Учет и анализ заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 4
Понятие и методы управления дебиторской и кредиторской
задолженностью ………………………………………………….………. 8
Понятие, природа происхождения и классификация дебиторской и
кредиторской задолженности ………………...……………………...…. 8
Методы управления дебиторской и кредиторской задолженность
организаций …………………..…….…………………………………… 13
Анализ системы управления дебиторской и кредиторской
задолженностью ООО «Волжский камень» ………………………… 28
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
ООО «Волжский камень»………...………………….………………… 28
Оценка эффективности управления дебиторской и кредиторской
задолженностью …………………...……………………………………. 35
Механизмы оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности
предприятия ……………………………………………………………. 39
3.1. Оптимизация структуры дебиторской и кредиторской задолженности
в целях обеспечения финансовой устойчивости …………………..… 39
3.2. Факторинг как основной инструмент минимизации дебиторской
задолженности …………………………………………………………. 56
Заключение……………………………………………………………………. 65
Библиографический список ……………………………………………... 69

Файлы: 1 файл

DIPLOM_1.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Так, кредиторская задолженность  может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила.

В состав кредиторской задолженности  также включается задолженность  своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) и неоплаченные счета других предприятий и пр.

Между обоими видами задолженности  есть много общего, но имеются и  определенные различия. Общее состоит  в том, что как кредиторская, так и дебиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа.

Уровень дебиторской и кредиторской задолженности определяется отдельными факторами:

- вид продукции;

- емкость рынка;

- степень насыщенности  рынка данной продукцией;

- принятая на предприятии  система расчетов и т.д.

Рассмотрим состав дебиторской  и кредиторской задолженности в  бухгалтерском учете предприятия. Положением о бухгалтерском учете 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утвержден приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н с изменениями от 18 сентября 2006 г.)7 определен состав показателей бухгалтерского баланса.

В активе баланса предусмотрена  статья «Дебиторская задолженность», которая включает в себя следующие виды задолженности:

- покупатели и заказчики;

- векселя к получению;

- задолженность дочерних  и зависимых обществ;

- задолженность участников (учредителей) по вкладам в  уставный капитал;

- авансы выданные;

- прочие дебиторы.

В пассиве баланса  предусмотрена статья «Кредиторская  задолженность», которая включает следующие  виды задолженности:

- поставщики и подрядчики;

- векселя к уплате;

- задолженность перед  дочерними и зависимыми обществами;

- задолженность перед персоналом организации;

- задолженность перед  бюджетом и государственными  внебюджетными фондами;

- задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;

- авансы полученные;

- прочие кредиторы.

Кроме того, в соответствии с общим правилом, установленным пунктом 19 ПБУ 4/99, все активы и обязательства в балансе должны предоставляться с подразделением, в зависимости от срока обращения (погашения), на краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочная дебиторская (кредиторская) задолженность - та, срок погашения которой не более 12 месяцев после отчетной даты.

Долгосрочная дебиторская (кредиторская) задолженность - задолженность, срок погашения которой не менее 12 месяцев после отчетной даты.

Необходимо обратить внимание на то, что срок погашения  дебиторской задолженности для отнесения ее к долгосрочной или краткосрочной должен исчисляться, начиная с даты бухгалтерской отчетности до предполагаемой даты ее погашения исходя из срока оплаты по договору, а не от даты возникновения обязательства до предполагаемой даты погашения возникшей задолженности.

 

1.2. Методы  управления дебиторской и кредиторской  задолженность организаций

 

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными  составляющими бухгалтерского баланса  предприятия. Они возникают в  результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

Однако балансовые остатки дебиторской и кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние. Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

Таким образом, оценка влияния  балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.

По существу, выручка  от продаж является единственным средством  для погашения всех видов кредиторской задолженности. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности  предприятия по погашению долгов кредиторам. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением дебиторской задолженности.

Управление движением  кредиторской задолженности - это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

Следовательно, практически  речь идет об одновременном управлении движением как дебиторской, так  и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.

Руководство и административные работники, оказывая влияние на процесс  управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации, должны иметь полную информацию о ходе всех хозяйственных процессов.

 Основную информационную  нагрузку выполняют три функции  управления расчетами:

- учет;

- анализ;

- контроль.

Задача максимального  использования экономической информации для принятия оптимальных управленческих решений не может быть решена только в рамках учета, поскольку такая информация характеризует расчеты с дебиторами и кредиторами с количественной стороны, не позволяя принимать эффективные тактические и стратегические решения. В этих условиях следует положительно расценивать процесс взаимодействия учета, анализа и контроля, который находит свое отражение в формировании учетно-аналитической информации управленческой деятельности организации.

В системе управления дебиторской и кредиторской задолженностями, как и в любой другой системе, выделяют управляющую и управляемую подсистемы, которые соответственно представлены субъектами и объектами управления.

 К объектам управления следует отнести непосредственно расчеты с дебиторами и кредиторами по товарным операциям.

Объектом анализа является вся совокупность реализуемых конкретным хозяйствующим субъектом взаимоотношений с покупателями и заказчиками. Данный объект можно отнести к категории сложных в силу большой подверженности влиянию внешних факторов и неоднородности этой группы дебиторов и кредиторов. Причем неясно, какой из факторов спровоцировал изменение, поэтому отличительной особенностью анализа является его комплексный характер, так как отслеживаются не только величина, но и структура, динамика, качественные характеристики объекта, их взаимосвязи и т.д.

 Субъекты управления - службы и органы управления, которые используют единые приемы, характерные для управленческой деятельности в целом, и специфические методы целенаправленного воздействия на объект.

Стратегия управления дебиторской  и кредиторской задолженностями по товарным операциям подразумевает общее направление развития ситуации с объектом и пороговые значения (правила и ограничения) по его величине и структуре, которые гарантировали бы достижение приемлемого уровня финансовой устойчивости на данном этапе развития организации.

Тактика управления дебиторской  и кредиторской задолженностью по товарным операциям - это конкретные методы и  приемы достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации  в определенной ситуации и в определенный момент времени.

Задача тактики управления - выбор наиболее оптимального решения и способов его воплощения в сложившейся ситуации.

Управление и анализ дебиторской и кредиторской задолженностями  по товарным операциям предлагает решение  следующего комплекса задач (приложение 1).

Применительно к расчетам с дебиторами и кредиторами, на наш  взгляд, равноправное положение среди  приведенных, занимают функции учета  и анализа (приложение 2).

Учет является источником преимущественно количественной информации для анализа и контроля.

Взаимодействие учета  и контроля позволяет выявить:

- отклонения от плановых  параметров дебиторской и кредиторской  задолженности;

- взаимодействие анализа  и учета способно вскрыть причины  этих отклонений.

На основе этого можно  заключить, что анализ и контроль предоставляют не столько количественную информацию, сколько качественную.

Субъектам управления нужен  не сам по себе учет, анализ и контроль, а конечный их результат в виде данных о вариантах совершения корректирующих действий.

Рассмотрим методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Для того, чтобы эффективно управлять кредиторской задолженностью (долгами компании) необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Выделяют несколько  этапов в системе управления кредиторской задолженностью.

1. Стратегический подход.

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы  это: вести бизнес за счет собственных  или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Информация о работе Учет и анализ заработной платы