Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 21:17, курсовая работа
При формирующихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. В современной России проблема правильности учета становится наиболее актуальной. Учет финансового результата предприятия необходим на любой стадии производства.
Введение 3
Понятие, значение и бухгалтерский учет доходов организации 7
Сущность, значение, структура доходов организации 7
Бухгалтерский учет доходов организации 14
Сравнение российских стандартов бухгалтерского учета доходов организации с МСФО 24
2. Анализ доходов организации 35
2.1 Основные подходы к анализу доходов организации 35
2.2 Экономико-математические методы планирования и прогнозирования доходов организации 42
Заключение 60
Список использованных источников 64
На основании данных таблицы «Динамика показателей использования доходов организации» (Приложение 3) составим зависимость рентабельности активов от рентабельности продаж, доли выручки от продаж в доходах и, наконец, от удельного веса доходов на 1 руб. активов.
Р/А = Р/N * N/Д * Д/А, (2.1.1)
или pa = рn * Nд * Да, (2.1.2)
или f = x*y*z. (2.1.3)
Как видим, зависимость рентабельности активов от этих факторов - детерминированная, она выражается мультипликативной моделью и может при расчете влияния факторов использоваться либо как интегральный метод факторного анализа, либо как метод цепных подстановок с применением абсолютных разниц. Формула оценки влияния факторов приводятся ниже:
f (x) = x*y0*z0; (2.1.4)
f (y) = y*x1*z0; (2.1.5)
f (z) = z*x1*y1; (2.1.6)
f = f (x)+ f (y)+ f (z). (2.1.7)
Используя данные таблицы «Динамика показателей использования доходов организации» (Приложение 3), рассчитаем влияние факторов (x;y;z) на изменение рентабельности активов (-1,7%):
f (x) = -9*0,9713*0,902=-7,9%;
f (y) = 0,021*3,1*0,902 = +0,0587 = +0,1%;
f (z) = +1,978*3,1*,9923 = +6,085 = +6,1%.
Итого = -1,7%.
Расчеты показывают, что рентабельность активов уменьшилась на 1,7% за счет снижения рентабельности продаж (-7,9%) и возросла за счет увеличения доходов на 1 руб. активов (+6,1%). Факторный анализ позволяет изыскивать пути роста рентабельности активов, в частности, за счет увеличения рентабельности продаж, то есть снижения затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг.
В
подавляющем большинстве
Аномально
высокая доля финансовых доходов (от
совместной деятельности и от деятельности
дочерних организаций) может свидетельствовать,
в частности, о том, что предприятие,
даже являясь формально
Такую ситуацию, однако, нельзя признать типичной. Вряд ли она встретится при анализе хозяйствующих субъектов, ведущих активную производственную деятельность. У таких предприятий высокая доля прочих доходов может наблюдаться, например, в тот период, когда предприятие, выиграв крупный судебный процесс, получило большую сумму в качестве неустойки или штрафов за невыполнение обязательств от своих контрагентов.
Особое
внимание аналитика должны привлечь
факты увеличивающейся или
Высокая доля доходов от реализации основных средств в общей структуре доходов предприятия должна насторожить стороннего аналитика еще по одной причине. Возможно, распродажа высоколиквидных активов является свидетельством намерений собственников или управляющих предприятия прекратить его деятельность или провести серьезную реструктуризацию со сменой основных направлений деятельности. Сами по себе такие намерения не являются чем-то отрицательным, наоборот, в отдельных случаях только проведенная вовремя реструктуризация позволяет предприятию избежать банкротства, однако наличие экстраординарных доходов требует дальнейшего серьезного анализа [37, с.259].
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что существуют различные методы для анализа доходов предприятия, можно использовать горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, факторный и другие методы анализа. Каждое предприятие самостоятельно вправе решать, какой метод будет использовать при анализе своих показателей, и какие параметры он должен найти и проанализировать, чтобы получить объективную и точную картину финансового состояния экономического субъекта.
2.2. Экономико-математические методы планирования и прогнозирования доходов организации
Для планирования и прогнозирования прибыли используются, как правило, два основных метода: метод прямого счета и аналитический метод.
На предприятиях с небольшой и относительно устойчивой номенклатурой и ассортиментом продукции используется метод прямого счета: прибыль рассчитывается как разница между плановым объемом продаж и плановой себестоимостью по каждому изделию с последующим суммированием итога.
Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (О × Ц) - (О × С), (2.2.1)
где: О - объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С - полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп =
Цтп - Стп,
где: Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп - Срп, (2.2.3)
где: Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:
Прп = Пон + Птп - Пок, (2.2.4)
где: Пон - сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп - прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок - прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости [38,с.24].
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям.
К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Аналитический
метод используется при высоких
темпах обновления продукции, когда
в ее составе можно выделить две
группы: сравнимую и несравнимую.
При планировании прибыли по несравнимой
продукции особое значение имеют
данные той части качественного
анализа, которая связана с
Этот
метод применяется при большом
ассортименте выпускаемой продукции,
а также как дополнение к прямому
методу, так как он позволяет выявить
влияние отдельных факторов на плановую
прибыль. При аналитическом методе
прибыль рассчитывается не по каждому
виду выпускаемой в планируемом
году продукции, а по всей сравнимой
продукции в целом. Прибыль по
несравнимой продукции
1)
определение базовой
2)
исчисление объема товарной
3)
учет влияния на плановую
Метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
Величина
прибыли предприятия является управляемым
параметром. Управлять прибылью необходимо
на всех стадиях производственно-
Проблема
оптимизации прибыли
Оптимизация прибыли осуществляется в бизнес-плане с помощью различных методов. Рассмотрим некоторые из них.
Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства. Объем производства продукции, цена продукта и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определенной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможно при определенных соотношениях этих величин. При принятии решений, направленных на увеличение прибыли, необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход – это прирост выручки от реализации на единицу прироста количества производимого продукта [37,с.267].
Введем следующие условные обозначения:
Q – количество товара (продукта);
р - цена единицы товара;
р*Q – доход (выручка);
С – издержки производства (затраты);
R - прибыль от реализации.
Тогда стремление получить максимум прибыли может быть представлено в формальном виде следующей функцией:
R = (p×Q) – C max. (2.2.1)
Применение предельного дохода к этой функции дает соотношение:
= - = 0; (2.2.2)
= , (2.2.3)
где: - предельные издержки;
- предельный доход.
Отсюда следует: чтобы прибыль была максимальна, необходимо равенство предельных издержек и предельных доходов. Это соотношение позволяет найти оптимальный размер производства при известных (или заданных) функциях спроса Р = f (Q) и издержек С = g (Q).
Проведем анализ оптимальности объема производства по предприятию. Предварительно сделаем необходимые дополнения исходных данных для последующих расчетов, приведенных в табл.2.2.1
Таблица 2.2.1
Исходные данные для предельного анализа
Показатели |
Базисный год |
Годы | ||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й | ||
Произведено продукции в натуральном выражение (Q), шт. |
1974 |
2002 |
2177 |
2417 |
2605 |
2695 |
Цена единицы продукта (р), руб. |
5375 |
5506 |
5513 |
5068 |
4760 |
4764 |
Затраты (издержки производства) по полной себестоимости (С), тыс. руб. |
8342 |
8412 |
9650 |
9870 |
9944 |
10137 |
Выручка от реализации (р*Q), тыс. руб. |
10611 |
11024 |
12008 |
12234 |
12401 |
12840 |
Прибыль (R), тыс.руб. |
2269 |
2612 |
2353 |
2364 |
2457 |
2703 |
Анализ
зависимости между ценой