Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель работы – изучение системы бухгалтерского учета операций по реализации покупателям готовой продукции, а также методике отражения в учете этих операций, с последующим внесением предложений по усовершенствованию.
В работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект вопроса бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками;
- проанализировать существующую систему бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками на примере отдельного предприятия;
- предложить направления совершенствования системы бухгалтерского учета готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ__________________________6
1.1 Понятие готовой продукции, работ, услуг. Оценка готовой продукции____6
1.2 Бухгалтерский учет готовой продукции на предприятии_______________18
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками____________28
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
В ОАО «ДМИТРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»_______________________34
2.1 Краткая характеристика ОАО «Дмитровский молочный завод»_________34
2.2 Особенности бухгалтерского учета готовой продукции в
ОАО «Дмитровский молочный завод»__________________________________49
2.3 Особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Дмитровский молочный завод» ________________________________59
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ОАО «ДМИТРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»______________________________________________66
3.1 Направления совершенствования бухгалтерского учета готовой продукции в ОАО «Дмитровский молочный завод»__________________________________66
3.2 Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Дмитровский молочный завод»_______69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ_____________________________76
По окончании месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по ее видам и оценивают по фактической производственной себестоимости. По этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции. Производственная себестоимость готовой продукции по ее видам или заказам определяется по данным аналитического учета основного производства. Установленные суммы себестоимости каждого вида изделий (заказа) проставляются в ведомости выпуска готовой продукции, а потом суммируются, и получают фактическую себестоимость всего выпуска.
Бухгалтерия контролирует соблюдаются ли условия количественной и качественной приемки продукции, выборочно проверяет изделия в натуре. При этом в бухгалтерии ведется журнал лабораторных исследований. Если продукция, числящаяся сданной, не прошла лабораторного исследования (в тех случаях, когда это требуется) или же подверглась такой процедуре после составления сдаточных накладных, то ее рассматривают как незаконченную.
Организация учета готовой продукции на складе
Готовая продукция на складе учитывается в ведомостях складского учета в натуральном выражении или в книгах количественно-сортового учета аналогично учет материалов. Записи в ведомости производятся заведующим производством на основании документов по поступлению и выбытию готовых изделий по мере совершения операций. Ведомости хранятся на складе в специальных ящиках, они располагаются по группам изделий, а внутри них по номенклатурным номерам (кодам). Все первичные документы два раза в месяц 1 и 16 числа заведующий производством сдают в бухгалтерию. Главный бухгалтер проверяет правильность разноски данных первичных документов по движению продукции в карточки складского учета, и подтверждает это своей подписью. Приемка-сдача первичных документов оформляется специальным реестром. На предприятии применяется сальдовый метод. Поэтому, связь количественно-сортового учета готовых изделий на складе с их учетом в суммовом выражении в бухгалтерии осуществляется с помощью материального отчета о движении готовой продукции на складе за месяц. Он составляется по итоговым данным карточек (книг) складского учета, в котором отражается движение готовых изделий по складу в разрезе каждого номенклатурного номера в количественном выражении.
Кроме того, в бухгалтерии ведут ведомость выпуска готовой продукции в натуральном и суммовом выражении, а также ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация». Остаток продукции на складе по учетным ценам на конец месяца (отчетного периода), согласно ведомости учета остатков продукции на складе (отчета материально ответственного лица), сверяется с аналогичным остатком, отраженным в разделе 1 ведомости 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация». Совпадение остатков говорит о правильности учета, а несовпадение о наличии ошибок, которые своевременно устраняются.
Организация учета готовой продукции в бухгалтерии
Аналитический учет товаров отгруженных ведется в ведомости учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф.№16). В ведомости указывается дата и номер платежного требования, наименование покупателя, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об их оплате. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам.
Готовая продукция в балансе учитывается по фактической себестоимости. Согласно Учетной политике предприятия готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости в бухгалтерском учете, в налоговом учете - по прямым затратам, к которым относятся расходы:
Все остальные расходы относятся к косвенным и не распределяются между остатками готовой продукции, а вычитаются из доходов отчетного периода.
Затраты по счету 26 «Общехозяйственные расходы» распределяются непосредственно на счет 90 «Продажи», субсчет 2 «Расходы на реализацию по основному виду деятельности» (Так субсчет называется в учетной политике организации на 2012 год). Затраты распределяются пропорционально отпускной стоимости продукции и услуг без НДС по бухгалтерскому учету, в налоговом учете данные расходы вычитаются из доходов. В результате чего получается разница в налогооблагаемой базе на прибыль.
С учетом учетной политики организации на 2012 год для учета готовой продукции на складе молокозавода предназначен активный синтетический счет 43 «Готовая продукция». На нем обобщается информация о наличии и движении готовой продукции (продуктов производства) и товаров на складе
Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость продукции предприятия) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 10 «Материалы». Счет 41 «Товары» на предприятии не ведется. По дебету счетов 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция» отражается поступление продукции (изделий) на склад, а по кредиту - их выбытие. Если какая-либо продукция полностью направляется для использования на своем предприятии, то она учитывается на счете 10 «Материалы».
По данным ведомости выпуска, сверенной с расчетом себестоимости товарной продукции (журнал-ордер 10, раздел 3) в журнале-ордере 10/1, на ее фактическую себестоимость составляется проводка:
Дт сч. 43 «Готовая продукция», Кт сч. 20 «Основное производство» - приход готовой продукции по отпускным ценам.
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонение фактической себестоимости продукции от стоимости ее по отпускным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно».
Отгруженную или сданную готовую продукцию на склад списывают по отпускным ценам с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Расходы на реализацию по основному виду деятельности». Затем одновременно стоимость продукции по цене реализации (включая НДС) отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Продукция ОАО «Дмитровский молочный завод» облагается НДС в размере 10%.
Счет 43 «Готовая продукция» В ОАО «Дмитровский молочный завод» корреспондирует со счетами:
Таблица 10
Корреспонденция счетов по счету 43 «Готовая продукция»
№ счета |
По дебету |
№ счета |
По кредиту |
20 |
Основное производство |
10 |
Материалы |
23 |
Вспомогательное производство |
20 |
Основное производство |
80 |
Уставный капитал |
23 |
Вспомогательное производство |
91 |
Прочие доходы и расходы |
25 |
Общепроизводственные расходы |
26 |
Общехозяйственные расходы | ||
28 |
Брак в производстве | ||
44 |
Расходы на продажу | ||
76 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | ||
80 |
Уставный капитал | ||
90 |
Продажи | ||
94 |
Недостачи и потери от порчи ценностей | ||
97 |
Расходы будущих периодов | ||
99 |
Прибыли и убытки |
Для учета расходов на продажу в бухгалтерии ОАО «Дмитровский молочный завод» используют активный счет 44 «Расходы на продажу».
По дебету счета учитывают расходы на продажу с кредита счетов:
Аналитический учет по счету 44 ведется в ведомости произвольной формы. По истечении каждого месяца расходы на продажу распределяются на счет 90/2 «Продажи, субсчет - расходы на реализацию по основному виду деятельности» пропорционально отпускной стоимости продукции, товаров и услуг без НДС.
Инвентаризация готовой продукции
Инвентаризация готовых изделий производится в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств организации.
Инвентаризация готовой продукции - это один из наиболее действенных механизмов внутреннего контроля за сохранностью полнотой и своевременностью существования расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам по уплате налогов своевременном выявление ошибок в учете и внесением исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности.
Порядок и срок проведения инвентаризации устанавливает генеральный директор молокозавода, за исключением случаем, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством. Установленный порядок проведения инвентаризации на каждый год утверждается генеральным директором одновременно с принятием учетной политики как самостоятельный документ. Инвентаризация бывает на предприятии плановой и внеплановой, полной и частичной (по степени проверяемых объектов).
В соответствии со ст.12 Закона №129-ФЗ проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи готовых изделий; в случаи стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций; при реорганизации ил ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством.
Инвентаризация, проводимая в соответствии с утвержденным порядком, проводится как плановая. Кроме того, иногда на предприятии проводят внезапную инвентаризацию с целью обеспечения дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов продукции у заведующего производством.
При осуществлении полной инвентаризации проверке подвергаются все объекты готовой продукции, при частичной - проверяется один из видов готовой продукции.
Для обеспечения полноты и своевременности расчетов с поставщиками и покупателями по договорным обязательствам за приобретенные и реализованные товары, работы и услуги, с налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими органами по налогам и обязательным платежам, а так же прочим кредиторам и дебиторам представляется целесообразным проводить инвентаризацию ежеквартально соответствующих расчетов. В ОАО «Дмитровский молочный завод» за последние два года ни разу не проводилось проверки расчетов с покупателями и заказчиками. Хотя для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначена постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
В состав инвентаризационной комиссии включены главный бухгалтер, как председатель комиссии, заведующий производством, механик, бухгалтер по материалам и два рабочих из цехов производства.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность отражения данных о фактических остатках товарах, внесенных в инвентаризационные описи и акты, и своевременность оформления результатов инвентаризации.
До начала проверки фактического наличия готовых изделий в инвентаризационную комиссию передаются последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении готовой продукции.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указание «До инвентаризации на «_______» (дата)», что служит основанием для определения остатков готовой продукции на начало инвентаризации по учетным данным.
С материально ответственных лиц берутся расписки, что на начало инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
В ходе инвентаризации сведения о фактическом наличии готовой продукции записываются в инвентаризационные описи и акты, оформленные на бланках унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ, а так же форм, утвержденных Минфином РФ и отраслевыми министерствами и ведомствами, с учетом специфики отдельных отраслей. Фактическое наличие готовой продукции при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера.
По товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей определяется на основании документов при обязательной выборочной проверке в натуре части этих ценностей.