
6.2 Учет кассовых операций и их документальное оформление
«Порядок ведения кассовых операций в РФ» - решение ЦБ от 22.10.93 г. №40. Наличные деньги хранятся в кассе в пределах лимита. Лимит устанавливается банком по согласованию с руководителем предприятия. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выдачи з/п в течение 3 рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.
Первичные документы по кассе.
Деньги приходуются на основании ПКО; лицам, вносящим деньги в кассу, выдается квитанция. Выдача денег из кассы – на основании РКО.
З/п, пособия, стипендии выплачиваются по платежам, ведомостям без составления ГКО на каждого получателя. По истечению установленного срока выплаты з/п платежная ведомость закрывается (в ней указывается фактически выплаченная и депонированная сумма). На платежной ведомости проставляется штамп с реквизитами ОКО (номер, дата) и выписывается ГКО на всю выданную сумму.
Депонированные суммы также сдаются в банк по ГКО. Документы должны быть заполнены в день совершения операции.
На эти первичные документы регистрируются в журнале регистрации ГКО и ПКО. В этом журнале этим документам присваивается порядковый номер. Целевое использование средств и полнота произведенных кассиром операций. Кассир ведет кассовую книгу. Каждое предприятие должно иметь только одну кассовую книгу.
Требования к кассовой книге.
Запись в кассовой книге в 2 экземплярах через копирку. Вторые экземпляры отрывные, они служат отчетом кассира. В кассовой книге допускаются исправления, но они должны быть оговоренными, заверенными. Записи в кассовую книгу производятся сразу же после получения или выдачи денег. Ежедневно в конце рабочего дня кассир должен подсчитать итоги операции за день, вывести остаток и передать в бухгалтерию отчет с ПКО и ГКО под расписку бухгалтерии в кассовой книге. Все первичные документы должны быть погашены. Расчеты через кассу наличными с юридическими лицами по одной сделке ограничены суммой 100000 руб.
За неправильное ведение кассовых операций на предприятие налагается штраф от 400 до 500 МРОТ. На руководителя и главного бухгалтера – от 40 до 50 МРОТ.
Если предприятие имеет
Операции с иностранной
В связи с изменением курса валют возникают курсовые разницы, которые также подлежат отражению в кассовой книге. На курсовую разницу составляется бухгалтерская справка, которая служит основанием для записей в кассовую книгу.
При росте курса проводка:
Д50 – К91 – прочие доходы и расходы.
Если курс падает, то Д91-К50.
Пересчет валюты в рубли по новому курсу должен производиться как на дату совершения операции с валютой, так и на дату составления отчетности. (50-3)
Денежные документы – почтовые марки, марки госпошлины, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, приобретенные и оплаченные авиа и ж/д билеты, проездные.
Поступление и выдача денежных документов производится по ПКО и РКО.
Ежемесячно кассир составляет отчет по движению ден. док-тов.
Приобретение путевки: Д50-3 – К70-6
Выданы работнику: Д73-К50-3
Деньги за путевку: Д50-1 – К70-3.
В кассе хранятся бланки строгой отчетности – трудовые книжки, вкладные листы к ним, квитанции путевых листов. Учет бланков на забалансовом счете 006 – бланки строгой отчетности.
В конце месяца отчет о движении бланков на основании ПКО и РКО.
Кассир – материально
94 – недостачи и потери
Д94-К50
Д73-2 – К94(расчеты по возмещению материального ущерба) или Д50,70 – К73-2
Излишки: Д50-К91.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.
Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций и заключить с администрацией организации договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный организации в результате как умышленных действий, так и небрежного либо недобросовестного отношения к своим обязанностям, в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию.
Руководители
организаций обязаны
6.3 Учет операций на счетах в банке (расчетном, валютном и прочих счетах)
В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают производственные взаимоотношения с множеством физических и юридических лиц, которые приводят к возникновению обоюдных расчетных обязательств. По выполнении работниками производственных заданий у организации возникают обязательства по оплате их труда, а также по отчислениям от нее единого социального налога. При получении или продаже организацией материальных ценностей, выполнении работ или оказании услуг у нее возникают расчетные обязательства перед поставщиками и подрядчиками, а также покупателями их продукции, работ и услуг.
Расчеты организации с работниками по оплате труда осуществляются, как правило, путем выдачи наличных денежных средств из кассы.
Расчеты между организациями производятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При этом могут использоваться:
платежные поручения - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в другом банке;
чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодателю;
аккредитивы - условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи;
Информация о работе Содержание и функции бухгалтерского учета