Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:46, реферат
Целью данной работы является изучение существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО ТПФ «Слар».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия;
2. Изучить учет товарооборота розничного предприятия на примере ООО ТПФ «Слар»;
3. Показать основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли ООО ТПФ «Слар».
РН=ТН÷(100+ТН),
где ТН – торговая надбавка в процентах.
Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные обороты по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.
В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:
П=(ТНн+ТНп-ТНв)÷(Т+ОК)×100,
где ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;
ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;
ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период;
ОК – остаток товара на конец отчетного периода.
На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам, возможно определить валовой доход:
ВД=Т×П÷100.
Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно:
Дебет 90 «Продажи»
Кредит 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)».
Это связано с тем, что по дебету кредиту счета учета реализации отражаются реализованные товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка наценки товаров по дебету счета 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как при учете по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
Что касается расчета валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой.
Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле:
ВД=(Т1×РН1+Т2×РН2+……+Тп×РНп)÷
где Тп - товарооборот по группам товаров;
РНп – расчетная торговая надбавка по группам товаров.
Наиболее точным по сравнению с методом расчета по среднему проценту является метод расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяца проводить инвентаризацию. Следует отметить, что и в розничной торговле можно вести учет товаров по наименованиям, но для этого при продаже товаров населению в розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:
ВД=ТНн+ТНп-ТНв-ТНк.
2 Анализ товарооборота в розничной торговле
2.1 Понятие товарооборота и его структуры
Розничный товарооборот включает в себя продажу товаров населению за наличный расчет и в кредит, а также продажу товаров коллективным потребителям (предприятиям, организациям, учреждениям) в порядке мелкого опта.
К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объему и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объеме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организацией или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, напротив, невыполнению плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.
Для анализа розничного
товарооборота используются: данные
о социально-экономических
Анализ производится
путем расчета различных
Особенно широко при
экономическом анализе
В стоимостном выражении также определена реализация товаров в ассортименте, по формам и методам торговли, по группам покупателей и так далее. Стоимостные показатели являются основными при оценке выполнения плана розничного товарооборота.
Для характеристики розничного товарооборота отдельных сторон деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются натуральные показатели. В последнее время появилось много бухгалтерских программ, которые позволяют вести учет, как в суммовых, так и в натуральных показателях, что значительно облегчило применение этих показателей в анализе.
Количественные показатели используются при характеристике отдельных сторон деятельности торгового предприятия и организации. К ним относятся: объем розничного товарооборота отдельных магазинов, торговых предприятий и организаций; остатки товаров на начало и конец периода; поступление товаров.
Важное значение при анализе имеют качественные показатели, работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и так далее.
Объемные и удельные показатели широко применяются при анализе розничного товарооборота. К объемным показателям относится розничный товарооборот в целом по системе, а к удельным – уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объеме товарооборота, товарооборот на одного продавца, на один квадратный метр, товарооборот на душу населения и т.д.
Анализ розничного товарооборота
целесообразно проводить в
Конкретная схема анализа разрабатывается на каждом торговом предприятии с учетом поставленных целей и наличия необходимой информации.
Практически контроль и анализ продаж продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. Фактические данные сравнивают с плановыми и с предшествующими периодами. При этом рассчитываются такие показатели, как: процент выполнения плана; абсолютные отклонения от плана; темпы прироста (уменьшения) за анализируемый период; абсолютное значение одного процента прироста (уменьшения) объема продаж.
Для изучения показателей оборота розничной торговли разрабатывают макеты аналитических таблиц, которые содержат необходимые плановые и фактические данные за ряд периодов, различные нормативные и расчетные показатели, относительные величины аналитического характера. При использовании компьютерных технологий все эти материалы постепенно накапливаются и рассчитываются в автоматизированном режиме, что ускоряет процесс подготовки аналитических таблиц и принятия оперативных управленческих решений по устранению выявленных в процессе анализа недостатков, по использованию резервов улучшения торговли и повышения ее эффективности.
Аналитические материалы используются и при составлении плановых расчетов на предстоящий период. Учитывая то обстоятельство, что к моменту разработки планов (прогнозов) еще отсутствуют фактические данные за текущий период (квартал, год), возникает необходимость определения ожидаемой (вероятной) суммы оборота за полный текущий период (гол, квартал). При этом должны учитываться данные анализа за истекший период, перспективы развития торговли в предстоящее время. От обоснованности оценки ожидаемого товарооборота в определенной мере зависят намечаемые темпы его развития в планируемом периоде.
Важным разделом анализа является изучение состава розничного товарооборота с точки зрения его видов, организационных форм, методов торговли и ассортимента.
Розничный товарооборот по видам подразделяется на продажу товаров населению и продажу товаров предприятиям (организациям, учреждениям) в порядке мелкого опта. Обычно в процентном отношении удельный вес продаж товаров населению в розничном товарообороте составляет в среднем 95% (соответственно, около 5% приходится на продажу мелким оптом), но в отдельных торговых организациях продажа мелким оптом может значительно превышать средний показатель.
Анализ розничного товарооборота по организационным формам означает изучение долевого участия в его реализации различных стационарных предприятий (магазинов, палаток и т.п.). Данный подраздел анализа может быть осуществлен только по материалам бухгалтерского и оперативного учета, так как в действующей отчетности таких сведений нет.
Анализ розничного товарооборота по методам торговли подразумевает его изучение с подразделением на продажу товаров за наличные деньги и в кредит, на продажу фасованных и нефасованных товаров, продажу обычным способом и через автоматы, продажу по образцам и т.д. Так, содержащиеся в данных текущего учета и первичной документации данные о продажах в кредит, позволяют проанализировать движение покупательского кредита, проследить за его покрытием и выявлять просроченную задолженность. А, например, анализ оборота товаров с подразделением его на продажу фасованных и нефасованных товаров, несмотря на большое значение такого анализа, практически не осуществляется из-за отсутствия необходимых плановых и отчетных данных. Часто анализ удельного веса фасованных товаров в товарообороте магазина может быть проведен только на основании выборочных данных, для чего обрабатывается товарная документация, связанная с поступлением штучных товаров и материалы инвентаризации по фасованным товарам.
Анализ розничного товарооборота
по товарному составу
Выручка от реализации товаров в розничной торговой сети является главным показателем торговой деятельности, который тесно увязан с другими показателями товарооборота, оказывающими влияние на его объем посредством изменения величин запасов товаров на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и прочего выбытия товаров. Связь между этими величинами выражается формулой товарного баланса: Правильно оформи формулы
Знп + П = Р + ПВ + Зкп,
где Знп, Зкп – это запасы товаров на начало и конец отчетного периода;
П – поступление товаров;
Р – розничный товарооброт;
ПВ – прочее выбытие товаров.
В левой части баланса отражаются товарные ресурсы, а в правой – потребность торгового предприятия в товарах. Все данные показатели (реализация, запасы, поступление) анализируются комплексно, поскольку тесно связаны между собой. Например, рост товарных запасов может привести к снижению суммы реализации товаров. Увеличение поступления может повлечь за собой рост продажи или же увеличение запасов, что по-разному оценивается с точки зрения конкурентоспособности предприятия и эффективности торговой деятельности.