Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель работы – изучение системы бухгалтерского учета операций по реализации покупателям готовой продукции, а также методике отражения в учете этих операций, с последующим внесением предложений по усовершенствованию.
В работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект вопроса бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками;
- проанализировать существующую систему бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками на примере отдельного предприятия;
- предложить направления совершенствования системы бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ__________________________6
1.1 Понятие готовой продукции, работ, услуг. Оценка готовой продукции____6
1.2 Бухгалтерский учет готовой продукции на предприятии_______________18
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками____________28
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
В ОАО «ДМИТРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»_______________________34
2.1 Краткая характеристика ОАО «Дмитровский молочный завод»_________34
2.2 Особенности бухгалтерского учета готовой продукции в
ОАО «Дмитровский молочный завод»__________________________________49
2.3 Особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Дмитровский молочный завод» ________________________________59
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОАО «ДМИТРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»______________________________________________66
3.1 Направления совершенствования бухгалтерского учета готовой продукции в ОАО «Дмитровский молочный завод»__________________________________66
3.2 Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Дмитровский молочный завод»_______69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ_____________________________76
На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах и т.д.) эти ценности показаны.
Описи заполняются с использованием вычислительной техники. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально- ответственные лица.
Результаты инвентаризации отражается в учете того месяца, в котором она была закончила, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием готовой продукции и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в порядке, установленным ст.12 Закона №129-ФЗ:
- излишек приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия;
- недостача и порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства;
- недостача и порча сверх норм убыли относится на виновных лиц. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
- если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи и порчи списываются на финансовые результаты.
Излишки, выявленные в ходе инвентаризации, готовой продукции, включают в состав внереализационных доходов (дебетируют счет 43 «Готовая продукция», кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»» по рыночной стоимости.
Излишки по пересортице принимаются на молокозаводе к учету на счет 43 «Готовая продукция» с кредита счета 94 «недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостачи готовой продукции по результатам инвентаризации отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредита счета 43 «Готовая продукция».
При отнесении недостач на виновных лиц стоимость недостающей готовой продукции и потерь от ее порчи списывается со счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
При отсутствии необходимых оснований для отнесения недостач и потерь от готовой продукции на издержки производства и обращения, финансовые результаты или для взыскания с виновных лиц, обнаруженные недостачи и потери покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, и отражаются по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на соответствующем субсчете, предназначенном для этих целей.
За анализируемый период на предприятии было проведено две плановые инвентаризации всего имущества предприятия перед составлением годовых отчетов и 15 внеплановых проверок. По результатам проверок не выявлено недостач и порчи готовой продукции.
2.3 Особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Дмитровский молочный завод»
Согласно Учетной политике ОАО «Дмитровский молочный завод» выручка от реализации продукции и услуг определяется по мере их отгрузки и предъявлению покупателям расчетных документов.
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации готовой продукции. В данном случае за момент реализации готовой продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность отражается по цене реализации продукции на сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету на молокозаводе открыты два субсчета:
1. Расчеты в порядке инкассо;
2. Расчеты плановыми платежами.
На субсчете 62.1 «Расчеты в порядке инкассо» учитывают расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документом за отгруженную готовую продукцию.
На субсчете 62.2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.
На сумму оплаты за отгруженную готовую продукцию предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кт сч. 90 «Продажи, субсчет 1 выручка».
Поскольку отгруженная готовая продукция считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС:
Дт сч.90 «Продажи, субсчет 3 налог на добавленную стоимость», Кт сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При погашении покупателями и заказчиками своей задолжность они списывают ее с кредита сч.62 в дебет счетов денежных средств:
Дт сч. 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аналитический учет по сч. 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности.
При использовании метода учета реализации готовой продукции «по отгрузке» организациям разрешается создавать резервы по сомнительным долгам, учитываемым на субсчете 1 «Резервы по сомнительным долгам» счета 82 «Резервный капитал». По приказу № 387 от 31 декабря 2006г «Об учетной политике организации для целей налогообложения на 2007 год» решено «не создавать резервов предстоящих расходов и платежей, резервов по сомнительным долгам».
Невостребованную в срок дебиторскую задолженность списывают с кредита сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в дебет сч.91 «Прочие доходы и расходы».
На счете 62/2 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию. Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно. Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в журнале ордере №8 произвольной формы по каждому счету, предъявленному покупателю или заказчику. Но вот аналитический учет не обеспечивает получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам. Вся документация ведется на бумажных носителях.
Документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками
Счета-фактуры на реализацию готовой продукции выписываются в бухгалтерии предприятия с использованием компьютера. Вся продукция облагается 10% НДС.
Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупатель готовой продукции по счет-фактуре возмещает сумму НДС. Однако, покупатель не может зачесть НДС из бюджета на основании счета-фактуры, который был составлен продавцом при получении аванса, т.к. для зачета налога необходимо еще чтобы готовая продукция была оприходована в учете. Бланк счета-фактуры набивается самостоятельно с помощью компьютера или же специалисты бухгалтерии пользуются услугами программы «Гарант». В счете-фактуре указываются порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой готовой продукции; цена; налоговая ставка и другие реквизиты.
Отличие новой формы счета-фактуры от прежней заключается в ведении двух новых граф: «Страна происхождения» и «Номер грузовой таможенной декларации». Это позволяет таможенным органам проверять, правильно ли импортер оплатил таможенные платежи. При чем, если раньше проверить это можно было только при растормаживание готовой продукции, то теперь, придя в любой магазин и подняв документы на любую импортную продукцию, таможенным органам по номеру грузовой таможенной декларации определить, как продукция проходила таможню. Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки готовой продукции или получения аванса. Второй остается у ОАО «Дмитровский молочный завод».
Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации готовой продукции. Книга продаж прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется главным бухгалтером. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.
В ОАО «Дмитровский молочный завод» применяют в основном счет-фактуру и платежное поручение по расчету с покупателями и заказчиками. Первый документ уже рассмотрен. Теперь необходимо более подробно остановиться на втором. Платежное поручение выписывается одновременно в нескольких экземплярах, на компьютере. В банк, как правило, представляются 4 экземпляра (по одному экземпляру для плательщика, банка плательщика, покупателя, банка покупателя). Не какие исправления при заполнении платежного поручения не допускаются.
Перед выпиской платежное поручение регистрируется в журнале регистраций платежных поручений. При этом ему присваивается порядковый номер, который указывается в соответствующем после банк платежного поручения.
В платежном поручении указывается ИНН; наименование и номер счета в кредитной организации, банковский идентификационный код и др. реквизиты. Первый экземпляр платежного поручения подписывают главный бухгалтер и генеральный директор молокозавода.
Все экземпляры заполненного и подписанного платежного поручения представляются в обслуживающий банк ГУ РКЦ Банк России. Последний экземпляр платежного поручения банк возвращается в бухгалтерию молокозавода с отметкой «принято к исполнению» и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и подпись операционного работника, принявшего поручение к исполнению.
Анализ взаимоотношений организации с поставщиками и покупателями
Все организации в процессе своей деятельности постоянно вступают в отношения с другими организациями. Эти отношения называют хозяйственными связями организации. Хозяйственные связи - это необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которых одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая - их покупателем, а значит и плательщиком.
ОАО «Дмитровский молочный завод» также постоянно вступает во взаимоотношения с поставщиками и покупателями.
Взаимоотношения организации строятся в следующих направлениях:
1. Поставщики, которые снабжают организацию сырьем - молоком. Молоко - исходное сырье для производства всех видов продукции молокозавода. Главная цель - бесперебойное снабжение молокозавода молоком для увеличения высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств, обеспечение качества продукции через качественные и дешевые компоненты. Для производства продукции молокозавода используются следующие виды сырья: молоко, обрат, рыбий жир, сахарный песок, наполнитель, бактериальная закваска, ванилин и др. Вспомогательными материалами являются: пленка, марля, натрий едкий, сульфат кальция, сода кальцинированная и др. Основными поставщиками молока являются различные перерабатывающие предприятия Московской области и других регионов России.
2. Поставщики других материалов - топлива, ГСМ, запчастей, оборудования, спецодежды, канцелярских товаров, а также подрядчики, выполняющие для предприятия работы (строительные, монтажные, ремонтные) и оказывающие услуги (транспортные, услуги связи, электроснабжение, водоснабжение).
При приобретение ОАО «Дмитровский молочный завод» у поставщиков различных товарно-материальных ценностей между организацией и поставщиком заключается договор купли-продажи, в котором указывается следующее: