Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Барки».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 02:31, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение и предложение совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Барки».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическое содержание учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- дать экономическую характеристику современного состояния предприятия;
- раскрыть сущность и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- изучить цели аудиторских проверок и источники информации
- Сделать соответствующие выводы и предложения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
1.1 Экономическое содержание учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………..……………………………...6
1.2 Нормативное регулирование и изученность вопросов учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………….10
1.3 Организационно-экономическая характеристика и состояние учетной работы ОАО «Барки» Иркутского района Иркутской области………………………………………………………………….........16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
2.1 Основные формы безналичных расчетов……………………………...21
2.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ……………………..25
2.3 Совершенствование учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками……………………………………………………………......35
3 АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
3.1 Цель проверки и источники информации………….………………….39
3.2 Планирование аудиторской деятельности……………………………..42
3.3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………57

Файлы: 1 файл

ира попова.docx

— 113.69 Кб (Скачать файл)

В статье «Анализ и управление дебиторской задолженностью» О.В. Ковалев пишет «После поступления  сопроводительных документов на отгрузку МПЗ, принятых в порядке неотфактурованных  поставок, по кредиту счета 60 должна быть отражена их стоимость, указанная  в расчетных документах. Кроме  того, по кредиту 60 будет отражен  налог на добавленную стоимость  по поступившим МПЗ на основании  счета–фактуры поставщика»[25, с.19].

Н.В.Бересневым в статье «Если  счет-фактура исправлен» обращено внимание на то, как правильно нужно оформлять  документы, « Счет-фактуры составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут регистрироваться в книге покупок до внесения исправлений, заверенных продавцом (подписью руководителя организации или индивидуальным предпринимателем и печатью организации с указанием даты внесения исправлений.)»[12, с.17].

Поскольку гражданское законодательство не содержит никаких специальных  требований к порядку документального  оформления взаимозачета, стороны имеют  право составить документ, подтверждающий проведение взаимных требований, в  любой форме с соблюдением  требований, предъявляемых к первичным  учетным документам п.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». На практике проведение взаимозачета оформляется  дополнительным к основным договорам  соглашением о проведении зачета, которое подписывается обеими сторонами. Поскольку при проведении взаимозачета происходит погашение дебиторских  и кредиторских задолженностей (прекращение  взаимных обязательств сторон), для  целей налогообложения проведение взаимозачета приравнивается к оплате. Поэтому, если организация погашает свою задолженность перед поставщиком  товаров (работы, услуг) путем проведения взаимозачета, то указанные товары (работы, услуги) следует считать  оплаченными, в том отчетном периоде, в котором был произведен взаимозачет (т.е. в том периоде, в котором  был подписан документ о проведении взаимозачета).

Кондраковым Н.П. в учебнике бухгалтерский учет написано «Счета-фактуры  в книге покупок регистрируются в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров, работ и услуг. В случае использования в непроизводственной сфере товара, по которому произведен зачет НДС, в книге покупок делается запись, корректирующая эту сумму НДС, т. е. уменьшается НДС, принимаемый к зачету»[28, с.326].

Так же большое внимание уделяется вопросам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, кандидат экономических наук И.В  Барсуковой в статье «Инвентаризация  дебиторской и кредиторской задолженности  » пишет что, «В отношении неоплаченных в срок расчетных документов, а  также по неотфактурованным поставкам  должен быть проверен счет 60. Организации  направляют выписки из лицевых счетов числящихся за ними задолженности. Организации-дебиторы должны подтвердить остаток задолженности  или привести свои возражения»[9, с.15].

О.В.Ковалевым в статье «Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками» отмечено что, «Согласно  пункту 78 Положения по ведению бухгалтерского учета статьи 250 НКРФ суммы кредиторской задолженности, по которым истек  срок исковой давности, списывают  по каждому обязательству на основании  данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования приказа  руководителя организации и относятся  на финансовые результаты организации  с отнесением соответствующих сумм на внереализационные доходы»[25, с.25].

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование  представлено четырьмя уровнями: законодательный  – федеральные законы и указы  президента РФ, нормативный, методический и организационный – устав  организации, учетная политика организации.

Документы первого уровня прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета, а так же предоставление бухгалтерской отчетности. Особое место  в данном уровне занимает Федеральный  Закон, в нём закреплен ряд  важных принципов и правил бухгалтерского учета, определена организационная  основа регулирования бухгалтерского учета, изложены основы его ведения, начиная с первичных учетных  документов и заканчивая бухгалтерской  отчетностью.

Федеральные законы и указы  президента решают важные вопросы, касающиеся отдельных моментов организации  учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости  от особенностей организационно-правовой формы.

Особое место с точки  зрения учета затрат занимает Налоговый  кодекс в нём есть положение о  том, что налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций. Для целей  налогообложения убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных  долгов, а в случае создания налогоплательщиком резерва по сомнительным долгам –  суммы безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва, приравниваются к внереализационным расходам. То есть в целях налогового учета суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации, признаются внереализационным расходами.

Одним из основных нормативных  документов, регламентирующих учет расчетов в Российской Федерации является Гражданский Кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым все  расчеты по поставкам сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей, по услугам (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа), выполненным работам (капитальный  и текущий ремонт) осуществляются по договорам поставки. В этом документе  заложены основы обязательственного права: понятие обязательства, основания  его возникновения, определение, изменение  договоров и пр. Обязательства  исполняются в соответствии с  организации, установившие в договоре отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования  и распределения отгруженной  продукцией и риска ее случайной  гибели от организации к покупателю (заказчику), могут определять в бухгалтерском  учете выручку на дату поступления  денежных средств в оплату отгруженной  продукции на расчетный счет в  банке либо в кассу, а также  на дату зачета взаимных требований по расчетам.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что:

- предельный срок взыскания  дебиторской задолженности (срок  исковой давности) установлен в  три года, по истечении которого  задолженность подлежит списанию;

- кредитор вправе предусмотреть  в договоре наличие залога  под отгруженную продукцию, предметом  которого может быть всякое  имущество, включая вещи и имущественные  права. В случае невыполнения  покупателем своих обязательств  по оплате продукции взыскание  может быть обращено на предмет  залога в порядке, установленном  договором, если законом о залоге  не предусмотрен иной порядок.

Законом «О бухгалтерском  учете» установлены единые правовые и методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации и, в частности, предусмотрена оценка и инвентаризация обязательств предприятия. Согласно этому  закону, все хозяйственные операции подлежат современной регистрации  на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных  документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской  задолженности должен быть отражен  в учете, как правило, после выполнения организацией-кредитором товарной части  сделки - после отгрузки продукции.

Второй уровень системы  нормативного регулирования формируют  положения по бухгалтерскому учету  и аудиту, утверждаемые Минфином России и Правительством РФ. В данных документах обобщены принципы и базовые правила  бухгалтерского учета и аудита.

Положением по бухгалтерскому учёту уточнен порядок списания дебиторской задолженности, по которой  истек срок исковой давности, согласно которому в обязательном порядке  требуется проведение инвентаризации и письменное обоснование.

В этих условиях остро встает задача контроля за правильной организацией бухгалтерского учета дебиторской  и кредиторской задолженности, обоснованности ее списания и дальнейшего учета  этих операций при налогообложении.

Положения определяет основы построения системы учета расходов, затрат и исчисления себестоимости  продукции, правила формирования в  бухгалтерском учете информации о доходах организаций.

К третьему уровню относится  методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости  продукции (работ, услуг) в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Важнейшими документами данного уровня являются План счетов бухгалтерского учета и  Инструкция по его применению.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий предусмотрено, что  учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Четвертый уровень в системе  регулирования занимают рабочие  документы организации, формирующие  ее учетную политику в методическом, техническом и организационном  аспектах. Речь идет о приказе об учетной политике, внутренних инструкциях, необходимых для организации  и ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в настоящее  время существует многоуровневая система  регулирования бухгалтерского учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками. Выделяют четыре уровня законодательного регулирования. Цель нормативного регулирования  состоит в обеспечении доступа  всем заинтересованным пользователям  к информации, представляющей объективную  картину оценки финансового положения  и результатов деятельности предприятия. Нормативные документы, регулирующие учёт расчетов с поставщиками и подрядчиками позволяют определить законность этих операций и правильность отражения  их в бухгалтерском учете для  оценки влияния на достоверность  бухгалтерской отчетности. В настоящее  время проводится реформирование системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Разрабатываются  новые, перерабатываются и уточняются действующие нормативные акты с  учетом соблюдение международных принципов  и общепринятых правил в области  бухгалтерского учета, а так же с  учетом национальных традиций.

 

1.3 Организационно-экономическая  характеристика и состояние учетной  работы ОАО «Барки» Иркутского  р-на Иркутской области

 

Открытое акционерное  общество "Барки" создано в  мае 2002 года. Дата регистрации - 29 апреля 2002г. На момент создания общество имело:

Основных фондов - 4670 тыс. руб.;

Оборотных фондов - 1630 тыс. руб.,

Учредители ОАО "Барки": физические лица 1300 акций (13 процентов), ОАО "Иркутскагропромхимия" 5000 акций (54 процентов), КУМИ Иркутского района 3000 акций (33 процентов).

Уставный капитал составлял 9300 тыс.руб.

ОАО "Барки" находится  в 25 км от Иркутска. Общая земельная  площадь на 2010 год составляла 1923 га и вся используется под сельскохозяйственные угодья. Из них пашни - 1591 га, сенокосов - 196 га и оставшиеся 136 га используются под пастбища.

Развитая дорожная сеть обеспечивает хорошую связь с областным  центром, с пунктами сбыта сельскохозяйственной продукции и с базами материально-технического снабжения.

Территория входит в Средне-Сибирскую  зону с распространением маломощных малогумусных черноземов. ОАО "Барки" расположено в с.Хомутово, которое  в свою очередь находится в  долине реки "Куда".

Организационно - производственная структура представляет собой совокупность подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего производства. Если в хозяйстве отделения являются основными внутрихозяйственными подразделениями  второй ступени, а бригады составляют первую ступень, то обычно применяется  отделенческая структура управления.

Отделенческая структура  ОАО «Барки» Иркутского района Иркутской  области представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 - Организационная  структура ОАО "Барки"

Исходя из организационной  структуры ОАО «Барки» видно, что она централизованная т.к. все  необходимые объекты для деятельности находятся вблизи от производства сельскохозяйственной продукции, также видно, что для  деятельности предприятия имеются  все необходимые структуры.

На следующем этапе  рассмотрим ресурсы и основные показатели ОАО «Барки», которые приведены  в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Ресурсы и  основные экономические показатели ОАО «Барки».

Показатель

Год

2010г. в % к 2006г.

2006

2007

2008

2009

2010

Площадь сельскохозяйственных угодий, га.

1506

937

586

1922

1923

127,6

Среднегодовая численностьработников, чел.

38

37

38

48

60

158

Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

10789

17041

23511

42870

53681

497,5

Стоимость валовой продукции  всопоставимых ценах1994 г. тыс. руб.

349

282

392

607

801

229,51

Стоимость валовой продукции  по ценам реализации, тыс. руб.

11987

12999

21116

29703

41199

343,7

Стоимость основных производственных фондов в расчете на:

           

100 га сельскохозяйственных  угодий, тыс. руб

716,4

1818,6

4012,1

2230,4

2792,9

389,86

1 среднегодового работника, тыс. руб.

283,92

460,56

618,71

893,12

894,7

315,12

на 1 рубль валовой продукции, тыс.руб.

0,9

1,31

1,11

1,44

1,3

144,44

Стоимость валовой продукции в расчете на:

           

-100га сельхозугодий, тыс.  руб.

23,17

30,10

66,89

31,7

41,68

179,88

-1 среднегодового работника, тыс. руб.

9,2

7,62

10,32

12,65

13,35

145,1

-1 руб. основных фондов, руб.

1,11

0,76

0,89

0,69

0,76

68,47

Себестоимость реализованной  продукции, тыс.руб

6354

8472

10589

15580

20274

319,1

Прибыль, тыс. руб.

984

2314

2510

2436

6823

693,39

Уровень рентабельности, %

15,49

27,31

23,7

15,63

33,65

-

Информация о работе Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Барки».