Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:46, реферат
Целью данной работы является изучение существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО ТПФ «Слар».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия;
2. Изучить учет товарооборота розничного предприятия на примере ООО ТПФ «Слар»;
3. Показать основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли ООО ТПФ «Слар».
Документальное оформление
движения товаров на
Для приемки товаров руководитель организации назначает приказом приемную комиссию либо материально-ответственных лиц, ответственных за приемку товара (заведующий складом, секцией, отделом, кладовщик, продавец). Всё зависит от размера самого предприятия, вида деятельности, объемов поступающего товара и т.п. Обязанности работников по приемке товаров и условия ответственности закрепляются в приказах руководителя, трудовых контрактах, договорах о материальной ответственности, должностных инструкциях. Прием ведется на основании товаросопроводительных документов.
Если товар доставлен поставщиком в таре на склад покупателя, кроме проверки веса брутто и количества мест, возможно вскрытие тары и проверка веса нетто, а также количества товарных единиц в каждом месте.
Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счете-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) поставщика. При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактическом количестве и качестве продукции с указанием недостающих документов.
Качество товара определяется по техническим условиям, сертификату, стандартам, образцам, каталогам и проспектам продавца.
При приемке продовольственных товаров их качество подтверждается различными сертификатами качества, выданным компетентной государственной организацией; это могут быть ветеринарный сертификат, санитарный сертификат, выдаваемый на каждую партию товара.
Торговое предприятие по законодательству несет ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии сертификата может быть подвергнуто штрафам.
Если количество и качество товара соответствует указанным в товаросопроводительных документах, то на документы (накладная, товарно-транспортная накладная и т.д.) накладывается прямоугольный штамп предприятия (может быть использован угловой штамп), что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.
О выявленной недостаче и нарушении качества продукции составляется акт, являющийся юридическим документом для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах производится запись об актировании. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма №ТОРГ-2) составляется в необходимом количестве экземпляров и только на те товары, по которым установлены расхождения. По ценностям, поступившим в полном соответствии по количеству, качеству и комплектности с сопроводительными документами поставщика, делается отметка в конце акта: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Тару, упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри них, следует сохранить и затем предъявить их вызванному для участия в дальнейшей приемке представителю организации отправителя (поставщика).
Уведомление о вызове представителя отправителя (поставщика) должно быть направлено (передано) ему не позднее 24 часов, а при наличии скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения недостачи.
Если при приемки продукции одновременно с недостачей выявились излишки продукции по сравнению с указанными в транспортных и сопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте. (Форма ТОРГ №1).
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству и качеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом и излагает свое мнение. До подписи лиц, участвовавших в приемке, в акте должно быть указано, что эти лица предупреждены об ответственности за подписание документа, содержащие данные, не соответствующие действительности.
Акты приемки продукции утверждает руководитель предприятия-получателя. Акты приемки продукции по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя. Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, комплектности, упаковке и т.п. покупатель предъявляет продавцу (поставщику) либо изготовителю. В случаях, предусмотренных договором, вместе с претензией подается акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции в соответствии с фактическим качеством.
Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
• выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;
• товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
• выручка от реализации медикаментов в аптеках;
• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
Розничный товарооборот включает в себя:
- продажу продукции
собственного производства и
покупных товаров через
- реализацию продукции через передвижную сеть;
- отпуск питания работникам предприятия по льготным ценам.
Товарная структура
розничного товарооборота включает
в себя продовольственные и
Розничный товарооборот
может быть использован для характеристики
эффективности использования
1.2 Учет товарных операций. Синтетический и аналитический учет поступления товаров
Для учета поступления товаров на предприятиях розничной торговли используется активный счет 41 «Товары», субсчета 41-2 «Товары в розничной торговле», 41-3 «Тара под товаром порожняя» (тара). Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту - выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.
Учет товаров, принятых на ответственное хранение, на комиссию, ведется на забалансовых счетах.
В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. Такое право розничным торговым фирмам предоставлено абзацем вторым пункта 13 ПБУ 5/01:
«Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок)» [ссылка].
Заметим, что указанная норма бухгалтерского стандарта не является императивной (безусловно обязательной) для организаций розничной торговли. Наличие в пункте 13 ПБУ 5/01 слова «разрешается» означает, что организация розничной торговли имеет право вести учет товаров, как по покупным ценам, так и по продажным [ссылка]. Так как бухгалтерское законодательство предполагает два возможных варианта, то организация торговли должна сама определить метод оценки товаров, предназначенных для розничной продажи, и закрепить свой выбор в приказе по учетной политике.
Главным принципом применения
продажных цен в качестве учетных
является использование в организации
стоимостной схемы учета
Учет товаров по покупным ценам предполагает натурально-стоимостную схему, когда движение и остатки товаров учитываются по каждому наименованию товаров. Как только организация розничной торговли переходит на эту схему учета, она обычно сразу начинает учитывать товары по стоимости приобретения. Справедливости ради отметим, что если при розничной продаже каких-либо видов товаров народного потребления (бытовая техника, мебель и тому подобное) учет товаров по цене приобретения более или менее реален, то организовать натурально-стоимостную схему учета товаров в организации, торгующей в розницу продуктами питания, крайне сложно.
Рассмотрим подробнее случай когда, розничная организация в качестве учетной цены товара использует продажные цены. Это означает, что в учете организации товар учитывается по цене продажи. Для того, чтобы рассчитать продажную цену товара, бухгалтер сначала должен определить фактическую цену его приобретения, затем – величину торговой наценки (скидки).
Затраты, связанные с приобретением товара, не влияют на величину торговой наценки (она определяется в процентном отношении к стоимости товаров, сформированной на счете 41 «Товары»).
Торговая наценка в розничной торговле – это составная часть розничной (продажной) цены товара. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Именно торговая наценка в организациях торговли предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов.
В Инструкции к счету 42 «Торговая наценка» Плана счетов бухгалтерского учета указано: «Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам.
На счете 42 «Торговая наценка» учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.
Кредитуется счет 42 «Торговая наценка» при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).
Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и тому подобному, сторнируются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.
Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным».
Величина торговой наценки определяется организацией самостоятельно, при этом торговая наценка должна покрывать все расходы торговой организации на продажу, сумму начисленного НДС и обеспечивать получение прибыли. Размер торговой наценки по продовольственным товарам не ограничен и может быть любым.
Дебет и Кредит – слова писать полностью (см. методичку)
При поступлении товара делается следующая проводка:
Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле» - на стоимость товара
Дебет 19 «НДС» - на сумму НДС
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Величина торговой надбавки при этом отражается записью:
Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле»
Кредит 42 «Торговая наценка».
Оприходование поступивших в магазин товаров и тары от поставщика отражается проводкой на сумму стоимости по покупным ценам; при этом НДС фиксируется отдельно:
Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле»
Дебет 41-3 «Тара под товаром и порожняя»
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При этом транспортные расходы относятся на издержки обращения также без НДС:
Дебет 44 «Расходы на продажу»
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Любой порядок ведения учетных регистров по счетам 41-2 «Товары в розничной торговле» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечивать, с одной стороны, контроль за поступлением товаров и своевременным оприходованием их материально ответственными лицами, а с другой – контроль за расчетами с поставщиками.
Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары, а также перечисление авансов и предварительной оплаты в зависимости от формы оплаты оформляется следующими записями:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму оплаченной задолженности поставщикам.
Кредит 51 «Расчетные счета» - на сумму, оплаченную с расчетного счета.
Кредит 50 «Касса» - на сумму оплаты из кассы торгового предприятия наличными деньгами.
После оплаты оприходованных ценностей возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка: