Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:46, реферат
Целью данной работы является изучение существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО ТПФ «Слар».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия;
2. Изучить учет товарооборота розничного предприятия на примере ООО ТПФ «Слар»;
3. Показать основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли ООО ТПФ «Слар».
При составлении товарного
баланса обязательно
Исходя из товарного баланса, можно вывести следующую формулу суммы розничного товарооборота: Р = Знп + П – ПВ – Зкп.
Изменение каждого составляющего этой формулы влечет за собой изменение величины розничного товарооборота. Для того чтобы определить влияние какого-либо из слагаемых на сумму реализации товаров можно использовать способ цепной подстановки либо способ абсолютных разниц между плановыми и фактическими показателями.
На основании исходных данных и формулы торгового баланса определяем влияние на величину реализации в розницу изменений начальных запасов товаров, поступления товаров, прочего их выбытия, конечных запасов.
Анализ поступления товаров
Товарные ресурсы торговых предприятий, как правило, образуются за счет поступления товаров по заключенным договорам, а также поступления из местных ресурсов (например, товаров, выпускаемых местной промышленностью; вырабатываемых производственными отделами самих торговых предприятий и т.п. – при этом формирование торгового оборота за счет произведенной на местах продукции часто является одним из решающих факторов снижения розничных цен на товары и повышения их конкурентоспособности на потребительском рынке).
Основная же доля товарного обеспечения розничного товарооборота принадлежит товарам, которые поступают по прямым договорам с промышленными предприятиями или оптовыми организациями.
Первым этапом анализа поступления товаров является проверка выполнения планов товарного обеспечения как в целом, так и по отдельным товарным группам, затем уже проводится анализ поступления товаров по источникам и поставщикам.
Особое внимание при анализе выполнения плана товарного обеспечения нужно обращать на выполнение поставщиками договоров поставки, своевременность отгрузки товаров, соблюдение качества и ассортиментного состава товаров. При этом можно использовать данные оперативного учета о выполнении договоров на поставку продукции, претензий, предъявленных поставщикам. Данные бухгалтерского учета (форма №2 «Отчет о финансовых результатах») содержат информацию о суммах полученных и уплаченных штрафов за нарушение качества и недопоставку товаров, эти данные также должны быть учтены в процессе анализа.
Анализируя выполнение плана поступления товаров из местных ресурсов необходимо обратить внимание на то, как выполнялся план выпуска товаров производственными подразделениями самой торговой организации, а также на то, какие меры были предприняты для привлечения в товарный оборот организации местных ресурсов.
Для нормального функционирования торгового предприятия и, соответственно, выполнения им планов по товарообороту, необходимо бесперебойное поступление товаров, что обеспечивает равномерный процесс их обращения, не допускает образования сверхнормативных запасов по одним товарам и недостаток по другим, способствует удовлетворению покупательского спроса. Ритмичность завоза товаров, своевременное их поступление в розничную сеть можно проверить с помощью анализа поступления товаров по месяцам и кварталам с использованием оперативных данных. При этом изучается выборка товарных фондов, выявляются нарушения в равномерности поступления товаров и причины этих нарушений. Если торговая организация представляет собой крупную хозяйственную структуру, то в анализ поступления товаров обязательно должны быть включены данные о выполнении плана товарного обеспечения всех ее подразделений.
Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров
Для обеспечения выполнения плана по товарообороту и бесперебойной торговли торговая организация должна иметь постоянный запас товаров в определенном ассортименте и размере. Товарные запасы подразделяются на запасы нормального и сезонного хранения, а также запасы целевого назначения.
Товарные запасы нормального хранения служат обеспечению бесперебойной торговли, следовательно, необходимо их постоянное и ритмичное пополнение. Нарушение сроков поставок товаров приводят к перебоям в торговле, неудовлетворению покупательского спроса, либо – напротив – к затовариванию.
Запасы сезонного хранения – это, либо продукция сезонного производства, спрос на которую в течение года относительно постоянен (например, овощи, фрукты), либо товары, производство которых постоянно, но сезонно меняется спрос на них (например, резиновая обувь, велосипеды).
Запасы целевого назначения, как правило, образуются в тех случаях, когда в силу разных обстоятельств (например, трудность завоза) торговые организации вынуждены формировать специальные запасы.
Контроль за состоянием и движением товарных запасов необходимо систематически проводить во всех подразделениях торговой организации, обращая внимание не только на общую их сумму и движение по группам, но и на состояние запасов по отдельным товарам, с выяснением причин образования излишков или отсутствия нужных запасов.
Анализируя товарные запасы, требуется определить их соответствие объему товарооборота, изучить структуру запасов и быстроту их оборачиваемости. Товарные запасы планируются и учитываются в абсолютной сумме и в днях оборота. Основной показатель при анализе – товарные запасы в днях, который рассчитывается путем деления суммы остатка товаров на однодневный оборот (однодневный оборот равен обороту, деленному на количество дней в анализируемом периоде). Этот показатель рассчитывается по основным группам товаров, при этом особое внимание уделяется тем из них, которые занимают значительное место (наибольший удельный вес) в общей сумме товарных запасов, а также по товарам сезонного спроса.
В процессе анализа товарных запасов необходимо определить отклонение фактических запасов от установленных нормативов и начальных остатков в сумме и в днях оборота, для чего проводится сопоставление фактических и плановых показателей в целом и по товарным группам в отдельности.
Такой показатель, как товарооборачиваемость, также оказывает влияние на величину товарных запасов. Формула расчета данного показателя следующая:
О = З *Д / Р,
где О – оборачиваемость в днях;
З – средний запас товаров;
Д – число дней анализируемого периода;
Р – реализация товаров за отчетный период.
Для определения влияния структуры товарооборота и уровня оборачиваемости отдельных товарных групп на величину запасов товаров, необходимо сначала вычислить следующие расчетные показатели:
Далее проверка товарных запасов проводится с точки зрения отдельных ассортиментных групп: устанавливается, правильно ли организован завоз товаров, не имелось ли случаев затоваривания или, напротив, отсутствия необходимого минимального запаса товаров определенного ассортимента (в этом случае важно принять оперативные меры с целью пополнения запасов – поиск поставщиков, заключение договоров на поставку), выявляются неходовые товары. Состояние и уровень товарных запасов являются своеобразным барометром состояния торговли и степени сбалансированности между спросом и предложением.
Для анализа состава товарных запасов на торговом предприятии могут быть использованы ведомости по инвентаризации, акты уценки, списания товаров и другие документы. При этом отдельно должны рассматриваться запасы сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения, так как они имеют специальные источники покрытия.
Классификация розничного товарооборота предприятия и характеристика его основных видов
Оборот розничной торговли представляет стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, что также учитывается как продажа за наличный расчет.
В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включает стоимость:
а) проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
б) товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара;
в) товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), в размере полной стоимости по моменту продажи товаров;
г) проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
д) товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т. п.), в полном объеме;
е) проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
ж) упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
з) проданной порожней тары.
В оборот розничной торговли включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
Стоимость товаров, отпущенных
населению через розничную
Не включается в оборот розничной торговли стоимость:
проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
проданных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов.
Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спец.потребителям и т.п.), с оплатой по безналичному расчету, в оборот розничной торговли не включается.
Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.
Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам).
Основными задачами оборота розничной торговли являются:
В процессе розничной реализации товары полностью переходят из сферы обращения в сферу потребления. В качестве продавцов выступают, как правило, организации розничной торговли: магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправочные станции, развозная и разносная торговая сеть. Однако место, где совершается купля-продажа товаров, не является важным моментом в экономической характеристике розничного товарооборота. Продажа потребительских товаров для личного потребления может производиться также на продовольственных и непродовольственных рынках, со складов предприятий-изготовителей и оптовых предприятий, на аукционах, в мастерских, аптеках, киосках, на борту самолета, в пассажирских поездах и т.п. Кроме перечисленных это могут быть организации других отраслей, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства населению через свою торговую сеть или с оплатой через свою кассу.