Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление особенностей управления, а также совершенствование управления кредиторской и дебиторской задолженности на примере ИП Казначеев А.А.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
проанализировать управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А.;
предложить пути повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А..
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью 6
1.1. Понятие и состав дебиторской и кредиторской задолженности 6
1.2. Характеристика ключевых подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью 14
1.3. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия 26
Глава 2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А. 33
2.1. Характеристика деятельности ИП Казначеев А.А. 33
2.2. Анализ управления дебиторской задолженностью предприятия 44
2.3. Анализ управления кредиторской задолженностью предприятия 50
3. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А. 54
3.1. Пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности 54
3.2. Совершенствование контроля и управления дебиторской и кредиторской задолженностью 60
Список использованных источников и литературы 77
Целью создания магазина является осуществление торговой деятельности, направленной на получение прибыли, а также удовлетворение социальных и экономических интересов учредителей и работников общества. Исходя из этих целей, магазин осуществляет оптово-розничную торговлю промышленными товарами.
Основной ассортимент товаров в магазине – это раковины, унитазы, санфаянс, сантехника финских, итальянских, немецких, китайских и российских производителей.
Кроме всего прочего, в магазине «Сантехника» можно также приобрести водопроводные и канализационные трубы и комплектующие, полотенцесушители, радиаторы, строительные и отделочные материалы, системы очистки воды, а так же аксессуары для ванных комнат.
Поставщиками являются такие, успешно зарекомендовавшие себя на зарубежных и отечественных рынках, компании как: Термолюкс, Акватон, Ювента, Runo, Eva Gold, Sanita Luxe, Kerama Marazzi,группа компаний Металл Профиль и другие известные марки.
Магазин работает как с физическими лицами, так и с организациями. Товар может быть реализован как в розницу, так и оптом.
Так как магазин работает не только с частными лицами, но и с организациями, то возможность оплаты как наличная, так и безналичная.
Для постоянных
покупателей предусмотрены
В магазине «Сантехника», как в организации фирменной торговли большое внимание уделяется качеству реализуемой продукции. Для этого создан участок предпродажной подготовки, на котором, прежде чем поступить в торговый зал, детально изучаются все качественные параметры. Учет и контроль за движением товарно-материальных ценностей и финансовых ресурсов в магазине «Сантехника» выполняет бухгалтер.
Общая площадь магазина составляет 103,7 кв. м., из них торговая 70 кв. м. Помещение в собственности.
В фирменном магазине «Сантехника» сделан современный ремонт, используется современное торгово-технологическое оборудование.
В магазине
используется форма продажи через
прилавок, что, скорее всего, объясняется
небольшими размерами помещения
магазина, а также неприспособленностью
его для организации
Фирменный магазин «Сантехника» выполняет следующие функции:
1) формирует
торговый ассортимент,
2) обеспечивает рекламу товаров;
3) осуществляет
необходимые операции с
4) продает товары конечным потребителям;
5) оказывает необходимые услуги (консультации специалистов, доставка товара).
Структура управления магазина «Сантехника» сформирована согласно штатного расписания. Специалисты имеют должностные инструкции, согласно которым распределяются их обязанности. В данный момент штат сотрудников магазина составляет 16 человек.
Работу организации ИП Казначеев А.А., можно описать следующим образом:
Руководитель организации директор − в обязанности директора входят представительские функции и функции контроля за деятельностью своих подчинённых. Все сделки осуществляются директором.
Главный бухгалтер − лицо, которое ведёт бухгалтерский учёт в ИП Казначеев А.А.
Администратор – специалист по управлению обращением товаров, организует работу в магазине.
Бухгалтер-кассир – должностное лицо, заведующее кассой, занимающееся выдачей и приемом денег.
Менеджер – руководит производственной деятельностью групп сотрудников магазина.
Продавцы-консультанты – должностные лица продающие продукцию, отвечающие за порядок в торговом зале, выкладку и учёт продукции.
Организационная структура ИП Казначеев А.А. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура Казначеев А.А.
В ИП Казначеев А.А. используется линейно-функциональная организационная структура. Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична
В ИП Казначеев А.А. персонал участвует в управлении организацией. Это заключается в том, что руководитель учитывает мнения работников организации в принятии важных решений, получение информации по вопросам непосредственно затрагивающих интересы работников. Так же руководитель обсуждает с высшим персоналом план социально-экономического развития организации, разработка и принятие коллективных договоров. Участие персонала в распределение прибыли полученной от реализации продукции. Так же за активное участие в деятельности организации поощряется ежемесячной премией.
Основными показателями, характеризующими
финансовые результаты хозяйственной
деятельности торговых предприятий, выступают
товарооборот, доход от реализации,
другие доходы, прибыль. Прибыль занимает
одно из центральных мест в общей
системе стоимостных
На примере
анализируемого предприятия оценим
его финансовое состояние с помощью
горизонтального и
Горизонтальный анализ заключается в сравнении каждой балансовой статьи с предыдущим периодом.
Таблица 1
Горизонтальный анализ магазина «Сантехника» за 201-2012 г.г.
Статьи и разделы баланса |
2011 год |
2012 год |
Отклонения, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
АКТИВ БАЛАНСА |
|||
I. Внеоборотные активы | |||
Основные средства |
1334 |
947 |
70,99 |
Итого по разделу I |
1334 |
947 |
70,99 |
II. Оборотные активы | |||
Запасы |
973 |
2878 |
295,79 |
Налог на добавленную стоимость |
127 |
6 |
4,72 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в т.ч.: |
3677 |
2173 |
60,1 |
Краткосрочные финансовые вложения |
532 |
680 |
127,82 |
Денежные средства |
252 |
864 |
342,86 |
Итого по разделу II |
5561 |
6601 |
118,70 |
Баланс |
6895 |
7548 |
|
III. Капитал и резервы | |||
Уставный капитал |
10 |
10 |
100 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
621 |
866 |
139,45 |
Итого по разделу III |
631 |
876 |
138,83 |
IV. Долгосрочные обязательства | |||
Займы и кредиты |
1350 |
3208 |
237,62 |
Итого по разделу IV |
1350 |
3208 |
237,62 |
V. Краткосрочные обязательства | |||
Кредиторская задолженность |
4912 |
3464 |
70,52 |
Итого по разделу V |
4912 |
3464 |
70,52 |
БАЛАНС |
6895 |
7548 |
Данная таблица показывает, что активы предприятия на конец 2012 года увеличились на 653 тыс. руб. В динамике активов произошли разные тенденции. Внеоборотные активы сократились на 387 тыс. руб. или на 29,01% в результате начисления амортизации по действующим основным средствам. Оборотные активы выросли на 1 040 тыс. руб. или на 18,70%, причем отмечено снижение дебиторской задолженности в 2012 году по отношению к 2011 году на 1 504 тыс. руб. или на 39,99%, такое снижение можно охарактеризовать позитивно. Но наличие непогашенной дебиторской задолженности на конец года в сумме 2 173 тыс. руб. свидетельствует об отвлечении части текущих активов на кредитовании потребителей готовой продукции (работ, услуг) фактически происходит иммобилизация этой части оборотных средств из производственного процесса. Большими темпами росли запасы и в 2012 году составили 2 878 тыс. руб., что выше на 195,79 % по сравнению с 2011 годом. Причиной такого положения, скорее всего, объясняется ростом цен на сырье, материалы, комплектующие.
Пассивная часть баланса увеличилась за счет роста суммы собственного капитала на 245 тыс. руб. или на 39,45% и заемных средств на 410 тыс. руб. в том числе за счет увеличения долгосрочных заемных средств на 1 858 тыс. руб. или на 137,62 %. В то время как кредиторская задолженность на конец 2012 года составила 3 464 тыс. руб., что на 1 448 тыс. руб. или на 29,48% меньше прошлогодней. Причем ее снижение не перекрывается увеличением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Это влечет за собой ухудшение платежеспособности предприятия.
Вертикальный
анализ позволяет проанализировать
структуру, динамику изменения всех
статей затрат и прибылей в общей
выручке. Ценность данного анализа
заключается в возможности
Таблица 2
Вертикальный анализ магазина «Сантехника» за 2011-2012 г.г.
Статьи и разделы баланса |
2011 год |
2012 год | ||
тыс. руб. |
уд.вес,% |
тыс. руб. |
уд.вес,% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
АКТИВ БАЛАНСА |
||||
I. Внеоборотные активы | ||||
Основные средства |
1334 |
19,35 |
947 |
12,55 |
Итого по разделу I |
1334 |
19,35 |
947 |
12,55 |
II. Оборотные активы |
||||
Запасы |
973 |
14,11 |
2878 |
38,13 |
Налог на добавленную стоимость |
127 |
1,84 |
6 |
0,08 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в т.ч.: |
3677 |
53,33 |
2173 |
28,79 |
Краткосрочные финансовые вложения |
532 |
7,72 |
680 |
9,00 |
Денежные средства |
252 |
3,65 |
864 |
11,45 |
Итого по разделу II |
5561 |
80,65 |
6601 |
87,45 |
Баланс |
6895 |
100 |
7548 |
100 |
III. Капитал и резервы |
||||
Уставный капитал |
10 |
0,15 |
10 |
0,13 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
621 |
9,01 |
866 |
11,47 |
Итого по разделу III |
631 |
9,16 |
876 |
11,60 |
IV. Долгосрочные обязательства |
||||
Займы и кредиты |
1350 |
19,59 |
3208 |
42,50 |
Итого по разделу IV |
1350 |
19,59 |
3208 |
42,50 |
V. Краткосрочные обязательства |
||||
Кредиторская задолженность |
4912 |
71,25 |
3464 |
45,89 |
Итого по разделу V |
4912 |
71,25 |
3464 |
45,90 |
БАЛАНС |
6895 |
99,98 |
7548 |
100 |
Из выше указанной таблицы мы видим, что снизился удельный вес основных средств на 6,8% в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Необходимо отметить, удельный вес запасов в составе имущества на конец 2012 года составил 38, 13 %, т. е. имеет значительный вес. Удельный вес дебиторской задолженности сократился на 24,54%; на 7,8 % увеличился к концу отчетного периода удельный вес денежных средств.
Очевидно, что пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом заемного капитала. У предприятия серьезные проблемы с собственным капиталом, т.к. его удельный вес в пассиве баланса в 2012 году составил 11,60%. Следует обратить внимание на состав заемных средств. Основную долю их составляет кредиторская задолженность 45,89%, хотя удельный вес в заемном капитале по сравнению с 2011 годом снизился на 25,34 % . Удельный вес кредитных и других заемных источников увеличился на 22,92 %, составив в конце периода 42,50 %.
Таким образом, можно сказать,
что на данном предприятии за анализируемый
период времени произошёл рост имущественного
потенциала предприятия. Чтобы говорить
об эффективности данного
Таблица 3
Коэффициенты финансового состояния предприятия
Показатели |
2011 |
2012 |
Тенденция изменения |
Коэффициент текущей ликвидности (коэф. покрытия) |
1,13 |
1,9 |
Ухудшение |
Коэффициент срочной ликвидности |
0,91 |
1,07 |
Улучшение |
Коэффициент абсолютной (мгновенной) ликвидности |
0,16 |
0,45 |
Улучшение |
Коэффициент автономии |
0,09 |
0,12 |
Улучшение |
Коэффициент маневренности |
1,03 |
3,58 |
Улучшение |
Коэффициент прогноза банкротства |
-0,44 |
0,13 |
Улучшение |
Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности |
1,34 |
1,59 |
Ухудшение |
Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) - характеризует способность предприятия погашать текущие обязательства за счет всех оборотных активов предприятия. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Нормативное значение данного коэффициента – не менее 2.13 Коэффициент покрытия снизился с 1,13 до 1,9 на конец периода, его значение ниже нормативного. Это свидетельствует о снижении платежных возможностей предприятия при условии своевременных расчетов с дебиторами и реализации в случае необходимости материальных оборотных средств. Для повышения уровня коэффициента покрытия необходимо пополнять собственный капитал предприятия и обоснованно сдерживать рост внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности.