Учет денежных средств на расчетном и валютном счетах предприятия, в кассе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ учета денежных средств в кассе, на расчетном и валютных счетах предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
•раскрыть действующий порядок ведения кассовых операций на предприятиях;
•изучить порядок документального оформления движения
денежных средств и денежных документов в кассе предприятия;
•раскрыть методологии учета операций по расчетным и валютным счетам предприятий;
•выявить возможности совершенствования учета денежных средств;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ……..……..………….5
1.1 Касса предприятия………………………………………………………..5
1.2 Документирование кассовых операций…………………….……….….10
1.3 Ведение кассовой книги………………………………………………...13
1.4 Синтетический учет движения денежных средств в кассе…………...14
2 ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ……16
2.1 Открытие расчетного счета……………………………………………..16
2.2 Документирование и учет операций по расчетному счету…………...22
3 УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ НА ВАЛЮТНОМ СЧЕТЕ……………………….………..24
4 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ……………………….….....31
5 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ……......33
6 РАСЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………….…..…………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………54

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

Платежные поручения  предъявляются в банк в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается).

Платежные поручения  принимаются банком к исполнению независимо от наличия денежных средств  на счете плательщика. При оплате платежного поручения сумма платежа  списывается со счета плательщика и через систему межбанковских расчетов переводится в банк получателя платежа, где и зачисляется на счет последнего. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежное поручение помещается в картотеку № 2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачивается по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности. Клиент имеет право отозвать платежные поручения, помещенные в картотеку № 2.[2]

Расчеты платежными требованиями-поручениями представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. При этом платежный инструмент (платежное требование-поручение) предъявляется получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через систему банковских расчетов.

В платежном требовании обязательно указываются:

  • условие оплаты;
  • срок для акцепта;
  • дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) плательщику;
  • наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказания услуг), дата поставки товара (выполнение работ, оказания услуг), способ поставки товара.[2]

Срок для акцепта  платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью  или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов по заключенному договору. Исполняющий банк оплачивает платежное требование-поручение только при получении от плательщика акцепта.

Отказ плательщика от акцепта платежного требования оформляется  заявлением об отказе от акцепта установленной  формы, составленным в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления  оформляются подписями должностных  лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными.

Аккредитивная форма  расчетов. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.

Существуют следующие  виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
  • отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка. В случае открытия непокрытого аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в нем не указано иное. Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя средств.

Расчеты аккредитивами  наиболее надежно обеспечивают интересы продавцов, так как гарантируют  выплату стоимости поставляемого  товара, ускоряют расчеты при использовании  покрытых аккредитивов, служат средством краткосрочного финансирования внешнеторговых сделок. Для покупателя аккредитивная форма расчетов имеет недостаток: ведет к отвлечению средств, так как аккредитив открывается до поставки товара.[7]

Расчеты чеками. Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек; плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Различают чеки предъявительские, ордерные и именные. Именной – выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек на предъявителя передается от одного лица к другому путем простого вручения. Ордерный чек может передаваться посредством передаточной подписи (индоссамента).

Платеж по чеку может  быть гарантирован полностью или  частично посредством аваля, который проставляется на лицевой стороне чека с указанием, кем и на кого он дан. Аваль – это дополнительная гарантия того, что платеж будет осуществлен.[6]

Расчеты по инкассо служат документом для бесспорного списания средств с расчетного счета организации (ст. 874, 875 ГК РФ). Без согласия организации в бесспорном порядке списываются денежные средства по инкассо в соответствии с решением Государственного арбитража, народного суда, налоговых или иных финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом. В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Денежные средства списываются  с расчетного счета в календарной  очередности, т. е. в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание. Не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными ресурсами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства либо приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.[2]

2.2 Документирование и  учет операций по расчетному  счету

Для учета движения средств  на расчетном счете используется активный балансовый счет 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете.

В случае если организация  имеет несколько расчетных счетов, необходимо организовать ведение аналитического учета в разрезе расчетных счетов.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки  из его расчетного счета с приложением  оправдательных документов, подтверждающих правомерность списания и зачисления средств на расчетный счет.

Обязательными реквизитами  выписки являются:

  • номер счета клиента;
  • дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим остатком для последующей выписки;
  • суммы, зачисленные и списанные с расчетного счета;
  • остаток средств на расчетном счете на дату составления выписки.

Выписка из расчетного счета  – второй экземпляр лицевого счета  организации, открытого ей банком. Сохраняя денежные средства организаций, банк считает  себя должником организации (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания – по кредиту. После получения выписки бухгалтер должен выполнить следующие действия:

1) сопоставить остаток средств на расчетном счете на конец дня последней выписки с остатком средств на начало дня следующей выписки;

2) проверить приложенные к выписке оправдательные документы, полноту отражения информации в выписке и арифметические ошибки. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». Обо всех обнаруженных ошибках делается письменное сообщение банку. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки. Приложенные к выписке документы обязательно погашаются специальным штампом банка;

3) проставить в банковской выписке (отметка на полях выписки) номера соответствующего корреспондирующего счета (приложение 4).

Эти действия необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных  работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка  выписок должны производиться в  день их поступления.[2]

 

 

 

3 УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ НА  ВАЛЮТНОМ СЧЕТЕ

Организации могут открывать валютные счета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченном Банком России на проведение операций с иностранными валютами. Валюта (от итал. valuta – цена, стоимость) – денежная единица страны, участвующей в международном экономическом обмене, влекущем за собой денежные расчеты.

Валютными операциями считаются сделки по операциям, связанным с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе:

  • операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
  • осуществление международных денежных переводов;
  • расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.[1]

Валютные счета могут  быть открыты для каких-либо определенных целей, например кредиты в валюте, расчеты с поставщиками по разовым  операциям (приобретение оборудования, технологических линии и т. п.), и при определенной экономической политике руководителей организации, предполагающей наличие операций с валютой.

Для открытия валютного  счета в банк надо представить  те же документы, что и для открытия расчетного счета. После проверки представленных документов юристом и главным бухгалтером банк оформляет распоряжение на открытие счета, которое дает возможность организации осуществлять операции по валютному счету.

За открытие валютных счетов и проведение по ним операций организация платит комиссионное вознаграждение в валюте. Каждый уполномоченный банк устанавливает свои тарифы ставок комиссионных вознаграждений. Кроме того, банк взимает с организации суммы в валюте в оплату почтово-телеграфных расходов, комиссионных вознаграждений иностранных банков и других расходов, фактически произведенных в связи с совершением валютных операций.

Для осуществления валютных операций организация может иметь  два вида валютных счетов: текущий валютный счет – для учета валюты, находящейся в распоряжении организации; транзитный валютный счет – для учета поступлений валютной выручки.

Форма расчетов по валютным счетам определяется внешнеторговым договором  и может производиться:

  • авансовым платежом (банковским переводом) – покупатель производит платеж в пользу продавца до отгрузки товара (предоставления услуги);
  • по открытому счету – продавец, отгрузив товар, направляет документы для оплаты непосредственно покупателю;
  • по документарному инкассо – продавец, отгрузив товар, направляет в свой банк коммерческие документы с инструкциями инкассировать сумму документов через банк в стране покупателя (покупатель получает документы только после платежа);
  • по документарному аккредитиву – банк берет на себя обязательство произвести расчет с продавцом (бенефициаром) против документов, полностью соответствующих условиям аккредитивов;
  • чеками, а также в иных формах.

Для эффективного осуществления  расчетов между банками устанавливаются  корреспондентские отношения, основанные на договоре о совершении платежей и расчетов по поручению друг друга. Корреспондентские счета российских банков в иностранных банках – корреспондентах называются счета «НОСТРО», а счета иностранных банков в российских банках – счета «ЛОРО».[2]

Синтетический учет средств  на валютном счете ведется на активном балансовом счете 52 «Валютные счета». По дебету счета отражается поступление денежных средств на валютные счета организации; по кредиту счета – списание денежных средств с валютных счетов организации. Операции по валютным счетам фиксируются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, записываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» (приложение 5).

Информация о работе Учет денежных средств на расчетном и валютном счетах предприятия, в кассе