Учет и анализ состояния расчетов с внебюджетными фондами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь, являются денежные средства организаций в виде единого социального налога, направляемые во внебюджетные фонды. От правильности организации учета расчетов по социальному страхованию и пенсионному обеспечению на предприятиях зависит своевременность поступлений страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Актуальность темы подчеркивает и тот факт, что законодательство по оплате труда и начислениям на оплату труда непрерывно совершенствуется. Появляются новые нормативные акты, имеющие отношение к расчетам с внебюджетными фондами на предприятиях всех форм собственности, что приводит к усложнению расчетов, увеличению их трудоемкости, необходимости контроля над расчетами как внутри предприятий и организаций, так и при проведении проверок.

Содержание работы

Введение
2
1. Краткий анализ темы курсовой работы
3
1.1 Экономическая сущность и назначение социального страхования и обеспечения
5
1.2 Правовые основы организации расчетов с органами социального страхования и обеспечения
16
2. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
38
2.1 Организация и анализ расчетов с органами Фонда социального страхования
43
2.2 Организация и анализ состояния расчетов с органами Пенсионного Фонда РФ
51
2.3 Организация и анализ состояния расчетов с органами Фонда обязательного медицинского страхования
53
3. Учет расчетов с Фондом социального страхования
56
3.1 Учет расчетов с Пенсионным фондом
66
3.2 Учет расчетов с Фондом обязательного медицинского
страхования
72
3.3 Пути совершенствования организации и учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения
76
Заключение
83
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 128.15 Кб (Скачать файл)

Единый социальный налог (взнос) - это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - далее фонды) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь [3].

Пенсионный фонд – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная денежная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и осуществляет следующие основные функции: выплату назначенных пенсий всем пенсионерам; межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к  его компетенции [31].

Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет единого социального налога, дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц.

Кроме ЕСН, поступающего от организаций и физических лиц, в ПФР перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской  катастрофы.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца; пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам; и другие выплаты. За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются и различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты [27].

Фонд социального страхования РФ один из видов государственного материального обеспечения населения при нетрудоспособности по болезни и в иных, предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация пособий и прочее). Социальное обеспечение населения во всех государствах – одна из важнейших задач правительства и парламентов. В нашей стране способствовать материальному обеспечению лиц, не принимающих участие в трудовом процессе по ряду причин, призван государственный фонд социального страхования, действующий в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет средствами государственного страхования РФ.

Денежные средства фонда – государственная собственность, которые входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС  и отчеты об их исполнении – после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС [11].

Основные задачи ФСС:

- обеспечение гарантированных  государственных пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ;

-  участие в разработке и реализации государственных программ  по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих  финансовую деятельность ФСС, организация  работы по подготовке и повышению  квалификации специалистов для  системы государственного социального  страхования, разъяснительной работы  среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными  фондами других государств и  международными организациями по  вопросам социального страхования [11]

Средства Фонда социального страхования РФ образуются за счет единого социального налога (взноса), доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда социального страхования в ликвидные государственные ценные  бумаги и банковские вклады (помещение этих средств в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий период), добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством, ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций)  лицам, пострадавшим вследствие  аварии на Чернобыльской АЭС  или радиационных аварий на других атомных объектов гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом случаях, прочих доходов.

Средства Фонда социального страхования РФ используются на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (доля вышеперечисленных расходов составляет около 70%), финансирование санитарно-курортного обслуживания трудящихся, частичное финансирование содержания санаториев профилакториев и оздоровительных детских лагерей, пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся, финансирование исполнительной дирекции фонда [11].

Контроль за  расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов [21].

Фонды обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с законом РСФСР от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 года.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для Российской Федерации. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного  данным страхованием, служит  специальный фонд обязательного медицинского страхования. В России созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [31].

Деятельность Федерального фонда направлена на обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования, финансирование целевых программ.

Основная функция Федерального Фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

- аккумулирует финансовые  средства территориального фонда  на обязательное   медицинское страхование;

- осуществляет финансирование  территориальной программы  обязательного медицинского  страхования;

- осуществляет финансово-кредитную  деятельность по обеспечению  системы обязательного медицинского  страхования;

- выравнивает финансовые  ресурсы городов и районов, направляемые  на проведение обязательного  медицинского страхования;

- совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд единого социального налога;

- осуществляет взаимодействие  с Федеральным фондом и другими территориальными фондами [16].

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет уплат единого социального налога предприятиями и организациями, бюджетных ассигнований, кредитов банков и иных кредиторов, прочих поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит).

Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, мероприятий по подготовке  и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели [14].

В системе обязательного медицинского страхования существуют медицинские страховые компании. Всем гражданам по месту жительства или работы компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг.  В этот объем входит, как минимум, скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных и медицинская помощь детям, пенсионерам и инвалидам. Однако, введение новой системы медицинского обслуживания в ряде регионов население не одобряет. Медицинские страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению Министерства здравоохранения  РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фонды, без посредников.

Наряду с обязательным медицинским страхованием есть добровольное медицинское образование, введенное с 1 октября 1992 года. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли предприятий и личных средств граждан путем заключения договоров. Оно позволяет гражданам получить дополнительные медицинские услуги сверх установленных обязательным медицинским обслуживанием [27].

Значение государственных социальных внебюджетных фондов состоит в том, чтобы поддерживать  существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим, защитить граждан на случай болезни, обеспечить доступ к благам, обладающими особыми достоинствами (лечение, восстановление трудоспособности). Все это осуществляется в нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные фонды, значительную часть которых составляет единый социальный налог [31].

1.2 Правовые основы  организации расчетов с органами социального страхования и обеспечения

Организация расчетов с органами социального страхования и обеспечения основывается  на Законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, которое  состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  и сборов субъектов РФ и  местных налогов и сборов;

- права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

- формы и методы налогового  контроля;

- ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

- порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) их должностных  лиц [25].

Введен Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российском Федерации  и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Единый социальный налог призван заменить собой страховые взносы, отчисляемые в государственные внебюджетные фонды, которые по своей правовой природе являлись налогами либо сборами (большинство видов взносов в фонды являлось налогами, исключение же представлял собой, например, сбор, взимаемый в Пенсионный фонд РФ с работников, а не с работодателей) [25].

Налог — категория историческая, он носит публично-правовой и общеобязательный характер. В налоге должны сочетаться его фискальные и "регулирующие" функции.

Регулирующая налоговая функция проявляется, в частности, в виде системы налоговых ставок, а также — льгот по налогу и санкций за его неуплату.

Фискальная налоговая функция направлена на перераспределение части обращающихся в стране финансовых ресурсов в пользу государства.

Рациональное налогообложение имеет место тогда, когда существует равновесие между указанными функциями, в противном случае наличествует директивное чрезмерное изъятие финансов у налогоплательщиков, и, как реакция на него, — массовое уклонение от уплаты налога [25].

Введение единого социального налога (взноса) призвано освободить налоговую систему от малоэффективных налоговых форм — незначительных налогов, обеспечение сбора которых требует порой больше средств, чем их фактическое поступление в бюджет, и только затрудняет налоговый контроль, распыляя силы и средства.

Единый социальный налог (взнос) складывается из взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены в состав единого социального налога (они уплачиваются в соответствии с федеральными законами, касающимися этого вида социального страхования согласно ст. 11 Вводного закона к части второй НК РФ.

Круг налогоплательщиков – обязательный элемент налога, который должен быть конкретно определен в законодательном акте при установлении налогового обязательства [3]. Под налогоплательщиками, как участниками налоговых правоотношений понимаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы

Информация о работе Учет и анализ состояния расчетов с внебюджетными фондами