Учет и анализ состояния расчетов с внебюджетными фондами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:57, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь, являются денежные средства организаций в виде единого социального налога, направляемые во внебюджетные фонды. От правильности организации учета расчетов по социальному страхованию и пенсионному обеспечению на предприятиях зависит своевременность поступлений страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Актуальность темы подчеркивает и тот факт, что законодательство по оплате труда и начислениям на оплату труда непрерывно совершенствуется. Появляются новые нормативные акты, имеющие отношение к расчетам с внебюджетными фондами на предприятиях всех форм собственности, что приводит к усложнению расчетов, увеличению их трудоемкости, необходимости контроля над расчетами как внутри предприятий и организаций, так и при проведении проверок.
Содержание работы
Введение 2 1. Краткий анализ темы курсовой работы 3 1.1 Экономическая сущность и назначение социального страхования и обеспечения 5 1.2 Правовые основы организации расчетов с органами социального страхования и обеспечения 16 2. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 38 2.1 Организация и анализ расчетов с органами Фонда социального страхования 43 2.2 Организация и анализ состояния расчетов с органами Пенсионного Фонда РФ 51 2.3 Организация и анализ состояния расчетов с органами Фонда обязательного медицинского страхования 53 3. Учет расчетов с Фондом социального страхования 56 3.1 Учет расчетов с Пенсионным фондом 66 3.2 Учет расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования 72 3.3 Пути совершенствования организации и учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения 76 Заключение 83 Список использованных источников
Единый социальный налог (взнос)
- это налог, зачисляемый в государственные
внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования Российской
Федерации - далее фонды) и предназначенный
для мобилизации средств для реализации
права граждан на государственное пенсионное,
социальное обеспечение и медицинскую
помощь [3].
Пенсионный фонд – это централизованный
фонд пенсионного обеспечения населения.
Пенсия – это гарантированная
денежная ежемесячная выплата для обеспечения
граждан по достижении ими определенного
законом возраста, а также в случае потери
трудоспособности, потери кормильца. Пенсии,
пособия и другие виды социальной помощи
должны обеспечивать прожиточный уровень
жизни.
Пенсионный фонд РФ создан в
целях государственного управления финансовыми
ресурсами пенсионного обеспечения в
Российской Федерации и осуществляет
следующие основные функции: выплату назначенных
пенсий всем пенсионерам; межгосударственное
и международное сотрудничество по вопросам,
относящимся к его компетенции [31].
Денежные средства Пенсионного
фонда РФ формируются за счет единого
социального налога, дотаций из федерального
и республиканского бюджетов, добровольных
взносов физических и юридических лиц.
Кроме ЕСН, поступающего от
организаций и физических лиц, в ПФР перечисляются
бюджетные средства на выплату государственных
пенсий военнослужащим и приравненным
к ним гражданам, пособий на детей в возрасте
старше полутора лет, пособий гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
Средства Пенсионного фонда
РФ направляются на выплату государственных
пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при
потере кормильца; пенсий по инвалидности,
военнослужащим, компенсации пенсионерам,
материальной помощи престарелым и инвалидам;
и другие выплаты. За счет средств Пенсионного
фонда РФ финансируются и различные программы
по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров,
детей; осуществляются единовременные
денежные выплаты [27].
Фонд социального страхования
РФ один из видов государственного материального
обеспечения населения при нетрудоспособности
по болезни и в иных, предусмотренных законом
случаях (например, санаторно-курортное
лечение, организация пособий и прочее).
Социальное обеспечение населения во
всех государствах – одна из важнейших
задач правительства и парламентов. В
нашей стране способствовать материальному
обеспечению лиц, не принимающих участие
в трудовом процессе по ряду причин, призван
государственный фонд социального страхования,
действующий в соответствии с Указом Президента
РФ от 7 августа 1992 года и с Положением
о Фонде социального страхования, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 12
февраля 1994 года. Фонд социального страхования
РФ (ФСС) управляет средствами государственного
страхования РФ.
Денежные средства фонда –
государственная собственность, которые
входят в состав бюджетов соответствующих
уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются
Правительством РФ, а бюджеты региональных
и центральных отраслевых отделений ФСС
и отчеты об их исполнении – после рассмотрения
правлением ФСС утверждаются председателем
ФСС [11].
Основные задачи ФСС:
- обеспечение гарантированных
государственных пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам, при рождении ребенка, на погребение,
на санаторно-курортное лечение и оздоровление
работников и членов их семей, а также
на другие цели государственного социального
страхования, предусмотренные законодательством
РФ;
- участие в разработке и реализации
государственных программ по охране здоровья
работников, мер по совершенствованию
социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих
финансовую деятельность ФСС, организация
работы по подготовке и повышению
квалификации специалистов для
системы государственного социального
страхования, разъяснительной работы
среди страхователей и населения
по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными
фондами других государств и
международными организациями по
вопросам социального страхования
[11]
Средства Фонда социального
страхования РФ образуются за счет единого
социального налога (взноса), доходов от
инвестирования части временно свободных
средств Фонда социального страхования
в ликвидные государственные ценные бумаги
и банковские вклады (помещение этих средств
в банковские вклады производится в пределах
средств, предусмотренных в бюджете Фонда
социального страхования на соответствующий
период), добровольных взносов граждан
и юридических лиц, поступлений иных финансовых
средств, не запрещенных законодательством,
ассигнований из федерального бюджета
РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением
льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим
вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
или радиационных аварий на других атомных
объектов гражданского или военного назначения
и их последствий, а также в других, установленных
законом случаях, прочих доходов.
Средства Фонда социального
страхования РФ используются на выплату
пособий по больничным листам (по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам), пособий на период отпуска по
уходу за ребенком до достижения им возраста
1,5 лет (доля вышеперечисленных расходов
составляет около 70%), финансирование санитарно-курортного
обслуживания трудящихся, частичное финансирование
содержания санаториев профилакториев
и оздоровительных детских лагерей, пособий
сверх норм на лечение и оздоровление
трудящихся, финансирование исполнительной
дирекции фонда [11].
Контроль за расходованием
средств на социальное страхование возложен
на Фонд социального страхования РФ с
участием профсоюзов [21].
Фонды обязательного медицинского
страхования. Медицинское страхование
является одной из форм социальной защиты
населения в случае потери здоровья по
любой причине. Медицинское страхование
в Российской Федерации введено в соответствии
с законом РСФСР от 28 июня 1991 года «О медицинском
страховании граждан в РСФСР» в редакции
от 2 апреля 1993 года.
Обязательное медицинское страхование
является всеобщим для Российской Федерации.
Условием осуществления медицинского
обслуживания населения, предусмотренного
данным страхованием, служит специальный
фонд обязательного медицинского страхования.
В России созданы Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
[31].
Деятельность Федерального
фонда направлена на обеспечение реализации
Закона «О медицинском страховании граждан
в РСФСР», достижение социальной справедливости
и равенства всех граждан в системе обязательного
медицинского страхования, финансирование
целевых программ.
Основная функция Федерального
Фонда обязательного медицинского страхования
состоит в выравнивании условий деятельности
территориальных фондов по финансированию
программ обязательного медицинского
страхования.
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования выполняет следующие
функции:
- аккумулирует финансовые
средства территориального фонда
на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет финансирование
территориальной программы обязательного
медицинского страхования;
- осуществляет финансово-кредитную
деятельность по обеспечению
системы обязательного медицинского
страхования;
- выравнивает финансовые
ресурсы городов и районов, направляемые
на проведение обязательного
медицинского страхования;
- совместно с налоговыми органами
осуществляет контроль за своевременным
и полным поступлением в территориальный
фонд единого социального налога;
- осуществляет взаимодействие
с Федеральным фондом и другими территориальными
фондами [16].
Фонды обязательного медицинского
страхования формируются за счет уплат
единого социального налога предприятиями
и организациями, бюджетных ассигнований,
кредитов банков и иных кредиторов, прочих
поступлений (штрафы, пени, от вкладов
на депозит).
Средства Фонда обязательного
медицинского страхования используются
на оплату медицинских услуг, предоставляемых
гражданам, мероприятий по подготовке
и переподготовке специалистов, на развитие
медицинской науки, на улучшение материально-технического
обеспечения здравоохранения и другие
цели [14].
В системе обязательного медицинского
страхования существуют медицинские страховые
компании. Всем гражданам по месту жительства
или работы компания выдает страховой
полис, по которому гражданин получает
бесплатно гарантированный объем медицинских
услуг. В этот объем входит, как минимум,
скорая медицинская помощь, лечение острых
заболеваний, обслуживание беременных
и медицинская помощь детям, пенсионерам
и инвалидам. Однако, введение новой системы
медицинского обслуживания в ряде регионов
население не одобряет. Медицинские страховые
компании в системе обязательного медицинского
страхования, по мнению Министерства здравоохранения
РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами
фонды, без посредников.
Наряду с обязательным медицинским
страхованием есть добровольное медицинское
образование, введенное с 1 октября 1992
года. Добровольное медицинское страхование
осуществляется за счет прибыли предприятий
и личных средств граждан путем заключения
договоров. Оно позволяет гражданам получить
дополнительные медицинские услуги сверх
установленных обязательным медицинским
обслуживанием [27].
Значение государственных социальных
внебюджетных фондов состоит в том, чтобы
поддерживать существование лиц, нуждающихся
в помощи, то есть обеспечить минимальный
гарантированный уровень доходов инвалидам,
пенсионерам, безработным, малоимущим,
защитить граждан на случай болезни, обеспечить
доступ к благам, обладающими особыми
достоинствами (лечение, восстановление
трудоспособности). Все это осуществляется
в нашей стране с помощью средств, поступающих
во внебюджетные фонды, значительную часть
которых составляет единый социальный
налог [31].
1.2 Правовые основы
организации расчетов с органами
социального страхования и обеспечения
Организация расчетов с органами
социального страхования и обеспечения
основывается на Законодательстве Российской
Федерации о налогах и сборах, которое
состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых
в соответствии с ним федеральных законов
о налогах и сборах.
Налоговый Кодекс устанавливает
систему налогов и сборов, взимаемых в
федеральный бюджет, а также общие принципы
налогообложения и сборов в Российской
Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов,
взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения
(изменения, прекращения) и порядок
исполнения обязанностей по уплате
налогов и сборов;
- принципы установления,
введения в действие и прекращения
действия ранее введенных налогов
и сборов субъектов РФ и
местных налогов и сборов;
- права и обязанности
налогоплательщиков, налоговых органов
и других участников отношений,
регулируемых законодательством
о налогах и сборах;
- формы и методы налогового
контроля;
- ответственность за совершение
налоговых правонарушений;
- порядок обжалования
актов налоговых органов и
действий (бездействия) их должностных
лиц [25].
Введен Единый социальный налог
(взнос), зачисляемый в государственные
внебюджетные фонды — Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования
Российском Федерации и предназначенный
для мобилизации средств для реализации
права граждан на государственное пенсионное
и социальное обеспечение и медицинскую
помощь.
Единый социальный налог призван
заменить собой страховые взносы, отчисляемые
в государственные внебюджетные фонды,
которые по своей правовой природе являлись
налогами либо сборами (большинство видов
взносов в фонды являлось налогами, исключение
же представлял собой, например, сбор,
взимаемый в Пенсионный фонд РФ с работников,
а не с работодателей) [25].
Налог — категория историческая,
он носит публично-правовой и общеобязательный
характер. В налоге должны сочетаться
его фискальные и "регулирующие"
функции.
Регулирующая налоговая функция проявляется,
в частности, в виде системы налоговых
ставок, а также — льгот по налогу и санкций
за его неуплату.
Фискальная налоговая функция направлена
на перераспределение части обращающихся
в стране финансовых ресурсов в пользу
государства.
Рациональное налогообложение
имеет место тогда, когда существует равновесие
между указанными функциями, в противном
случае наличествует директивное чрезмерное
изъятие финансов у налогоплательщиков,
и, как реакция на него, — массовое уклонение
от уплаты налога [25].
Введение единого социального
налога (взноса) призвано освободить налоговую
систему от малоэффективных налоговых
форм — незначительных налогов, обеспечение
сбора которых требует порой больше средств,
чем их фактическое поступление в бюджет,
и только затрудняет налоговый контроль,
распыляя силы и средства.
Единый социальный налог (взнос)
складывается из взносов в Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, фонды обязательного медицинского
страхования (федеральный и территориальные).
Взносы на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний не включены
в состав единого социального налога (они
уплачиваются в соответствии с федеральными
законами, касающимися этого вида социального
страхования согласно ст. 11 Вводного закона
к части второй НК РФ.
Круг налогоплательщиков –
обязательный элемент налога, который
должен быть конкретно определен в законодательном
акте при установлении налогового обязательства
[3]. Под налогоплательщиками, как участниками
налоговых правоотношений понимаются
организации и физические лица, на которых
в соответствии с законом возложена обязанность
уплачивать налоги и (или) сборы