Содержание
Введение |
2 |
1. Краткий анализ темы курсовой работы |
3 |
1.1 Экономическая сущность и
назначение социального страхования и
обеспечения |
5 |
1.2 Правовые основы организации
расчетов с органами социального страхования
и обеспечения |
16 |
2. Краткая характеристика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия |
38 |
2.1 Организация и анализ расчетов
с органами Фонда социального страхования |
43 |
2.2 Организация и анализ состояния
расчетов с органами Пенсионного Фонда
РФ |
51 |
2.3 Организация и анализ состояния
расчетов с органами Фонда обязательного
медицинского страхования |
53 |
3. Учет расчетов с Фондом социального
страхования |
56 |
3.1 Учет расчетов с Пенсионным
фондом |
66 |
3.2 Учет расчетов с Фондом обязательного
медицинского
страхования |
72 |
3.3 Пути совершенствования организации
и учета расчетов с органами социального
страхования и обеспечения |
76 |
Заключение |
83 |
Список использованных источников |
85 |
Введение
Актуальность темы курсовой
работы заключается в том, что одним из
направлений мобилизации средств, предназначенных
для финансирования мероприятий по государственному
пенсионному и социальному обеспечению
и медицинскую помощь, являются денежные
средства организаций в виде единого социального
налога, направляемые во внебюджетные
фонды. От правильности организации учета
расчетов по социальному страхованию
и пенсионному обеспечению на предприятиях
зависит своевременность поступлений
страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды. Актуальность
темы подчеркивает и тот факт, что законодательство
по оплате труда и начислениям на оплату
труда непрерывно совершенствуется. Появляются
новые нормативные акты, имеющие отношение
к расчетам с внебюджетными фондами на
предприятиях всех форм собственности,
что приводит к усложнению расчетов, увеличению
их трудоемкости, необходимости контроля
над расчетами как внутри предприятий
и организаций, так и при проведении проверок.
Цель курсовой работы заключается в исследовании
порядка учета и проведения анализа расчетов
с внебюджетными фондами бюджетной организации.
Для достижения указанной цели были поставлены
следующие задачи: изучить экономическую
сущность и назначение внебюджетных социального
страхования и обеспечения; изучить правовые
основы организации расчетов с органами
социального страхования и обеспечения;
рассмотреть организацию и анализ расчетов
с органами социального страхования и
обеспечения; изучить состояние и пути
совершенствования расчетов с органами
социального страхования и обеспечения.
- Краткий анализ темы курсовой
работы.
Тема данной курсовой работы рассматривает
анализ и учет расчетов с внебюджетными
фондами, на примере ООО «Вектор». Данная
тема изучает одно из важнейших направлений
деятельности бухгалтерии любого предприятия.
Знание важнейших задач учета по социальному
страхованию и обеспечению позволяет
в установленные сроки производить
расчеты с персоналом по оплате труда,
вести точный учет личного состава работников,
правильность исчисления сумм оплаты
труда, правильное исчисление пособий
и налогооблагаемой базы по единому социальному
налогу. Данная тема раскрывает пути решения
этих задач и позволит более эффективно
управлять организацией.
Изучение темы позволит своевременно
проверять организацию расчетов по социальному
страхованию и пенсионному обеспечению
и может помочь предприятиям и учреждениям
выявить, если таковые имеются, допущенные
ошибки при организации учета расчетов
по единому социальному налогу и предложить
пути их устранения. Тем самым, помогая
предприятию в правильной организации
учета расчетов с внебюджетными фондами
и облегчая ответственность предприятия
перед налоговыми органами.
Анализ состояния расчетов
предприятий с внебюджетными фондами
является актуальной задачей. Ее значение
в настоящее время существенно в связи
с необходимостью целенаправленного решения
социальных проблем, финансируемых за
счет этих фондов.
Таким образом, очевидна целесообразность
и необходимость изучения и совершенствования
учета и анализа состояния расчетов с
внебюджетными фондами.
Важнейшими задачами учета
по социальному страхованию и обеспечению
являются: в установленные сроки производить
расчеты с персоналом по оплате труда,
точный учет личного состава работников,
правильность исчисления сумм оплаты
труда, правильное исчисление пособий
и налогооблагаемой базы по единому социальному
налогу. Решение этих задач позволит более
эффективно управлять организацией. Таким
образом, актуальность дипломной работы
обусловлена тем, что учет и контроль расчетов
с внебюджетными фондами является одним
из важнейших участков бухгалтерского
учета, обеспечивающих наблюдение и систематизацию
информации о пенсионных начислениях
и социальных выплатах каждому работнику.
1.1 Экономическая
сущность и назначение социального страхования и обеспечения
Государство, выражая интересы
общества в различных сферах его жизнедеятельности,
вырабатывает и осуществляет соответствующую
политику (экономическую, социальную,
экологическую, демографическую и другие).
При этом в качестве средства взаимодействия
объекта и субъекта используется финансово-кредитный
и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система
включает отношения по поводу формирования
и использования финансов государства,
которые накапливаются и формируются
в бюджете и во внебюджетных фондах. Она
призвана обеспечить эффективную реализацию
социальных, экономических, оборонных
и других функций государства.
Изъятие государством в пользу общества
определенной части Валового Внутреннего
Продукта (ВВП) в виде обязательных взносов
составляет сущность налогов [27].
Взносы осуществляют основные
участники производства ВВП:
- работники, своим трудом создающие материальные
и нематериальные блага и получающие определенный
доход.
- хозяйствующие субъекты,
владельцы капитала, действующие
в сфере
предпринимательства.
Принципы налогообложения:
- всеобщность;
- справедливость;
- определенность;
- удобность;
- сроки платежа;
- способность к взиманию и удобства для
плательщика;
- обеспечение достаточности и подвижности
налогов.
Эти принципы учитывались при
формировании новой налоговой политики
России. В конце 1991 года был принят закон
“Об основах налоговой системы России”.
Налоговая система России представляет
собой совокупность налогов (пошлин, сборов)
и других платежей, взимаемых в установленном
порядке с плательщиков. Реформирование
системы финансов Российской Федерации,
начатое в конце двадцатого века, привело
к появлению нового звена общегосударственной
системы финансов – внебюджетных фондов.
Доходная часть государственных внебюджетных
фондов формируется за счет целевых отчислений.
Источник отчислений - ВВП, тарифы, страховые
взносы, зависящие от оплаты труда и включаемых
в себестоимость [27].
Внебюджетные фонды представляют
собой достаточно динамичный элемент
финансовой системы. Это обусловлено тем,
что они, в отличие, от государственного
бюджета, находятся в распоряжении специального
государственного органа. Поэтому, в сравнении
с бюджетом, перераспределение внутри
внебюджетных фондов и их использование
осуществляется более оперативно. Кроме
того, внебюджетные фонды создаются для
реализации конкретных целей. Таким образом,
необходимость образования внебюджетных
фондов вызвана объективной закономерностью
существования и развития общества, что
связано в первую очередь с потребностью
перераспределения финансовых ресурсов
для решения наиболее важных направлений,
не предусмотренных бюджетом. Государственный
внебюджетный фонд – это фонд денежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов федерации
России и предназначенный для реализации
конституционных прав граждан и удовлетворения
некоторых потребностей социального и
экономического характера [31].
Внебюджетные фонды – одна
из форм перераспределения и использования
национального дохода государства на
определенные социальные и экономические
цели. С их помощью можно решить ряд задач:
- оказание социальной помощи
и услуг населению путем выплаты денежных
пособий, единовременной помощи;
- обеспечение восстановления
и сохранения трудоспособности;
- оказание социальных услуг
населению путем финансирования учреждений
социальной инфраструктуры
- финансирование пенсионного
обеспечения.
С помощью целевых государственных
внебюджетных фондов можно влиять на экономическое
развитие регионов путем финансирования
отдельных хозяйственных мероприятий.
Внебюджетные фонды являются
специфическими функциональными бюджетами;
разница лишь в том, что обычные бюджеты
функционируют в административно-территориальных
рамках, а внебюджетные фонды – в рамках
определенных функций. В связи с этим было
бы точно принять законодательные решения,
запрещающие в рамках бюджета использовать
целевые платежи на иные нужды. Иными словами
– образовать целевые бюджетные фонды.
Тогда бы не потребовалось создавать автономные
внебюджетные фонды [31].
Государственные целевые внебюджетные
фонды имеют самостоятельные источники
формирования, обособленные от источников
формирования бюджета РФ и региональных
бюджетов; это: специальные налоги, сборы,
ассигнования из центрального и местных
(региональных) бюджетов, специальные
займы, добровольные поступления.
По срокам действия специальные
фонды подразделяются на постоянные и
временные, которые прекращают свое существование
после выполнения возложенных на них задач.
Внебюджетные фонды государства
- совокупность финансовых ресурсов, имеющие
строго целевое назначение и находящихся
в распоряжении федеральных, региональных
и местных органов самоуправления. В настоящее
время проблемным вопросом является обеспечение
социальных потребностей, так как всегда
существует опасность урезаний расходов
именно по этим статьям. Именно по этой
причине очень важно определить наиболее
острые участки развития и обеспечить
целевое направление и использовании
поступающих средств [27].
Внебюджетные фонды - это форма
перераспределения и использования финансовых
ресурсов, привлекаемых государством
для финансирования не включенных в бюджет
некоторых общественных потребностей
и комплексно расходуемых на основе оперативной
самостоятельности и строго в соответствии
с целевым назначением фондов.
Начиная с 1992 года, в РФ создано
и действует большое количество внебюджетных
фондов. На сегодняшний день общее число
федеральных внебюджетных фондов составят
40, из них основные - Пенсионный фонд, Фонд
социального страхования, Фондобязательного
медицинского страхования
При помощи внебюджетных фондов
можно:
- влиять на процесс
производства путем финансирования,
субсидировать кредитования отечественных
предприятий;
- обеспечивать природоохранительные
мероприятия, финансируя их за
счет специально определенных
источников и штрафов за загрязнение окружающей
среды;
- оказывать специальные
услуги населению путем выплаты
пособий, пенсий, субсидирования и
финансирования социальной инфраструктуры
в целом [27].
Организация функционирования
внебюджетных фондов находится в ведении
государственных органов власти - центральных,
республиканских, местных. К источникам
их формирования относятся:
- социальный налог;
- целевые отчисления в соответствующий
фонд;
- средства бюджета;
- отчисления от прибыли организаций;
- займы, полученные фондом
у Банка России или коммерческих
банков;
- добровольные взносы
граждан и организаций.
Контроль за рациональным и
целевым расходованием средств государственных
(федеральных) целевых фондов осуществляет
Министерство финансов РФ.
По целям ведущую роль заняли
социальные внебюджетные фонды, на основе
положений о фондах, утвержденных законодательными
органами, либо положений, утвержденных
органами исполнительной власти в соответствии
с законами. При создании социальных внебюджетных
фондов ставилась задача «разгрузить»
бюджет от существенной доли социальных
расходов, которые в рамках бюджета финансировались
с большим напряжением. Одновременно с
социальными были созданы другие внебюджетные
фонды. Впоследствии, исчерпав положенный
ресурс от функционирования целого ряда
внебюджетных фондов, Правительство РФ
приняло решение о консолидации их в бюджет,
при этом сохранив определенную автономность
таких фондов. Они включаются в бюджет
отдельными статьями, то есть трансформировались
в целевые бюджетные фонды. Социальные
фонды сохранили статус внебюджетных
[31].
В настоящее время в государственные
социальные внебюджетные фонды входят
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования.
Эти фонды аккумулируют средства для реализации
важнейших социальных гарантий – государственного
пенсионного обеспечения граждан, поддержки
в сфере занятости, в случае потери трудоспособности,
во время отпуска по беременности и родам,
оказания бесплатной медицинской помощи,
санаторно-курортного обслуживания и
других.
В проведение налоговой реформы
19 июля 2000 года Государственная Дума приняла,
а 26 июля 2000 года Совет Федерации одобрил
Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть вторую), глава 24 которого установила
единый социальный налог (взнос). С 1-го
января 2001 года был введен единый социальный
налог.