Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель работы – изучение системы бухгалтерского учета операций по реализации покупателям готовой продукции, а также методике отражения в учете этих операций, с последующим внесением предложений по усовершенствованию.
В работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект вопроса бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками;
- проанализировать существующую систему бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками на примере отдельного предприятия;
- предложить направления совершенствования системы бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ__________________________6
1.1 Понятие готовой продукции, работ, услуг. Оценка готовой продукции____6
1.2 Бухгалтерский учет готовой продукции на предприятии_______________18
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками____________28
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
В ОАО «ДМИТРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»_______________________34
2.1 Краткая характеристика ОАО «Дмитровский молочный завод»_________34
2.2 Особенности бухгалтерского учета готовой продукции в
ОАО «Дмитровский молочный завод»__________________________________49
2.3 Особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Дмитровский молочный завод» ________________________________59
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОАО «ДМИТРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»______________________________________________66
3.1 Направления совершенствования бухгалтерского учета готовой продукции в ОАО «Дмитровский молочный завод»__________________________________66
3.2 Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Дмитровский молочный завод»_______69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ_____________________________76
В соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 [11] организации торговли могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произведенных до передачи товаров в продажу, в состав расходов на продажу. Организациям розничной торговли разрешается оценивать приобретенные товары по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок). В этом случае поступившие товары приходуют по стоимости приобретения по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов. Одновременно на разницу между стоимостью приобретения товаров и их стоимостью по продажным ценам дебетуют счет 41 «Товары» и кредитуют счет 42 «Торговая наценка».
Организация розничной торговли приобрела товары согласно счету- фактуре поставщика, при этом бухгалтерские записи имеют следующий вид:
Дт 41-2 «Товары в розничной торговле», Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших товаров;
Дт 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму НДС по поступившим товарам;
Дт 41-3 «Тара под товаром и порожняя», Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость тары, поступившей с товаром;
Дт 41-2 «Товары в розничной торговле», Кт 42-1 «Торговая наценка» - на сумму торговой наценки на поступивший товар [25, с.369].
Учет продажи товаров осуществляется в том же порядке, что и учет готовой продукции. При признании выручки от продажи товаров при их отгрузке (отпуске) они списываются с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи». Если выручка от продажи отгруженных (отпущенных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (для предприятий оптовой торговли), то отпущенные товары списывают с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные», а после признания выручки -- в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 45 «Товары отгруженные». Организации розничной торговли, учитывающие товары по продажным ценам, по мере продажи товаров или их выбытия по другим причинам сумму торговой наценки списывают с кредита счета 42 «Торговая наценка» в дебет счета 90 «Продажи» или 45 «Товары отгруженные» способом «красное сторно». Суммы торговых наценок, относящиеся к оставшимся в организации товарам, уточняются по данным инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами. Сумма скидки или накидки на остаток непроданных товаров (в розничной торговле) может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок или накидок на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 «Торговая наценка» (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).
Организация розничной торговли реализует товар населению. При этом учитывается выручка от продажи товара по данным кассовых счетчиков, сумма реализованной торговой наценки (определяется по специальному расчету), а так же учитываются расходы на продажу, относящиеся к реализованному товару (по специальному расчету).
Бухгалтерские записи имеют следующий вид:
Дт 50 «Касса», Кт 90-1 «Выручка» - отражена выручка магазина;
Дт 90-3 «Налог на добавленную стоимость», Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислен НДС по реализованным товарам;
Дт 90-2 «Себестоимость продаж», Кредит 41-2 «Товары в розничной торговле - списана стоимость проданных товаров;
Дт 90-2 «Себестоимость продаж», Кт 42-1 «Торговая наценка» - сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к реализованному товару;
Дт 90-2 «Себестоимость продаж», Кт 44 «Расходы на продажу»- списаны расходы на продажу, относящиеся к реализованному товару;
Дт 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», Кт 99 «Прибыли и убытки» - отражен финансовый результат (прибыль) от реализации товаров. [17, с. 351].
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации готовой продукции.
Если за момент реализации готовой продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность отражается по цене реализации продукции на счёте 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции с кредитом счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчётные документы и в установленном порядке признан доход.
На сумму оплаты за отгруженную продукцию организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кт счета 90 «Продажи».
При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, стоимость имущества по ценам продажи списывают в Дт счета 62 с Кт счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление денежных средств за проданное имущество, при погашении покупателями, заказчиками своей задолженности отражают по Дт счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и Кт счета 62.
На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию, а также возникающие суммовые и курсовые разницы. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются на счете 62 обособленно [35, с. 256].
Положительные курсовые разницы учитывают по Дт счета 62 и Кт счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные по Дт счета 91и Кт счета 62.
Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с Кт счета 62 в Дт счета 63 «Резервы сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В организациях, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные, геологические и др.) для учета расчетов с заказчиками может использоваться счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». У поставщика учитывается факт реализации продукции: Дт счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», Кт счёта 46 «Выполненные этапы по незавершённым работам» в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании - поручении.
По мере зачисления платежа - согласно выписке банка из расчетного счета: Дт счёта 51 «Расчётный счёт», Кт счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» в сумме договорной стоимости. У покупателя учитывается факт приобретения готовой продукции: Дт счёта 10 «Материалы», Кт счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Аналитический учет по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» ведётся:
1. при расчётах в порядке инкассо - по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету;
2. при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или заказчику;
3. по полученным авансам - по каждому кредитору.
Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчётам с покупателями и заказчиками обеспеченной: векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок [33].
Счета-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие готовую продукцию, как облагаемые, так и не облагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.
Покупателю готовой продукции счета-фактуры необходимы для возмещения сумм НДС. Следует обратить внимание на то, что покупатель не может зачесть НДС из бюджета на основании счёта-фактуры, который был составлен продавцом при получении аванса, так как для зачета налога необходимо ещё, чтобы готовая продукция была оприходована в учете.
Бланк счета-фактуры может быть изготовлен типографическим способом или самостоятельно с помощью компьютера. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой готовой продукции; цена; налоговая ставка и другие реквизиты.
Счёт-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки готовой продукции или получения аванса. Второй остается у организации продавшей эту готовую продукцию.
Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации готовой продукции.
Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом.
Платежное поручение выписывается одновременно в нескольких экземплярах, которые должны быть идентичны. Количество экземпляров, которые необходимо представить в банк, зависит от того, каким образом осуществляется платёж, как правило, представляются 3 экземпляра. Не какие исправления при заполнении платежного поручения не допускаются.
В платежном поручении указывается ИНН; наименование и номер счета в кредитной организации, банковский идентификационный код и другие реквизиты. Первый экземпляр платежного поручения подписывают главный бухгалтер и руководитель организации. Все экземпляры заполненного и подписанного платежного поручения представляются в обслуживающий вас банк.
Последний экземпляр платежного поручения банк должен возвратить клиенту с отметкой «принято к исполнению» и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и подпись операционного работника, принявшего поручение к исполнению.
Помимо этого к документам по учету расчетов с покупателями и заказчиками можно отнести расчетный чек, заявление на аккредитив, платежное требование.
При заключении договора между поставщиком и покупателем делается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик. Отсюда формируются следующие фактурные цены:
- франко-склад поставщика -- все расходы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции возмещает покупатель (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе поставщика и на железной дороге, перевозки и железнодорожный тариф), а поставщик включает их в платежное требование-поручение;
- франко-станция отправления -- расходы, связанные с погрузкой продукции в вагоны, и железнодорожный тариф производятся за счет покупателя и поставщиком включаются в расчетно-платежные документы;
- франко-вагон станция назначения означает, что все расходы по погрузке товаров в вагон и транспортные расходы до станции назначения несет продавец, а со станции назначения -- покупатель;
- франко-склад покупателя -- поставщик оплачивает все расходы до склада покупателя, включая и разгрузку на его складе (погрузочно-разгрузочные расходы, транспортные и другие).
В настоящее время в деловом обороте России преобладают расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение банку оплатить указанную сумму с расчетного счета плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа.
Расчёты платёжными поручениями - форма безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в обслуживающий его предприятие банк расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя средств.
Платежные поручения по договоренности сторон могут быть срочными, досрочные и отсроченные. Срочные платежи совершаются в следующих вариантах: авансовый платеж, то есть платеж до отгрузки готовой продукции; платеж после отгрузки готовой продукции, то есть путем прямого акцепта готовой продукции; частичные платежи при крупных сделках.
Расчёты платёжными требованиями-поручениями - форма безналичных расчетов, предусматривающая расчетные операции с помощью платежного требования-поручения, оформленного договора между поставщиком и плательщиком. Применяются преимущественно в иногородних расчетах
Учёт расчетов платежными требованиями - поручениями возникли на базе акцептной формы расчетов и сводятся к следующему: поставщик, отгрузив готовую продукцию, заполняет первую часть (требование), выписывая платежное требование (приложение) на покупателя - плательщика, отзывает ему или доставляет нарочным, или передает в свой банк. Получив платежные требования - поручения, плательщик обязан заполнить вторую часть - платежное поручение, поручая банку списать с его расчетного счёта указанную сумму, так как обязательства поставщиком выполнены. Организация - плательщик сдает этот полностью заполненный документ в банк для оплаты. Банк после списание средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет.
Согласие на акцепт (оплату) плательщик обязан дать в течение 3 дней с момента получения платежного документа. При этом используется принцип: «молчание - знак согласия». В противном случае он имеет право отказаться от оплаты, но в письменной форме. Плательщик имеет право полностью отказаться от оплаты, в случаи, если готовая продукция не заказана; продукция поставлена досрочно без согласия покупателя; документально установлена не доброкачественность или не комплектность продукции; несогласованна цена.
При отказе от оплаты покупатель в том случаи, если право собственности на готовую продукцию к нему не перешло, принимает поступившую продукцию на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика отгружает ее в указанный адрес.