Современные концепции учета издержек производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является изучение современных концепций учета издержек производства.
Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
- изучить эволюцию методов учета издержек предприятия;
- дать определение понятию затрат, рассмотреть их классификацию;
- ознакомиться с передовыми методами управленческого учета.

Содержание работы

Введение 3
1 Методология учета издержек 5
1.1 Эволюция методов учета издержек предприятия 5
1.2 Понятие затрат, их классификация 8
2 Передовые методы управленческого учета 13
2.1 Таргет-костинг (target costing) и кайзен-костинг (kaizen costing) 13
2.2 Strategic cost management (SCM, концепция стратегического управления затратами) и strategic cost analysis (SCA, стратегический анализ затрат) 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

Копия Современные концепции учета издержек производства.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2.1 - Основные положения управленческого учета и strategic cost management (SCM)

Показатель

Управленческий учет

Стратегическое

управление затратами (SCM)

Наиболее эффективный способ анализа затрат

Сточки зрения изделий, заказчиков и функций

С точки зрения различных этапов обшей цепочки ценностей

Цель анализа затрат

Удержание преимущества, направление внимания и разрешение проблем

Планирование системы управления затратами меняется в зависимости  от основного стратегического позиционирования организации: либо в рамках стратегического направления на лидерство по затратам, либо на дифференциацию продукции

Поведение затрат

Затраты - это прежде всего функция объема выпуска продукции: постоянные затраты, переменные затраты и смешанные затрать!

Затраты - это функция стратегических выборов, которая зависит от стратегических направлений

Кост-драйверы (управляющие факторы)

Объем выпуска продукции

Структурные и операционные кост-драйверы


 

В 1990-е гг. на основе общей  теории SCM был разработан новый метод  управленческого учета - Strategic cost analysis (SCA, стратегический анализ затрат).

Согласно методу SCA, деятельность фирмы трактуется как цепь образования потребительной стоимости (value chain, последовательность операций по созданию стоимости изделия, ЦОС). Каждое звено цепи рассматривается как с позиции его необходимости в производственном процессе, так и с позиции потребляемых им ресурсов. Затем определяется cost driver (кост-драйвер) - управляющий фактор, т.е. параметр, который характеризует стоимость выполнения конкретной операции. Путем контроля кост-драйверов и перестройки ЦОС предполагается достичь устойчивого преимущества над конкурентами.

Систему SCA предполагается использовать при работе предприятия  в условиях острой конкуренции с  ориентацией управленческого учета  на цели маркетинга. Если при традиционном ценообразовании за основу берется  себестоимость продукции, то в SCA производятся маркетинговые оценки емкости рынка и конкурентоспособной цены. Исходя из объема производства и розничной цены, определяется целевая себестоимость. Задача стратегического анализа затрат-конструирование такой ЦОС, чтобы реальная себестоимость не превышала целевую. Т.е. предприятие ориентируется на достижение ценового лидерства за счет экономии на объемах производства, тщательного контроля затрат, минимизации затрат на этапах НИОКР, обслуживания, продажи рекламы.

Помимо ценового лидерства SCA предусматривает такой фактор, как «уникальность», т.е. продукты brand-name, дизайн, сервис.

SCA рассматривает ЦОС  не только в рамках одного  предприятия, но и в масштабе  отрасли, так как учитывает  процесс образования стоимости  от добычи ресурсов до оказания  сервисных услуг по ремонту готовой продукции. Ориентация на отраслевые цепочки позволяет предприятию не только реализовать одну из своих стратегий, но и синхронизировать выбор своей стратегии с отраслевым окружением.

Именно рассмотрение отраслевой ЦОС отличает методологию стратегического анализа затрат от анализа в рамках традиционного управленческого учета, областью которого является только технология добавления стоимости внутри предприятия.

Отраслевые показатели, оказывающие сильное влияние  на рыночные предложения отдельных предприятий, в случае использования SCA успешно поддаются анализу и учету. Организацию SCA условно можно представить в виде рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 - Реализация системы SCA

В традиционном управленческом учете единственным кост-драйвером является объем выпуска продукции (работ, услуг), а в стратегическом анализе затрат рассматриваются структурные и операционные виды кост-драйверов.

Структурные кост-драйверы определяются особенностями экономической  политики компании. SCA предлагает пять критериев для выбора структурных кост-драйверов:

- масштаб производства, определяющий объем инвестиций в производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, маркетинг;

- охват - степень вертикальной интеграции;

- опыт - каков экономический опыт осуществления предполагаемых операций;

- технологии и их специфика;

- сложность - широта номенклатуры продукции (работ, услуг). Операционные кост-драйверы характеризуют способность предприятия успешно реализовывать свою структурную политику. Основные операционные кост-драйверы:

- вовлечение персонала - в какой степени персонал вовлечен в достижение обших целей фирмы;

- всеобщий контроль качества (Total quality management TQM);

- уровень загрузки мощностей;

- эффективность расположения мощностей;

- конструкция изделий;

- связи с поставщиками и потребителями.

Таким образом, основная идея SCA состоит в лучшем контроле затрат, чем у конкурентов, а также  в реорганизации звеньев цепочки  образования стоимости для получения  большей потребительной стоимости. Стратегический анализ затрат тесно связан с техникой учета и спецификой конкретного предприятия и требует профессиональной оценки и анализа его деятельности.

 

Заключение

В первой главе курсовой работы рассмотрена эволюция методов учета издержек предприятия от котлового метода до современных методов (ТОО, JIT и др.). Котловой метод не позволяет предприятию получить необходимые данные для контроля за издержками производства по направлениям затрат видам выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). К сожалению, этим методом пользуются до сих пор на многих малых отечественных предприятиях.

В настоящее время  в РФ идет в основном стадия популяризации  и внедрения на практике традиционного  управленческого учета. Его структура включает бюджетирование и анализ гибких бюджетов, калькулирование, комплекс подходов и методик подготовки информации для текущих и стратегических управленческих решений.

В целом методы управленческого учета условно можно поделить на традиционные и современные. Традиционные методы управленческого учета служат двум основным целям: калькулированию себестоимости (методы учета полной или усеченной себестоимости); реализации планово-контрольной функции управленческого учета (метод учета затрат по центрам ответственности).

Современные методы управленческого учета исправляют недостатки традиционных моделей и дополняют их.

Также в первой главе  было дано определение понятия издержек производства, под которыми понимаются затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Во второй главе курсовой работы были рассмотрены современные концепции управленческого учета, в частности таргет-костинг (target costing) и кайзен-костинг (kaizen costing).

Система таргет-костинг - это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции  планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями. Система таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.

Понятие же «кайзен-костинг» (kaizen costing) означает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до некоторого целевого уровня.

Применение системы  учета затрат «кайзен-костинг» неразрывно связано с внедрением японской философии  и практики «кайдзен» и связанное  с ней понятие «бережливого производства» (лин-технологии) — это концепция менеджмента, основанная на стремлении к устранению всех видов потерь. Активно осваивается данная концепция, например, в Республике Казахстан. Есть примеры использования данной концепции и в российском сельском хозяйстве. Например, экономический эффект от внедрения новой системы управления «Кайзен» в агрохолдинге «Кубань» по итогам 2009 года составил 107 млн. рублей, а в целом за пять лет внедрения системы (2007–2011гг.) оценивается более чем в 483 млн. руб.

Также в работе были рассмотрены основы применения концепция стратегического управления затратами (SCM) и стратегического анализа затрат (SCA), основная идея которого состоит в лучшем контроле затрат, чем у конкурентов, а также в реорганизации звеньев цепочки образования стоимости для получения большей потребительной стоимости.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет/ М.А. Бахрушина. – М.: Эксмо, 2010. – 408 с.
  2. Горбылева А. А. Новые системы управления затратами как способ повышения эффективности сельскохозяйственного производства / А. А. Горбылева, Л. М. Макарова // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 110-114.
  3. Ефремова А.А. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов / А.А. Ефремова. - М.: Вершина, 2009. - 208 с.
  4. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Экономист, 2008. – 618 с.
  5. Карпова Т.П. Основы управленческого учета. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 312 с.
  6. Керимов В. Э. Управленческий учет: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 508 с.
  7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник.  М: ИНФРА–М, 2008. - 720 с.
  8. Кукунина И.Г. Управленческий учет / И.Г. Кукунина. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
  9. Николаева С.А. Управленческий учет / С.А. Николаева – М.: ИПБ-БИНФА, 2009.- 308 с.
  10. Патров В.В. Бухгалтерский учет: учебное пособие по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Базовый курс / В.В. Патров, И.И. Бочкарева, Г.Г. Левина. – М.: Издательский дом БИНФА, 2011. – 318 с.
  11. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2010. – 425 с.
  12. Стуков С.А. Система производственного учета и контроля. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 408 с.
  13. Управленческий учет /под ред. А. Д. Шеремета. - М.: «ИД ФБК - ПРЕСС»  2009. – 362 с.
  14. Чая В.Т., Золотухина А.Д. Система методов управленческого учета // Аудит и финансовый анализ. – 2009. - №1. – с. 11-22
  15. Шеремет А.Д., Сайфеулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 276 с.
  16. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. - М.: Юристъ,  2009. – 415 с.

 


Информация о работе Современные концепции учета издержек производства