Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:54, дипломная работа
рассмотрение особенностей УСН на примере Почтамта и его совершенствование
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………6
1.1 Понятие и особенности правосубъектности государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………….6
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………….14
1.3 Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………….....20
Глава 2. Особенности правового режима имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………...47
2.1 Имущество государственных и муниципальных предприятий как форма использования государственной и муниципальной собственности………….47
2.2 Состав имущества государственных и муниципальных предприятий: уставной, резервный и иные фонды…………………………………………....59
2.3 Особенности владения, пользования и распоряжения имуществом государственных и муниципальных унитарных предприятий……………….78
Заключение ………………………………………………………………………87
Библиографический список……………………………………………………..89
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Общая характеристика государственных
и муниципальных унитарных
Глава
2. Особенности правового режима
имущества государственных и
муниципальных унитарных
2.1 Имущество государственных и муниципальных предприятий как форма использования государственной и муниципальной собственности………….47
2.2 Состав имущества государственных и муниципальных предприятий: уставной, резервный и иные фонды…………………………………………....59
2.3 Особенности владения, пользования и распоряжения имуществом государственных и муниципальных унитарных предприятий……………….78
Заключение ………………………………………………………………………87
Библиографический
список……………………………………………………..89
Введение
В экономических условиях жизни нашего государства предприятия, названные унитарными, играют весьма важную роль, обусловленную влиянием традиций, сформировавшихся в советский период, когда в системе юридических лиц страны предприятия были единственно возможной организационно-правовой формой коммерческой деятельности. В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического устройства страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышение эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора. Приватизация быстро убрала количественный приоритет государственных юридических лиц.
О том, как изменилась их
роль в экономической жизни
страны свидетельствовало и
Необходимость
теоретического исследования правового
положения государственных
Вполне понятно, что на нерентабельных производствах, с продукцией, реализуемой по низким ценам, а также на предприятиях оборонного комплекса особой прибыли получить будет нельзя, и, вполне понятно, ее получение нельзя будет рассматривать основной целью их деятельности. Следовательно, не извлечение прибыли становится главной целью унитарных предприятий, а иные цели социально-политического порядка. Одновременно Гражданский кодекс, давая определение унитарного предприятия, однозначно относит их к коммерческим предприятиям. Отсюда неизбежно становится актуальным вопрос о том, не меняется ли место унитарных предприятий в системе юридических лиц, выстроенной кодифицированным гражданским законодательством России. При этом многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя, поэтому данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования.
Отмеченное
выше, обусловливает актуальность темы
исследования в связи с научным
осмыслением гражданско-
Цель
данной работы заключается в исследовании
гражданско-правового
Задачи, поставленные в процессе написания работы: анализ законодательной базы существования унитарных предприятий, их создания реорганизации и ликвидации, раскрытие проблемных моментов во взаимоотношениях предприятия с собственником его имущества.
В
ходе исследования данных вопросов автором
изучены: Федеральный закон "О государственных
и муниципальных унитарных предприятиях"
№161-ФЗ от 14.11.2002г., Федеральный закон "О
приватизации государственного и муниципального
имущества" №178-ФЗ от 21.12.2001г., Указы
Президента, Постановления Правительства
РФ, а также статьи "Правовое положение
государственных и муниципальных унитарных
предприятий" В.В. Худолеев; "Законодательная
чистка ГУПов" М. Иванова; "Прогноз
на будущее: контроль и учет усилят"
В. Тараскин, А. Стадников; "Правовое
регулирование крупных сделок, заключенных
государственными предприятиями" Е.
Павлодский, М.Л. Шелютто; "Свод хозяйственных
договоров и документооборота предприятий
с юридическим, арбитражным и налоговым
комментарием." В 2-х т. Т.1. Под ред. к.ю.н.
А.В. Брызгалина.
Глава 1. Общая характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий
Объем полномочий и порядок согласования сделок - наиболее важные характеристики любого предприятия, в том числе унитарного. Именно эти нюансы нередко решают его судьбу. Как можно защитить интересы унитарного предприятия от недобросовестных действий собственника имущества предприятия? Какую роль играет согласование сделок унитарного предприятия и может ли в дальнейшем предприятие ссылаться на него в споре о признании сделки недействительной?
Согласно
Закону о государственных и
Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде; оно должно иметь самостоятельный баланс, а также круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Кроме того, предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Ему разрешено в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие осуществляет только на основании лицензии. Причем особых правил лицензирования деятельности унитарного предприятия отечественным законодательством не предусмотрено.
Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях ужесточил требования к полному наименованию унитарных предприятий. Если ранее оно должно было содержать указание только на собственника его имущества, то теперь такое наименование обязано отражать и организационно-правовую форму предприятия.
Унитарные предприятия не могут выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества (ст. 5 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества) и быть доверительными управляющими по договору доверительного управления (ч. 1 ст. 1015 ГК РФ). Кроме того, унитарные предприятия не вправе создавать в качестве юридического лица другие унитарные предприятия (дочерние) путем передачи им части своего имущества и не могут выступать учредителями (участниками) кредитных организаций (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Последнее ограничение, вероятно, связано с необходимостью сохранения имущества собственника, поскольку кредитные организации осуществляют деятельность повышенного риска.
Приобретение и частично осуществление прав и обязанностей - прерогатива руководителя унитарного предприятия, представляющего интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий (без доверенности). Данные функции могут выполнять и представители, действующие на основании доверенности, выдаваемой руководителем предприятия.
За действия работников унитарного предприятия, совершенные в пределах выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей, это юридическое лицо несет ответственность как за свои собственные (ст. 402 ГК РФ).
Порядок
совершения сделок унитарным предприятием
связан с его специальной
Так, И.В. Елисеев считает, что сохранение специальной правоспособности за некоторыми видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо: "Создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители преследуют, очевидно, вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия".
Нельзя не согласиться с тем, что определение конкретных прав, которые может осуществлять унитарное предприятие, способно защитить интересы собственника. Однако не исключено, что сделки, вынесенные за рамки разрешенных видов деятельности, способны оказаться очень выгодными для самого же собственника. Поэтому учредителям необходимо максимально внимательно подходить к выбору прав и видов деятельности, которые могли бы осуществлять унитарные предприятия.
Остановимся подробнее на вопросе о том, в чем заключается специальная правоспособность унитарных предприятий.
Как известно, унитарные предприятия являются единственным видом коммерческих организаций, имеющим не общую, а специальную правоспособность наряду с некоммерческими организациями. Согласно ст. 113 ГК РФ, ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях унитарное предприятие может обладать гражданскими правами, соответствующими предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Иными словами, унитарные предприятия вправе совершать сделки только в рамках предмета и целей деятельности, установленных собственником передаваемого предприятиям имущества.
По мнению В.Г. Степанова, предметно-целевой способ установления специальной правоспособности унитарного предприятия "не соответствует интересам ни его контрагентов, ни... самого юридического лица. Использование законодателем этого способа влечет возможность оспаривания недобросовестным предприятием любой сделки, мало-мальски не укладывающейся в определение предмета его деятельности, что вряд ли может устроить кредиторов этого предприятия". Безусловно, такое условное ограничение деятельности унитарного предприятия не определяет однозначно круг разрешенных видов сделок. В то же время, защищая собственные интересы, предприятие имеет возможность расширительно толковать предмет и цели конкретной сделки.