Учет депозитных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

При осуществлении своей деятельности банки и иные кредитные организации выполняют две основные задачи: первая задача - они должны привлекать к себе частные сбережения и денежные капиталы рассеянные по всей стране; вторая задача - они должны предоставлять эти суммы (сбережения и капиталы) в распоряжение тех лиц, которые были бы в состоянии эффективно их использовать. Для осуществления вышеуказанных задач банки и иные кредитные организации должны производить ряд определенных действий, которые называются банковскими операциями. Банковские операции играют первостепенную роль не только в функционировании самого банка или иной кредитной организации, но и в развитии всего комплекса промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики нашей страны.

Содержание работы

Введение
1 Организация депозитарных операций в кредитных организациях
1.1 Понятие и экономическое значение депозитарных операций и их нормативно-правовое регулирование
1.2 Участники депозитарных операций и их краткая характеристика
1.3 Механизм осуществления депозитарных операций
2 Оформление и учет депозитарных операций в кредитных организациях
2.1 Аналитический и синтетический учет депозитарных операций
2.2 Отчетность депозитариев
2.3 Порядок оформления депозитарных операций
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 135.89 Кб (Скачать файл)

  работником банка.

7. Клиент  не  имеет  права   использовать  ячейку  для   хранения  токсичных,

  наркотических, взрывчатых, радиоактивных  веществ  и  не  лицензированного

  оружия.

8. В  случае  крайней  необходимости  (пожар,  наводнение,  производственная

  авария, возгорание содержимого  сейфа, появление гнилистого запаха и п.т.,

  а также при наличии санкции  прокурора), а также по истечении  трех месяцев

  после окончания договора, банк  вправе вскрыть сейф в отсутствии  клиента.

  Вскрытие сейфа производится  комиссией, состоящей из представителя  банка и

  понятых лиц. Вскрытие ячейки  оформляется актом.

9. Клиент в  случае  изменения   места  жительства  или  по  истечении  срока

  действия договора извещает  банк о дальнейших намерениях  в  использовании

  сейфа.

10. В случае задолженности по  арендной плате клиент может   получить  доступ

  к сейфу лишь после уплаты  суммы  задолженности  с   коэффициентом  1,2  за

  каждый месяц пользования.

    В Федеральном Собрании  РФ находится на рассмотрении  ряд законопроектов,

принятия которых позволило бы снять социальную напряжённость в обществе и

обеспечить законодательную основу для проведения мероприятий по финансовому

оздоровлению банковской системы. Один из важнейших среди них –  это

законопроект «О государственном  гарантировании вкладов граждан  в банках».

Социальная значимость принятия данного  закона очевидна. Проблема

страхования банковских вкладов решается в России уже более шести лет.

Однако пока не только не принят Закон  «О гарантировании вкладов граждан  в

банках», но и не получил одобрение  Закон «О государственных чрезвычайных

мерах по защите вкладов населения  в банках РФ» ( утверждён Государственной

Думой РФ в трех чтениях, но отклонён дважды Советом Федерации 2 декабря

1998г.). Такое положение дел связано прежде всего с проблемой нахождения

источников средств для создания страхового фонда, заинтересованностью

банков в отчислении страховых  выплат, наделением фонда функцией контроля за

деятельностью банков.

    После кризиса 17 августа  1998г. вопрос страхования депозитов  встал  ещё

более остро. Однако его решение  было принято  лишь  в  рамках  антикризисных

мер государства.  Так,  Центральный  Банк  РФ  разработал  порядок  принятия

Сберегательным  банком   обязательств   коммерческих   банков   по   вкладам

населения,  предусматривающий  перевод  вкладов  в  рублях   и   вкладов   в

иностранной  валюте,  пересчитанных  в рубли   по   курсу   Банка   России,

действовавшему на 1 сентября 1998г. Иные обязательства коммерческих  банков,

в том числе по ценным бумагам, и  обязательства перед юридическими лицами  не

применялись.  Данный  порядок  распространялся  на  вклады  тех  вкладчиков,

которые выразили на заключение договора со Собственниками.

    Проблемы построения  механизма  страхования  как   средства  минимизации

потерь  общества  из-за  банкротства  остается  первоочередной   и   требует

безотлагательного решения в силу продолжающихся банкротства.

    В  настоящее  время   законодательство  России  предусматривает   четыре

различных способа  различных  защиты  интересов  индивидуальных  вкладчиков.

Первые три способа предусмотрены  Федеральным законом «О банках и  банковской

деятельности», четвертый –  Федеральным  законом  «О  Центральном  Банке  РФ

(Банке России)».

    Первый способ. Банки  обязаны выполнять норматив обязательных  резервов,

депонируемых в Банке России,  в том числе по  срокам,  объемам и видам

привлеченных и денежных средств (статья 25). Средства  фондов  обязательного

резервирования  использовались  Центральным  Банком  в  случае   банкротства

банков для компенсации вкладов  гражданам.

    Второй способ. Государством  гарантируется сохранность и  возврат вкладов

физических лиц в банках, созданных  государством и  банках,  в  установленном

капитале,  которых государству принадлежит более 50%  голосующих   акций

(статья  36).  Предоставление  государственных  гарантий,   таким   образом,

распространяется и на вклады физических  лиц,  хранящихся  в  Сберегательном

банке.

    Третий способ. Банк России  требует от  банков   получения   лицензий  на

право привлечения во вклады денежных средств  физических  лиц.  Более  того,

это право предоставляется  вновь  создаваемым  банкам,  с  даты  регистрации

которых прошло не менее двух лет (статья 36).

    Четвертый  способ.  Банк  России  ограничивает  коммерческие  банки  от

принятия повышенного риска  по  вкладам  физических  лиц.  В  соответствии  с

инструкцией  №1  ЦБ  «О   порядке   регулирования   деятельности   кредитных

организаций» максимальный размер  привлеченных  денежных  вкладов  населения

установлен в размере 100% от величины капитала.

    Одной   из   первоочередных   задач   государства   является   создание

Федерального фонда  обязательного  страхования  вкладов.  В  соответствии  с

Федеральным законом  «О  банках  и  банковской  деятельности»  предусмотрено

создание Федерального фонда обязательного  страхования вкладов  (статья  38).

Участниками этого Фонда являются Банк России и банки, привлекающие  средства

граждан.  Кроме  того,   предусматривается   возможность   создания   фондов

добровольного страхования вкладов (статья 39).

    Действующий в настоящее  время порядок защиты индивидуальных  вкладчиков

имеет ряд серьёзных проблем. Одна из наиболее важных заключается в том,  что

вкладчики Сбербанка  получают  государственные  гарантии,  в  то  время  как

вкладчики частных коммерческих банков  могут  иметь  защиту  лишь  в  рамках

создания добровольного фонда. Эти фонды в российских  условиях  не  получили

широкого   распространения.   Другая   проблема   состоит   в    том,    что

государственные гарантии  Сбербанку  практически  создают  ему  значительные

преимущества при конкуренции  с участниками рынка частных  вкладов.

    Такой подход  законодателя  в  определенной  мере  предопределил   отток

вкладов из коммерческих банков в  период банковского кризиса  августа  1998г.

У коммерческих банков остается не так  много  альтернативных  возможностей  в

конкурентной борьбе за привлечение  частных  вкладчиков  в  условиях  общего

недоверия к банковской системе.

    С  нашей  точки   зрения,  построение  системы   страхования   банковских

депозитов должно базироваться на следующих  основных положениях:

           1. Страхование  депозитов должно быть обязательным  для всех

  коммерческих банков, независимо  от их финансового положения.  Обязательная

   форма участия обеспечит  распределение риска по всей  банковской системе.

         2.   Фонд   страхования   банковских   депозитов   должен    иметь

государственное  управление,  так  как  в  условиях  глубокого   финансового

кризиса  именно  государству  отводится  первостепенная  роль  в  финансовом

оздоровлении экономики.  Совместное  управление  страховым фондом  возможно

лишь в перспективе, поэтому  вопрос о  страховом  фонде  как  независимой  от

государства организации, на наш взгляд, преждевременен.

      3.  Членство в  Государственном  фонде  страхования   депозитов  должно

стать необходимым требованием  получения лицензии  ЦБ  на  право  привлечения

средств физических лиц.

      4.  Объектами   страхования  в  первоочередном  порядке  должны  стать

депозиты физических лиц, а в  перспективе и депозиты юридических  лиц.

      5. В объекты   страхования  должны  быть  включены  валютные  депозиты

резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.

      6. Наступлением страхового  случая  должен  считаться   факт  отзыва  у

банка лицензии на осуществление банковских операций.

        7.   Определение   ставок   страховых    платежей    должно    быть

дифференцированным  в зависимости от  степени риска конкретного   банка.

Поэтому  необходима  разработка  системы   оценки   страхового   риска   для

проведения  дифференциации  страховых  взносов,   уплачиваемых   банками   с

различным финансовым положением.

      8. Государственный  страховой фонд в тесном  взаимодействии  с  ЦБ,  с

нашей точки зрения, должен иметь  право  на  разработку  конкретных  мер  по

оздоровлению финансового состояния  страны. Это связано с тем, что  в  рамках

страхового  фонда  обязательно  должны  проводиться  процедура  обследования

финансового  положения  коммерческих  банков,  а  также   контроль   за   их

деятельностью.  Делать  это  необходимо  в  целях  обеспечения   сохранности

средств   вкладчиков,   эффективного   взимания    страховых    взносов    и

своевременного возврата средств в случае банкротства  банка.  Однако  сейчас

совершенно неопределенной  остается  возможность  наделения  Фонда  функцией

контроля за деятельностью банков.

      9. Участие ЦБ в   Фонде  должно  выражаться  в том числе и в виде

возможности открытия кредитной линии  в случае недостаточности средств.

      10. Форма собственности  Фонда должна  быть  смешанной.  Учредителями

фонда должны стать в  первую  очередь  ЦБ,  Ассоциация  российских  банков,

Антимонопольный комитет и другие организации.  Участие  банков  может  быть

либо прямым, либо косвенным (через ассоциации).

    Введение смешанной системы  защиты депозитов в России  обеспечило как  бы

прямую защиту вкладчиков (когда  вкладчик в случае  банкротства  получает  из

фонда определенную сумму в пределах страхового покрытия),  так  и  косвенную

защиту  (когда  ЦБ  совместно  с  фондом  принимает  меры   по   финансовому

оздоровлению проблемного банка). Поэтому, для создания  эффективной  системы

страхования  банковских  депозитов  необходимо  изменить  подход  к  решению

проблемы.  Субъектом  страхования  и  защиты  должен  стать   не   отдельный

вкладчик,  а  банк  со  своими  вкладчиками,  то  есть  эффективная   защита

предполагает  одинакого  хорошее выполнение  функций страхования,  так   и

функции контроля и надзора за финансовым состоянием коммерческих банков.

    Несмотря   на   значительные   трудности   в   нахождении    источников

первоначального  капитала  Фонда   и   слабую   мотивацию   для   вступления

коммерческих банков  в  систему  страхования,  принятие  основных  принципов

формирования системы защиты депозитов  окажет  благоприятное  психологическое

воздействие  на  владельцев  денежных  средств  и   финансовых   институтов:

возрастет степень доверия к  банковской системе, повысится доля  привлекаемых

средств в коммерческих банках.

    Для создания эффективной  системы  страхования  банковских  депозитов  в

России наиболее  полезным  с  точки  зрения  экономического,  социального  и

политического развития является  опыт  систем  страхования  стран  Восточной

Европы  (Болгарии,  Польши,  Румынии,  Венгрии  и  др.).   Проблемы   защиты

вкладчиков в этих странах  имеют  много  общего  с  российскими.  Переход к

рыночной экономике предполагал  проведение  радикальных  банковских  реформ:

создание  двухуровневой   банковской   системы,   становление   банков   как

самостоятельных   финансовых   институтов,    формирование    нового    типа

независимого  центрального  (государственного)  банка.  Все  это  привело  к

необходимости  формирования  новой  системы  вкладов,   ответственность   за

сохранность которых должны брать на себя и государство в лице  центрального

банка, и сами банки.  Поэтому  в  условиях  переходного  периода  во  многих

странах Восточной Европы формируется смешанная система защиты вкладов.

    Так,  в  Венгрии   принят  закон  о  государственном   фонде  страхования

вкладов,  фонд  фактически  создан   и   функционирует   с   преимущественно

государственным     управлением     и     негосударственными     источниками

финансирования. Деятельность фонда  освобождена  от  налогообложения.  В  его

функции входят не только взимание  страховых  взносов  и  выплата  страховых

премий, но и право принимать  меры, предупреждающие  банкротство  финансового

института. Кроме того,  политика  фонда  ориентирована  на  преимущественную

защиту  интересов  мелких  и  средних   банков   и   вкладчиков.   Объектами

страхования являются депозиты как  физических, так и юридических  лиц. На  наш

взгляд, эти положения целесообразно  заложить в основу построения  российской

системы страхования депозитов.

    При построении  механизма   взимания  страховых  платежей  и  разработке

системы мониторинга финансового  положения банков заслуживает внимания  также

опыт США.

    Функции Федеральной  корпорации страхования депозитов  США очень  широки.

Она не только собирает взносы и осуществляет компенсационные выплаты,  но  и

ведет  мониторинг  финансового  положения  кредитных  институтов,  организуя

корректирующие меры. Это делает  систему  страхования  депозитов  достаточно

Информация о работе Учет депозитных операций