Учет денежных средств на расчетном и валютном счетах предприятия, в кассе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ учета денежных средств в кассе, на расчетном и валютных счетах предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
•раскрыть действующий порядок ведения кассовых операций на предприятиях;
•изучить порядок документального оформления движения
денежных средств и денежных документов в кассе предприятия;
•раскрыть методологии учета операций по расчетным и валютным счетам предприятий;
•выявить возможности совершенствования учета денежных средств;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ……..……..………….5
1.1 Касса предприятия………………………………………………………..5
1.2 Документирование кассовых операций…………………….……….….10
1.3 Ведение кассовой книги………………………………………………...13
1.4 Синтетический учет движения денежных средств в кассе…………...14
2 ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ……16
2.1 Открытие расчетного счета……………………………………………..16
2.2 Документирование и учет операций по расчетному счету…………...22
3 УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ НА ВАЛЮТНОМ СЧЕТЕ……………………….………..24
4 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ……………………….….....31
5 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ……......33
6 РАСЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………….…..…………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………54

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Документирование кассовых операций

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (ф. № КО-1), расходный кассовый ордер (ф. KO-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (Ф- КО-3), Кассовая книга (ф. КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. КО-5). Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 по согласованию с Минфином РФ и введены в действие с 01.01.99 г.[3]

Операции по поступлению денежных средств в кассу оформляются унифицированным первичным документом - Приходным кассовым ордером (форма КО-1). Бухгалтер выписывает (оформляет на компьютере) 1 экземпляр приходного кассового ордера. Отрывную часть (квитанцию) необходимо заверить печатью и выдать лицу, внесшему деньги в кассу (приложение 1).

Деньги, которые поступают  в кассу как выручка за товары, работы, услуги нужно оформлять с  применением кассового аппарата, т.е. помимо квитанции к приходному ордеру покупателю должен быть выдан кассовый чек. Если в течение дня таких операций совершается несколько (например, работа магазина), то покупатель получает только чек, а в конце дня на сумму общей выручки оформляется один приходный ордер.

Выписанный приходный ордер регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3), и подшивается к отчету кассира (отрывной лист Кассовой книги). Согласно Порядку ведения кассовых операций в РФ обеспечение сохранности наличных денежных средств возложено на руководителя организации.

Операции по выдаче денежных средств из кассы оформляются  унифицированным первичным документом - Расходным кассовым ордером (форма КО-2), согласно п. 14 Порядка ведения кассовых операций в РФ. Расходный кассовый ордер может быть составлен на одну операцию или на группу однотипных операций (например: на выплату зарплаты оформляется Платежная ведомость и на общую сумму по ведомости выписывается один расходный кассовый ордер).

Таким образом, кассир, сдавая деньги в банк из кассы предприятия, должен заполнить расходный кассовый ордер в общем порядке, проставив в нем сумму и свою роспись (приложение 2).

Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. В ведомости данные, удостоверяющие личность, а также сумма прописью не указываются, поэтому она не может служить для выплат лицам, не состоящим в штате организации, расчеты с последними должны проводиться только по расходным кассовым ордерам. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении денег кассир указывает: «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости. [4]

Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег, а также оплаченных документов кассир ведет книгу учета принятых и выданных кассиром денег. Выдача и возврат денег и оплаченных документов оформляются подписями.

По истечении установленных  сроков оплаты труда, выплаты пособий  по социальному страхованию и  стипендий кассир должен:

  • в платежной (расчетно-платежной) ведомости напротив фамилий лиц, которым не выплачены указанные суммы, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано» и составить реестр депонированных сумм;
  • в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;
  • записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №__».

Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассирами  в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.

Остатки денежных средств, превышающие установленный лимит, сдаются кассиром в банк, что оформляется объявлением на взнос наличными или на почту (квитанция для перевода в банк). Организации, получающие постоянную выручку наличными деньгами, передают их в банк через инкассаторов. Деньги инкассаторам передаются в специальных баулах, в которые вкладывается сопроводительная ведомость, служащая основанием для сдачи денег.

К оформлению кассовых ордеров, как и прочих денежных документов, предъявляются особые требования. Кассовые документы должны быть заполнены чернилами, шариковой ручкой, с помощью пишущей машинки или средств компьютерной техники. В них не допускаются никакие исправления. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления. Во избежание повторного использования документов, послуживших основанием для составления кассовых ордеров, они немедленно после приема и выдачи средств погашаются кассиром наложением штампа «Погашено» или надписью «Оплачено» с указанием даты погашения.[4]

1.3 Ведение кассовой  книги

В случае, если в организации  имеется несколько касс, старший  кассир (гл. бухгалтер) должен вести Книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5), в которой фиксируются суммы принятые (выданные) другим кассирам.

Движение наличных денег  учитывается в Кассовой книге (форма КО-4). Организация обязана вести одну кассовую книгу, прошнурованную, с пронумерованными листами, опечатанную и заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера.

Кассовую книгу ведет  кассир. Каждый лист кассовой книги  состоит из 2х одинаковых частей, одна из которых заполняется как  первый экземпляр, а другая - через  копировальную бумагу - как второй. Второй экземпляр отрезается и служит отчетом кассира, к которому в конце дня подшиваются приходные и расходные кассовые ордера вместе с подтверждающими документами. Отчет кассира подлежит проверке главным бухгалтером.

Книгу заводят на определенный период: год, квартал, месяц (в зависимости от количества кассовых операций у организации). По окончании этого периода кассовая книга должна быть опечатана, все ее листы должны быть пронумерованы и прошнурованы. На последней странице книги делают запись: "В этой книге пронумеровано и прошнуровано ____ листов". Запись заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Записи кассовых операций ежедневно начинаются на лицевой  стороне неотрывной части листа  после строки "Остаток на начало дня", а заканчиваются заполнением графы "Остаток на конец дня".

В конце дня заполненный  лист кассовой книги подписывают  кассир и бухгалтер, а отрывной лист отрезают. Документы, по которым были получены (выданы) деньги (приходные  и расходные кассовые ордера, платежные ведомости и т.п.), подшивают по порядку вместе с отрывным листом кассовой книги.

В случае если кассовая книга ведется автоматизировано (на компьютере), она распечатывается по итогам месяца, а в конце года опечатывается и заверяется необходимыми подписями. [6]

1.4 Синтетический учет  движения денежных средств в  кассе

Учет кассовых операций ведется на активном синтетическом  счете 50 «Касса». По дебету счета отражается поступление денежных средств, по кредиту – расходование денег (приложение 3).

К счету 50 открываются  субсчета:

50-1 «Касса организации»  – учитывают денежные средства  в кассе. Если организация проводит  кассовые операции с иностранной  валютой, эти операции учитываются  обособленно;

50-2 «Операционная касса»  – открывается в случае необходимости; на данном субсчете отражаются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т. п.;

50-3 «Денежные документы» – учитываются путевки в дома отдыха и санатории, марки почтовые и государственной пошлины, вексельные и акцизные марки и т. п.;

50-4 «Касса в иностранной  валюте».

Находящиеся в кассе организации  денежные документы учитываются  на субсчете 50-3 в сумме их фактических затрат на приобретение. Приобретение денежных документов и принятие их к учету отражаются по дебету счета 50-3 в корреспонденции с кредитом следующих счетов:

51 – на стоимость  покупки денежных документов;

71 или 76 и других  счетов расчетов – в той же ситуации, что и выше, но с отражением расчетов через физических или юридических лиц.

Использование (выдача, расход) денежных документов отражается по кредиту  счета 50-3. Выдача подотчетным лицам  оплаченных авиабилетов в учете  отражается по дебету счета 71 и кредиту счета 50-3. Выдача работникам путевок с возмещением им полностью или частично их стоимости отражается по дебету счета 73 и кредиту счета 50-3. Когда путевки выдаются бесплатно за счет соответствующих источников: дебет счета 91-2, кредит счета 50-3.[2]

 

2 ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ  НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ

2.1 Открытие расчетного  счета

Предприятие вправе открывать в любом банке  расчетные и другие счета для  хранения свободных денежных средств  и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Предприятия, имеющие отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца основного счета могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения этих подразделений.

Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, прав, обязанности и ответственность сторон. За несвоевременное или неправильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка уплату штрафа в размере 0,5 % суммы за каждый день задержки, если иное не предусмотрено договором. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются сторонами без участия банка.

Для открытия расчетного счета организация должна представить  в учреждение выбранного ею банка  следующие документы:

  • заявление на открытие счета установленного образца;
  • нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
  • справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
  • карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера (в случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации) с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально;
  • копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право первой (руководителя) и второй (главного бухгалтера) подписи;
  • копия справки о присвоении организации статистических кодов;
  • документы, подтверждающие регистрацию в Фонде социального страхования РФ.[5]

Порядок совершения и  оформления операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального банка  РФ. С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или фискальных органов.

Для проведения операций по расчетному счету используются следующие  формы (урегулированные законодательством  способы исполнения через банк денежных обязательств) безналичных расчетов:

  • платежными поручениями;
  • платежными требованиями-поручениями;
  • аккредитивами;
  • чеками;
  • инкассо.

Расчеты платежными поручениями. Основным платежным инструментом являются платежные поручения. Платежное поручение – это расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями  могут производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней;
  • перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежными поручениями  рассчитываются: по взносам в бюджет, с органами страхования и социального обеспечения, при переводе заработной платы на счета работников в банк, при погашении задолженности, по предварительной и последующей оплаты счетов за товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги.

Информация о работе Учет денежных средств на расчетном и валютном счетах предприятия, в кассе