Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление особенностей управления, а также совершенствование управления кредиторской и дебиторской задолженности на примере ИП Казначеев А.А.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
проанализировать управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А.;
предложить пути повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А..
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью 6
1.1. Понятие и состав дебиторской и кредиторской задолженности 6
1.2. Характеристика ключевых подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью 14
1.3. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия 26
Глава 2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А. 33
2.1. Характеристика деятельности ИП Казначеев А.А. 33
2.2. Анализ управления дебиторской задолженностью предприятия 44
2.3. Анализ управления кредиторской задолженностью предприятия 50
3. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ИП Казначеев А.А. 54
3.1. Пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности 54
3.2. Совершенствование контроля и управления дебиторской и кредиторской задолженностью 60
Список использованных источников и литературы 77
3) Внедрение и использование более эффективных программ - Управление торговлей 1С: 8 (рис. 2) и 1С: Предприятие 8.2.
В настоящее
время наиболее прогрессивной программой
торгового предприятия
Рисунок 2 - Предметная область, автоматизируемая с помощью «1С:Управление торговлей 8»
«1С:Управление торговлей 8» автоматизирует следующие направления хозяйственной деятельности:
В программе могут регистрироваться как уже совершенные, так и еще только планируемые хозяйственные операции. «1С:Управление торговлей 8» автоматизирует оформление практически всех первичных документов торгового и складского учета, а также документов движения денежных средств.
«1С:Управление торговлей 8» рассчитана на любые виды торговых операций. Реализованы функции учета – от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных аналитических отчетов.
Программа
позволяет задавать правила продаж,
индивидуальные для клиентов или
типовые для групп клиентов. К
ним относятся различные
Учет дебиторской и кредиторской задолженности в программе «1С:Предприятие 8.2», является эффективным для предприятия.
Правильное
отражение в учёте дебиторской
и кредиторской задолженности имеет
особое значение, поскольку суммы
балансовых остатков по этим задолженностям
и периоды оборачиваемости
Высокая
оборачиваемость дебиторской
Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия и прочими кредиторами—своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами и сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков).
В типовой
конфигурации Бухгалтерия предприятия
8.2 каждый пользователь имеет возможность
анализировать состояние
В соответствии
с Планом счетов бухгалтерского учёта
финансово-хозяйственной
60 « Расчёты
с поставщиками и подрядчиками»
62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»
63 «Резервы по сомнительным долгам»
66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам»
67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам»
70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»
71 «Расчёты с подотчётными лицами»
75 «Расчёты с учредителями»
76 «Расчёты
с разными дебиторами и
И др.
Открыв
план счетов в программе, пользователь
имеет возможность увидеть
4) Учет задолженности по срокам возникновения:
В ИП Казначеев А.А. порядок ведения учета не дает возможность получать информацию о сроках возникновения задолженности. Однако такая информация важна, так как позволяет в дальнейшем классифицировать задолженность как сомнительную и безнадежную, а также направлять претензии в адрес дебиторов. Кроме того, в пояснительной записке нужно отражать информацию о просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
Задолженность целесообразно классифицировать следующим образом:
Пример
классификации дебиторской
Таблица 14
Классификация задолженности по срокам возникновения
Дебитор (кредитор) |
Срок погашения по договору |
Сумма |
Кол-во дней просрочки |
Группа задолженности |
ИП Сизухин |
30.09.2011 |
13560 |
92 |
3-я группа |
ООО «Сфера» |
10.11.2011 |
82400 |
51 |
2-я группа |
ООО «Ваш дом» |
18.12.2011 |
12600 |
13 |
1-я группа |
В рамках программы необходимо обеспечить сопоставление факта отгрузки и факта оплаты, а также истечения срока для оплаты. В программе 1С:Предприятие:7.7 для этого требуется дополнительный отчет, формируемый по каждому клиенту с информацией о доставках товара и оплате. Кроме того, необходимо проводить классификацию дебиторской задолженности в разрезе торговых представителей, так как они обеспечивают контроль уровня задолженности и принимают меры по ее взысканию.
В программе «1С: Управление торговлей 8» все возможные варианты оплаты, которые применяются в торговом предприятии, фиксируются с помощью графика оплаты. Например, 30 % предоплата, 70 % кредит с отсрочкой платежа 5 дней, Полная предоплата наличными, «Кредит на 2 месяца с выплатой по 50 % в месяц» и безналичным расчетом и т. п. Фактические этапы оплаты с конкретными суммами и датами заполняются автоматически в заказе клиента в соответствии с графиком оплаты, указанным в соглашении.
5) Создание резерва по сомнительным долгам:
Согласно
изменениям, внесенным приказом Минфина
России от 24.12.2010 N 186н в п. 70 Положения
по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденного
приказом Минфина России от 29.07.1998 N
34н, организация создает резервы
сомнительных долгов в случае признания
дебиторской задолженности
Основанием для создания резерва является инвентаризация, проведенная по расчетам с контрагентами. По сомнительной задолженности, выявленной в результате инвентаризации, компания должна сформировать резерв.
За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ):
1) по
сомнительной задолженности со
сроком возникновения свыше 90
календарных дней в сумму
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов задолженности;
3) сомнительная
задолженность со сроком
Правила создания резерва необходимо закрепить в учетной политике.
В налоговом учете имеется ограничение по сумме создаваемого резерва. Для целей исчисления налога на прибыль сумма резерва по сомнительным долгам за каждый отчетный (налоговый) период не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода. В бухгалтерском учете такое ограничение не установлено.
Далее рассмотрим пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете на основании данных инвентаризации на 31.12.2011.
Таблица 15
Данные о задолженности дебиторов
Дебитор |
Сумма задолженности |
Срок погашения по договору |
Кол-во дней просрочки |
Сумма резерва(руб.) |
ООО «Красные зори» |
70 000 |
27.09.2011 |
96 |
70 000 |
ИП Малеев |
205 000 |
01.11.2011 |
61 |
205 000 × 50% = 102 500 |
ООО «Товарковский» |
50 000 |
05.12.2011 |
26 |
0 |
Итого |
172 500 |
В бухгалтерском учете начисление резерва будет отражено проводкой:
Д 63 «Резерв по сомнительным долгам» К 91 «Прочие доходы и расходы» - 172 500 рублей.
В налоговом учете резерв создается на эту же сумму, так как 172 500 руб. не превышает 10% от суммы выручки (151137 тыс. руб. * 10% = 15 113 700 руб.).
6) Проведение регулярной инвентаризации расчетов
Для подтверждения реальной величины дебиторской и кредиторской задолженности, наличия всех оправдательных документов, необходимо регулярно, по крайней мере, раз в квартал, подписывать акты сверок с контрагентами. Бухгалтеру при учете расчетов с покупателями – юридическими лицами следует формировать акты сверки взаиморасчетов, передавать в двух экземплярах клиентам с доставкой воды или через торговых представителей и отслеживать факт возврата подписанных актов сверок. При учете расчетов с поставщиками бухгалтеру следует запрашивать акты сверок взаиморасчетов у поставщиков или направлять в их адрес для подписания акты сверок со стороны ИП Казначеев А.А. При заполнении реквизитов карточек поставщиков нужно обязательно указывать номер факса, адрес электронной почты или номер телефона бухгалтерии.
7) Улучшение политики управления задолженностью
Для более эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отстроченным задолженностям, также следует устанавливать определенные условия кредитования дебиторов, например:
Данные условия нужно закрепить в договорах с покупателями. Финансовый аналитик компании должен следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
Для уменьшения суммы кредиторской задолженности и во избежание штрафных санкций за несвоевременную оплату, каждое обязательство, включая различные его составляющие (основная сумма, проценты, пени), нужно рассмотреть в отдельности по каждому конкретному кредитору. Затем составляется список первоочередных кредиторов. Очередность погашения обязательств определяется с точки зрения последствий задержки платежа. После группирования кредиторов в зависимости от срочности и важности обязательств определяются объемы задолженности по каждому кредитору и рассматривается возможность проведения реструктуризации задолженности с ними или, иными словами, нахождения альтернативных способов погашения задолженностей в текущем периоде. Выбираться тот или иной метод реструктуризации кредиторской задолженности организации должен исходя из критерия эффективности: максимум эффекта в результате сокращения задолженности, минимум затрат на его проведение.