Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Барки».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 02:31, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение и предложение совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Барки».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическое содержание учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- дать экономическую характеристику современного состояния предприятия;
- раскрыть сущность и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- изучить цели аудиторских проверок и источники информации
- Сделать соответствующие выводы и предложения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
1.1 Экономическое содержание учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………..……………………………...6
1.2 Нормативное регулирование и изученность вопросов учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………….10
1.3 Организационно-экономическая характеристика и состояние учетной работы ОАО «Барки» Иркутского района Иркутской области………………………………………………………………….........16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
2.1 Основные формы безналичных расчетов……………………………...21
2.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ……………………..25
2.3 Совершенствование учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками……………………………………………………………......35
3 АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
3.1 Цель проверки и источники информации………….………………….39
3.2 Планирование аудиторской деятельности……………………………..42
3.3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………57

Файлы: 1 файл

ира попова.docx

— 113.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Продолжение схемы 2.2

Списание дебиторской  задолженности

Дебиторская задолженность  по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли  или резерва сомнительных долгов.

Списание оформляется  приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями:

Дт 91 «Прочие доходы и  расходы», Кт 62,76

Дт 63 «Резервы по сомнительным долгам», Кт 62,76

Списанная задолженность  не считается аннулированной. Она  должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для  наблюдения за возможностью ее взыскания  в случае изменения имущественного положения должника. При поступлении  средств по ранее списанной дебиторской  задолженности дебетуют счета учета  денежных средств (50,51,52) и кредитуют  счет 91. Одновременно на указанные суммы  кредитуют забалансовый счет 007

Списание кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность  по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями: Дт 60,76, Кт 91


 

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

- поставщикам по не  оплаченным в срок расчетным  документам;

-поставщикам по неотфактурованным  поставкам; поставщикам по выданным  векселям, срок оплаты которых  не наступил;

- поставщикам по просроченным  оплатой векселям;

- поставщикам по полученному  коммерческому кредиту.

 

 

 

По учету расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО “Барки” составляются следующие проводки.

Таблица 2.1 - Корреспонденция  счёта 60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками» с другими счетами.

п/п

Содержание операций

сумма

Корреспондирующие счета

дебет

кредит

1

Погашена задолженность  поставщикам путём выдачи наличных денег из кассы

1 500,00

60

50

2

Погашена задолженность  поставщикам по безналичному расчёту

1 800,90

60

51

3

Отражена товарообменная операция (уменьшена задолженность  поставщикам)

3 500,00

60

62

4

Акцептованы счета поставщиков  за выполненные работы (оказанные услуги) для капитального строительства; приобретены основные средства и нематериальные активы

1 000,00

08

60

5

Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков

250,00

10

60

6

Акцептованы счета поставщиков  за выполненные ими работы (оказанные услуги) для цехов основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных нужд

829,00

20, 23, 25, 26

60

7

Отражен возврат денежных средств в кассу, поступивших  от поставщиков

97,00

50

60

8

Отражен возврат денежных средств на расчётный счет, поступивших  от поставщиков

100,00

51

60


 

 

 

 

 

 

2.3 Совершенствование  учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками.

 

В процессе своей деятельности ОАО «Барки» образовывало определённый круг поставщиков, покупателей, заказчиков, которые в свою очередь образовали хозяйственные связи, и представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность  процесса производства и своевременность  отгрузки, а так же реализацию продукции (работ, услуг).

В ОАО «Барки» хозяйственные  связи оформляются и закрепляются договорами, согласно которым предприятия  выступают поставщиками товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а  ОАО «Барки» покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах  оговариваются: вид поставляемой продукции; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки поставляемой продукции; порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками).

При учете расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО  «Барки» можно применить и  разработать следующие меры:

- меры, направленные на  укрепление договорной дисциплины;

- воздействие на неаккуратных  плательщиков путём применения  аккредитивных форм расчётов  или передачи неоплаченных ценностей  на ответственное хранение;

- меры по улучшению  претензионной работы предприятия,  неуклонному соблюдению установленных  сроков платежей, внедрению наиболее  прогрессивных форм расчётов, соответствующих  особенностям деятельности анализируемого  предприятия и изысканию путей  для ускорения оборачиваемости  оборотных средств в сфере  обращения;

- при расчетах применять  вексельную форму оплаты.

Вексельные операции. Вексель- это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока указанную в нём сумму векселедержателю (владельцу векселя). Вексель является не только формой расчёта, но и одним из видов коммерческого кредита, так как оплата по векселю происходит не сразу, а через определённое время, в течение которого сумма по векселю находится в распоряжении векселедателя.

Существуют два вида векселей: простой и переводной. В простом  векселе участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель представляет собой ничем не обусловленное  обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег держателю. Переводной вексель выписывается поставщиком. Он содержит приказ векселедателя плательщику  уплатить определённую сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе, или тому, кого он укажет по истечении срока векселя. Переводной вексель должен быть акцептован плательщиком, и только в этом случае он приобретает юридическую силу.

Задолженность по расчётам с покупателями, заказчиками и  другими дебиторами, обеспеченная полученными  векселями, учитывается предприятием на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» субсчёта 3 «Векселя полученные».

При получении векселей по отгруженной продукции (товарам), выполненным работам и оказанным услугам в бухгалтерском учёте на сумму этих векселей делается запись:

Д-т счета 62 «Расчёты с  покупателями и заказчиками» (субсчёт 3 «Векселя полученные»)

К-т счета 90 «Продажи»

Суммы, учтённые на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», списываются с него по мере погашения задолженности, обеспеченной векселями, в корреспонденции с дебетом счетов денежных средств проводкой:

Д-т счёта 51 «Расчётный счёт»  или 52 «Валютный счёт»

К-т счёта 62 «Расчёты с  покупателями и заказчиками» (субсчёт 3 «Векселя полученные»).

Задолженность по расчётам с поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами, обеспеченная выданными векселями, учитывается предприятиями на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» обособленно в аналитическом учёте. При выдаче векселей на стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потреблённых услуг составляется проводка:

Дебет счёта 10 «Материалы»

Дебет счёта 23 «Вспомогательные производства» и т.д.

Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Погашение задолженности, обеспеченной выданными векселями, отражается следующим  образом:

Дебет счёта 60 «Расчёты с  поставщиками и подрядчиками»

Кредит счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».

В ОАО «Баркаи» операций связанных с оплатой по векселям не производят.

Также в настоящее время  часто используются лизинговые операции. Лизинг представляет собой средне- и долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

Существует довольно много  разновидностей лизинга, и в зависимости  от того или иного вида в сделке могут участвовать от двух до четырех (или даже более) сторон. Обязательным участником лизинговой операции является лизингодатель, в качестве которого могут выступать либо предприятия - производители объекта лизинга (например, в тех ситуациях, когда  на рынке товаров складывается неблагоприятная  для них конъюнктура и в  результате падает платежеспособный спрос  на произведенную продукцию, при  наличии в то же время потребности  в ней), либо самостоятельные лизинговые фирмы, для которых соответствующая  деятельность является основной уставной целью и которые обычно создаются  при активном финансовом участии  коммерческих банков, либо сами эти  банки, поскольку лизинг имеет много  общего с банковскими операциями.

Другим обязательным участником сделки является лизингополучатель, т.е. предприятие любой организационно - правовой формы собственности, нуждающееся  в конкретном имуществе и испытывающее финансовые проблемы, препятствующие приобретению требуемого имущества  на собственные или заемные средства.

При передаче имущества в  аренду составляется: акт передачи имущества и договор лизинга.

Расчеты по договорам аренды производится через сч.76

Учет у арендодателя:

Д 01.2 К 01.1 – отражена передача имущества в аренду.

Д 76 К 91 – начислена арендная плата

Д 50,51 К 76 – произведена  арендная плата

Д 98 К 91 – отнесена сумма  дохода в доход отчетного периода, равными долями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АУДИТОРСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ  И ПОДРЯДЧИКАМИ

 

3.1 Цель проверки  и источники информации

 

Основной целью проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками является установление соответствия совершенных  операций действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Согласно основной цели в  ОАО «Барки» в первую очередь  проверяют наличие договоров  с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных  сделок, также устанавливают соответствие данных бухгалтерского баланса, регистров  синтетического и аналитического учета  по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет».

Источниками информации для  проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками в ОАО «Барки» являются:

- договоры поставки продукции  (выполнения работ, оказания услуг),

- накладные на поступившие  ТМЦ, акты выполненных работ,

- счета-фактуры поставщиков,

- акты сверок расчетов,

- акты инвентаризации  расчетов,

- копии платежных документов,

- учетные регистры (анализ  счета 60),

- Главная книга,

- бухгалтерская отчетность,

- Положение об учетной  политике предприятия и др.

Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить  на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых  договоров.

Первая группа - расчеты  с поставщиками и подрядчиками по договорам приобретения любых товаров  и имущественных прав. Основные формы  договоров заключаемых в этой группе это договора: поставки; договор  купли-продажи; энергосбережения.

Вторая группа – расчеты  с подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группы это договора: возмездного  оказания услуг, договор подряда.

Такое деление на группы существует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договоров  внутри каждой группы. Основная разница  состоит в используемых приемах  сбора аудиторских доказательств  и порядке построения аудиторской  выборки.

С учетом результатов по проведенным ранее процедурам, аудитор  может приступить к детальной  проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете  и отчетности операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками аудитором  применяются процедуры:

Проверка реальности дебиторской  и кредиторской задолженностей.

Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что  задолженности контрагентов и задолженности  перед ОАО «Барки» числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на предприятии  инвентаризация расчетов проводится некачественно  или не проводится совсем, аудитор  вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения  задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской  и кредиторской задолженностей, а  также предъявлены ли иски на взыскание  просроченной дебиторской задолженности, если такие имеются. Инвентаризацию лучше проводить с помощью  запросов к контрагентам ОАО «Барки»  о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу  расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения  или акты сверок могут быть оформлены  на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых  с подтвержденной или не подтвержденной суммой возвращается аудитору. Это  одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными  денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности.

Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать  при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья  могут быть как простыми, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных  фирм. Данный факт легко выявить  в ходе инвентаризации и сверок расчетов. Так и довольно сложное, которое  почти невозможно вскрыть при  помощи аудиторской проверки, мошенничество  осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитор также должен убедиться, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.

Информация о работе Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Барки».