Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:56, дипломная работа
Целью бухгалтерского учета операций с денежными средствами является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и денежных документов в кассе.
Целью данной дипломной работы является исследование бухгалтерского учета и аудита операций с денежными средствами в соответствии с действующим законодательством, а также анализ экономической эффективности использования денежных средств.
Введение……………………………………………………………..……. 7
1 Организация бухгалтерского учета движения денежных средств ООО «ТРАНС-СТРОЙ»………………………………………………………… 11
1.1 Краткая финансово-экономическая характеристика
ООО «ТРАНС-СТРОЙ»……………………………………………….… 11
1.2 Учет денежных средств и документов ООО «ТРАНС-СТРОЙ»… 18
1.3 Учет операций по расчетному счету…………………………….. 25
2 Аудиторская проверка движения денежных средств ООО «ТРАНС-СТРОЙ»…………………………………………………………………..... 31
2.1 Аудит учетной политики ООО «ТРАНС-СТРОЙ»……………… 31
2.2 Внутрихозяйственный контроль за поступлением и расходованием кассовой наличности в ООО «ТРАНС-СТРОЙ»………………………… 35
2.3 Основные способы приема и проведения аудита денежных средств 38
2.4 Проверка кассовых операций…………………………………… 53
2.5 Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита денежных средств в организации..…………………………………………………… 60
3 Анализ движения денежных средств ООО «ТРАНС-СТРОЙ».…..… 64
Анализ состава денежных средств……………………………… 64
Анализ движения денежных средств…………………………… 66
Оптимизация уровня денежных средств организации ……….. 80
4 Разработка мероприятий, направленных на улучшение организации учета денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ»…………………………… 91
4.1 Основные проблемы организации учёта денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ»………………………………………………………… 91
4.2 Предложения по совершенствованию учета и внутреннего
аудита денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ»…………………… 94
Заключение………………………………………………………………… 101
Список литературы……………………………………………………….. 104
7. Финансовый
менталитет владельцев и
Основу оптимизации денежных потоков организации составляет обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного их видов.
Отрицательные последствия дефицитного денежного потока проявляются в снижении ликвидности и уровня платежеспособности организации, росте просроченной кредиторской задолженности поставщикам сырья и материалов, повышении доли просроченной задолженности по полученным финансовым кредитам, задержках выплаты заработной платы, росте продолжительности финансового цикла, а в конечном счете – в снижении рентабельности использования собственного капитала и активов организации.
Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в потере реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции, потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования.
Оптимизация денежных потоков должна проводиться в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, что позволит не только определить оптимальные параметры производственных систем, но и оценить объем инвестиций, необходимый для их достижения, с учетом возможных источников финансирования.
Особого внимания заслуживают вопросы построения комплексных математических моделей, имитирующих динамику взаимосвязанных материально-финансовых потоков (движение оборотного капитала) на уровне организации (бизнеса).
Таким образом, для оптимизации потоков денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ» необходимо:
- внедрить процедуру ежедневной
сверки баланса наличных
- нужно создать реестр текущих платежей и расставить приоритеты. Приоритетность того или иного платежа топ-менеджеры должны рассматривать в ходе ежемесячного обсуждения с участием рядовых сотрудников.
- после этого можно переходить к построению максимально детального бюджета движения денежных средств на будущий отчетный период (месяц). Это позволит оптимизировать денежные потоки компании и пред видеть кассовые разрывы.
Кроме того, надо поддерживать низкий баланс на расчетных счетах в различных банках, то есть свести сумму наличных средств к минимуму. Если один из счетов компании будет заморожен, она сможет продолжить работу, используя счета в других банках. Эта мера позволит обезопасить компанию от таких рисков, как банкротство банка или выставление картотеки по счетам.
Необходимо также рассмотреть возможность увеличения так называемых внереализационных доходов. Для этого совместно с инженерной службой анализируется возможность реализации части неиспользуемого оборудования или его консервации. Акт о консервации оборудования передается в налоговую инспекцию, благодаря чему можно будет не платить налог на имущество по законсервированным объектам. Нередко организация может получить дополнительные доходы за счет сдачи в аренду неиспользуемых площадей или перевода офиса в менее дорогое место.
Наряду с перечисленными мероприятиями по оптимизации потоков денежных средств нужно пересмотреть политику компании в области осуществления капитальных инвестиций:
- приостановить или закрыть долгосрочные инвестиционные проекты, которые не принесут доход в ближайшем будущем;
- по проектам, остановка которых невозможна, следует изменить график поступления инвестиций так, чтобы исключить возникновение кассовых разрывов в бюджете компании. Денежные средства организации включают в себя деньги в кассе и на расчетном счете в коммерческих банках. Возникает вопрос: почему эти наличные средства остаются свободными, а не используются, например, для покупки ценных бумаг, приносящих доход в виде процента? Ответ заключается в том, что денежные средства более ликвидны, чем ценные бумаги. В частности, облигацией невозможно расплатиться в магазине, такси и т. п.
Различные виды текущих активов обладают различной ликвидностью, под которой понимают временной период, необходимый для конвертации данного актива в денежные средства, и расходы по обеспечению этой конвертации. Только денежным средствам присуща абсолютная ликвидность. Для того чтобы вовремя оплачивать счета поставщиков, организация должна обладать определенным уровнем абсолютной ликвидности. Его поддержание связано с некоторыми расходами, точный расчет которых в принципе невозможен. Поэтому принято в качестве цены за поддержание необходимого уровня ликвидности принимать возможный доход от инвестирования среднего остатка денежных средств в государственные ценные бумаги. Основанием для такого решения является предпосылка, что государственные ценные бумаги безрисковые, точнее степенью риска, связанного с ними, можно пренебречь. Таким образом, деньги и подобные ценные бумаги относятся к классу активов с одинаковой степенью риска, следовательно, доход (издержки) по ним является сопоставимым.
Однако вышеизложенное не означает, что запас денежных средств не имеет верхнего предела. Дело в том, что цена ликвидности увеличивается по мере того, как возрастает запас наличных денег. Если доля денежных средств в активах организации невысокая, небольшой дополнительный приток их может быть крайне полезен, в обратном случае наоборот. Перед главным бухгалтером стоит задача определить размер запаса денежных средств исходя из того, чтобы цена ликвидности не превысила маржинального процентного дохода, но государственным ценным бумагам.
С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.
Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:
а) общий объем денежных средств и их эквивалентов; б) какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг; в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов[30, 214].
4. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ТРАНС-СТРОЙ»
Как видно из проведённой работы, учёт денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ» поставлен на хорошем уровень. Однако при написании работы были выявлены некоторые недостатки, а именно: не всегда ведётся книга регистрации принятых приходных и расходных кассовых документов. Ведение данной книги позволяет более быстро находить интересующие документы, чем по кассовой книге.
Также для ООО «ТРАНС-СТРОЙ» рекомендуется создавать резерв по сомнительным долгам. Учитывая, что отражение резерва в бухгалтерском учёте законодательно не прописано, необходимо предусмотреть в учётной политике формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и в налоговом учёте.
Преимущество будет заключаться в том, что:
1. Для начисления налога на
прибыль можно использовать
2. Уменьшится количество разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, что во многом облегчит учет данного участка[30, 241].
Изучение организации системы внутреннего контроля ООО «ТРАНС-СТРОЙ» позволяет оценить её эффективность как среднюю. Недостатки действующей системы контроля заключаются в том, что инвентаризация расчётов производится только 1 раз в год, сроки возникновения задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления претензии.
Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета денежных средств вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их основе автоматизированных систем управления торговлей. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов. Необходимо расширять использование специализированного торгового и складского программного обеспечения данной организации для удобства учета и проводимых инвентаризаций.
Как рекомендацию к более оперативному ведению учёта денежных средств, возможно, оснастить кассу организации персональной ЭВМ с пакетом необходимых прикладных программ.
В настоящее время бухгалтерия организации пользуется действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий. Учет денежных средств ведется по журнально-ордерной форме, с применением счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках».
Основными задачами бухгалтерии по учету денежных средств являются: обеспечение их сохранности и правильности использования, строгое соблюдение установленных правил ведения кассовых и банковских операций, правильное оформление движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерского учета.
Методология бухгалтерского учета денежных средств в ООО «ТРАНС-СТРОЙ» не нарушается. Тем не менее, выявлен ряд недостатков:
- оформление первичных документов
с нарушением установленных
- некорректное отражение
- нарушается график
- данная организация не инкассируется;
- при сдаче денежных средств в банк, кассир не сопровождается;
- кассир организации посещает
банк с незаполненным чеком,
- главный бухгалтер не
- реестр депонированных сумм не составляется;
- не осуществляется сверка
- бывает отсрочка в бюджет поставщикам по причине отсутствия денежных средств на расчетном счете;
- не назначена приказом
- внеплановые проверки в кассе не проводятся;
- перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности инвен
Для устранения этих недостатков можно предложить пути совершенствования учета денежных средств:
2. Руководству ООО «ТРАНС-СТРОЙ» также усилить контроль над формированием инвентаризационной комиссией, так как отсутствие при инвентаризации даже одно члена комиссии, включенного в ее состав, служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
3. Рекомендуется проводить
4. Необходимо повысить уровень ответственности работников за нарушение сроков предоставления авансовых отчетов.
5. Повысить уровень
6. Необходимо следить за заполнением всех реквизитов оправдательных документов, а также соблюдать порядок списания расходов при отсутствии оправдательных документов.
7. Усилить контроль за сохранностью денежных средств путем проведения сверок с банком, где располагается расчетный счет.
8. Повысить уровень
9. Также необходимо