Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление особенностей управления, а также совершенствование управления кредиторской и дебиторской задолженности на примере ИП Казначеев А.А.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
проанализировать управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А.;
предложить пути повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А..

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью 6
1.1. Понятие и состав дебиторской и кредиторской задолженности 6
1.2. Характеристика ключевых подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью 14
1.3. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия 26
Глава 2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А. 33
2.1. Характеристика деятельности ИП Казначеев А.А. 33
2.2. Анализ управления дебиторской задолженностью предприятия 44
2.3. Анализ управления кредиторской задолженностью предприятия 50
3. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А. 54
3.1. Пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности 54
3.2. Совершенствование контроля и управления дебиторской и кредиторской задолженностью 60
Список использованных источников и литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 229.45 Кб (Скачать файл)

-  формирование  приемлемых для предприятия сроков  платежей;

- предусматривать в договорах изменение цен в зависимости от срока оплаты;

- своевременно  оформлять расчетные документы;

- разработать  систему предоставления скидок  и использования наценок.

При формировании приемлемых форм расчета следует  учитывать, что при покупке продукции  наиболее эффективными являются сделки с использованием векселей, а при  продаже продукции - расчеты аккредитива.

5) Выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного кредита. Осуществление этих форм кредита требует наличия у предприятия достаточных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.

6) Определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам. Расчет этой суммы должен основываться на:

- объеме закупки и продажи товаров;

- сложившейся  практике кредитования партнеров;

- сумме  оборотных активов предприятия,  в том числе сформированных  за счет собственных финансовых  средств;

- формировании необходимого уровня высоколиквидных активов, обеспечивающих постоянную платежеспособность предприятия;

- правовых  условиях обеспечения дебиторской задолженности и т.д.

При определении  возможной суммы средств, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарным операциям, следует учитывать, что ограничение практики предоставления товарного кредита отрицательно влияет на рост объема деятельности и  формирование устойчивых коммерческих связей. Однако слишком либеральная  политика предоставления кредита может  вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить платежеспособность предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов. А, в конечном счете, значительно повысится уровень предпринимательского риска.

7) Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий на предприятии должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга:

- оформление товарного кредита обеспеченным векселем;

- требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и другие.

8) Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства дебиторами. При этом к дебиторам должны предусматриваться соответствующие пени, штрафы, неустойки. Их размеры должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия (потерю дохода, инфляциионные потери и другие). Штрафные санкции могут быть дифференцированы в зависимости от сроков погашения кредита и групп покупателей.

9) Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.

10) Использование судебных процедур для взыскания долга. В случае невозможности взыскать задолженность даже на основании судебного решения предприятие все же получает возможность отнести сумму непогашенной задолженности на уменьшение налогооблагаемой прибыли, что позволит хотя бы уменьшить платежи в бюджет.

11) По возможности предприятиям следует ориентироваться на максимально возможную диверсификацию клиентов-дебиторов с  целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Необходимо отметить, что кредитная  политика очень важна для управления, и на каждом предприятии она должна формироваться индивидуально, в  процессе выбора между возможностью увеличения рентабельности, которой способствует кредит, и увеличения риска, который при этом возникает.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности  оказывает значительное влияние  на финансовые результаты деятельности предприятия. Увеличение дебиторской  задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала предприятия, снижению его деловой активности, к необходимости прибегать к  платным заемным ресурсам для  покрытия потребности в денежных средствах, а также к наращиванию  кредиторской задолженности.

Наращивание кредиторской задолженности подрывает  финансовую устойчивость предприятия, отрицательно влияет на имидж предприятия-должника, снижает его кредитоспособность и его инвестиционную привлекательность.

Большое значение имеет умение  управлять  дебиторской и кредиторской задолженностью, вырабатывать оптимальную кредитную  политику предприятия. Внешние пользователи информации, в том числе банки, контрагенты, прежде чем начинать сотрудничество с предприятием, анализируют его  дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Главная цель анализа дебиторской и кредиторской задолженности – разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорение расчётов и снижение риска  неплатежей.

В настоящее  время общая сумма дебиторской  задолженности предприятия составляет 2173 тыс. руб. Дебиторская задолженность за отчетный период снизилась на 1 504 тыс. руб. или 40,9%. Она носит исключительно краткосрочный характер, долгосрочной задолженности предприятие не имеет.

В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности  в целом за 2013-2014 гг. на 450 тыс. руб. (за счет списания сумм просроченной невозможной для взыскания задолженности, и т.д.). Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

- увеличить  в составе предлагаемых услуг  долю номенклатурных позиций,  имеющих повышенный потребительский  спрос;

- увеличить  долю предоплаты;

- активизировать  работу юридической службы по  взысканию просроченной части  задолженности. 

Также для  увеличения эффективности использования  оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется  разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых товаров, так как их наличие приводит к «омертвению» оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

Произведем  расчет эффективности предложенных мероприятий.  Данные для расчетов представим в виде таблицы 13.

Таблица 13

Исходные  данные для проведения анализа

Показатель

2012 г

План 2013 г.

Отклонение

Выручка, тыс.руб.

31565

36299

4734

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

2173

1723

-450

Запасы и материалы на складах

2878

2217

-661

Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.

7221,5

6358

-863,5


 

Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются:

- коэффициент  оборачиваемости

                                     Коб = Vр / СО                                                     (4)

где Коб   — коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

Vр    — выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

СО   — средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.

Длительность  одного оборота рассчитывается по формуле

                                       Дл = Т / Коб                                                     (5)

где Дл  - длительность периода обращения  оборотного капитала, в днях;

Т     — отчетный период, в днях.

В 2012 г. Коб0 = 31565 / 7221,5 = 4,37

Дл0 = 365/4,37 = 83,52 дней.

В 2013 г. Коб1 = 36299/ 6358  = 5,7

Дл1 = 365/5,7 = 64,03 дня.

Величину  абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала можно рассчитать двумя способами.

1. Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота определяется по формуле

                                  Δ СО = СО1 –СО0 * Кvp                                         (6)                       

где   СО — величина экономии (—), привлечения (+) оборотного капитала;

CO1, CO0     — средняя величина оборотного капитала организации за отчетный и базисный периоды;

Кvp - коэффициент роста продукции (в относительных единицах).

Δ СО = 6358 – 7221,5 * 1,07 =  -923,94 тыс. руб.

Прирост объема продукции за счет ускорения  оборотных средств (при прочих равных условиях) можно определить, применяя метод цепных подстановок:

                               Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1                                    (7)

Δ Vр = (5,7-4,37) * 6358 = 8456,14 тыс. руб.

Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли ΔР рассчитывается по формуле

                               Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) – Р0                                   (8)                       

где Р0 — прибыль за базисный период;

Коб1 , Коб0  - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды.

Δ Р = 245 * (5,7/4,37) – 245 = 74,56 тыс. руб.

Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на ИП Казначеев А.А. проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к повышению прибыли предприятия почти в два раза (за счет увеличения коэффициента оборачиваемости и уменьшения периода оборачиваемости оборотных средств), а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

 

 

3.2. Совершенствование контроля и управления дебиторской и кредиторской задолженностью

 

Изучение  системы учета и внутреннего  контроля ИП Казначеев А.А., а также результаты аудита позволяют сделать вывод, что учет дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии можно значительно усовершенствовать, усилив систему внутреннего контроля. Основными направлениями при этом могут стать:

1) Улучшение качества первичной документации:

В соответствии с п. 1 ст. 9 гл. 2  Федерального закона "О бухгалтерском учете», все  хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет. 

Ошибки  в оформлении первичных документов недопустимы и являются нарушением ведения бухгалтерского учета. Чтобы  избежать неверного заполнения реквизитов при выставлении документов покупателям, необходимо с каждым из них заключать  договор и четко прописывать  реквизиты сторон. Также нужно  назначить ответственное лицо за заполнение карточек клиентов  и  требовать безошибочной работы. Более  рационально было бы возложить данную обязанность на торговых представителей, которые непосредственно заключают  договоры и работают с клиентами, а не на бухгалтера.

С поставщиками также необходимо заключать договоры, где указываются реквизиты сторон. Кроме того, необходимо ознакомить сотрудников организации, которые  занимаются закупкой материальных ценностей, с правилами оформления первичных  документов и принимать к учету только верным образом составленные документы.

2) Ограничение прав доступа торговых представителей и других заинтересованных лиц к базе данных:

Программа 1С:Предприятие:7.7 используется большинством сотрудников для выполнения различных операций: менеджеры и бухгалтеры  создают графики доставок, формируют квитанции, счета, ведомости по сбору денежных средств, кассиры вносят документы оплаты и т.д.

Так как  заработная плата менеджеров и продавцов напрямую зависит от суммы выручки, процента выполнения плана, доли дебиторской задолженности и т.д., они могут в своих интересах искажать информационную базу компании, и уже были такие прецеденты. Так как на основании данных программы 1С:Предприятие:7.7 в дальнейшем формируются проводки в программе ИП Казначеев А.А., такие «манипуляции» приводят к нарушению ведения бухгалтерского учета.

Единственным  решением проблемы в данной ситуации представляется деление всех сотрудников  на 2 группы: операторы оплаты, которые  могут вносить изменения в  программе в документы оплаты (квитанции, платежные поручения, приходные кассовые ордера) и остальные сотрудники, которые не имеют таких прав. Также в программе должна быть информация об истории изменения документа: когда, каким образом, и каким сотрудником были внесены поправки.

Информация о работе Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А