Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 09:30, дипломная работа
Бухгалтерский учёт является средством наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью. Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учётом. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных связей. Основным (первичным) организационным звеном торговли является предприятие. Торговое предприятие имеет уставный капитал, самостоятельный баланс, может вступать в договорные отношения с физическими и юридическими лицами.
введение
1. основы организации учёта и анализа реализации товаров на предприятии и формирование его доходов.
1.1. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ.
1.2. РОЛЬ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА В РАЦИОНАЛЬНОМ ТОВАРОДВИЖЕНИ. АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА.
1.3. СУЩНОСТЬ ВАЛОВОГО ДОХОДА И ЗАДАЧИ ЕГО АНАЛИЗА
1.4. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТД «ЦЕНТРОЛИТ»
2. организация и методология учёта реализации товаров и валовых доходов на предприятиях и пути их совершенствования.
2.1 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.
2.2. МЕТОДОЛОГИЯ СИНТЕТЕИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О ТОВАРООБОРОТЕ
2.3. УЧЕТ ВАЛОВОГО ДОХОДА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.
2.4. УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.
2.5. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.
3. анализ финансового сотояния предприятия
3.1. ЗНАЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
3.2. Определение ликвидности платёжеспособности предприятия
3.3. Оценка структуры источников средств и определение финансовой стратегии предприятия.
3.4. Оборачиваемость дебиторской задолженности и товарно-материальных ценностей.
3.5. Оценка прибыльности предприятия. Анализ влияния факторов на рентабельность предприятия.
4. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ
Рис. 1.3.3. Взаимосвязь издержек обращения, товарооборота и прибыли.
Основной целью анализа валовых доходов является поиск резервов их роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.
С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансового результата. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.
Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый.
Перед анализом необходимо тщательно проверить все привлекаемые к анализу материалы. Подготовка данных к анализу состоит главным образом в их проверке, в проверке качества отчетных материалов.
В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным, определяется динамика валового дохода, устанавливаются причины его роста или снижения, рассчитывается влияние основных факторов на сумму и уровень валового дохода.
Государственное дочернее предприятие Торговый Дом «Центролит» является дочерним предприятием ГЛЗ «Центролит», который является Учредителем предприятия. Форма собственности – государственная, относимая к республиканской собственности. ТД «Центролит»образован и функционирует с августа 1996 года.
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действует на принципах хозрасчета , является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках ( расчетный счет в национальной валюте РБ, и валютный счет в российских рублях).
Основной целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Цель образования и виды деятельности определены в соответствии с Уставом предприятия:
Имущество предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а также
иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.
Имущество предприятия формируется:
Уставной фонд предприятия сформирован путем передачи продукции ГЛЗ Центролит на баланс ТД «Центролит» в сумме 963 млн. рублей.
Имущество предприятия принадлежит ему на праве владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных Уставом предприятия и действующим законодательством Республики Беларусь.
Изъятие государством и Учредителем у предприятия его основных фондов, оборотных средств и иного используемого им имущества не допускается за исключением случаев, предусмотренных Законами Республики Беларусь, а также ликвидации предприятия в установленном порядке.
Чистая прибыль предприятия распределяется следующим образом:
Порядок ее распределения определяется собранием трудового коллектива.
Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо в займы имущество, а также списывать его с баланса, с согласия собственника или уполномоченного им органа, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
По данным бухгалтерского баланса по состоянию на 1 января 1998 года видно: за 1997 год предприятие ТД «Центролит» приобрело основных средств на сумму 137 млн. рублей . Валюта баланса за год увеличилась на 2962 млн. рублей.
Продукция ТД «Центролит» имеет сезонный характер, в основном это продукция для градостроительства, в связи с этим показатели финансово-хозяйственной деятельности в весенне-летний период более высокие, чем в осенне-зимний период.
За 1997 год ТД «Центролит» получил прибыль в сумме 402 млн. рублей. Прибыль от реализации товаров составила 305 млн. рулей, валовой доход – 970 млн. рублей, объем реализации составил при этом 9296 млн. рублей. Динамика данных показателей приведена на рис. 1.4.1.
Янв. |
Фев. |
Мар |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сен. |
Окт. |
Ноя. |
Дек. | |
Объём реализации |
214 |
303 |
500 |
484 |
590 |
812 |
918 |
1387 |
1172 |
1332 |
1178 |
406 |
Валовой доход |
25 |
29 |
32 |
59 |
77 |
191 |
83 |
102 |
119 |
103 |
116 |
34 |
Прибыль от реализации |
8 |
13 |
22 |
21 |
18 |
131 |
28 |
20 |
42 |
34 |
22 |
-54 |
Рис. 1.4.2. Динамика объёма реализации, валового дохода и прибыли от реализации по ТД «Центролит» за 1997 г.
Оптовая реализация товаров – это отпуск товаров со склада оптовых предприятий торговым предприятиям, предприятиям общественного питания для непосредственной продажи населению,
промышленным предприятиям для переработки, другим оптовым предприятиям для перепродажи.
Отпуск товаров со складов предприятий производится непосредственно представителю покупателя путем отправления по железной дороге или водным путем, в порядке централизованной доставки автомобильным транспортом. Любая отгрузка товаров с оптовых предприятий делается на основании договора. Договора применяются с целью облегчения достижения обязательств.
Типовой договор следующие последовательно расположенные разделы;
Отгрузка товаров со склада оптовых предприятий осуществляется, как правило, автомобильным транспортом непосредственно до потребителя или до станции железной дороги (водной пристани ) при помощи централизованного завоза ( вывоза ) грузов.
Так как отгрузка товаров со складов производится автомобильным транспортом , то основным документом будет при этом товарно-транспортная накладная. Бланки товарно-транспортных накладных являются бланками строгой отчетности. Их выдают заведующим складами в пронумерованном виде, чтобы предупредить возможность отпуска неоприходованных товаров.
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь от 20 декабря 1991г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ» гласит, что субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, занимающихся торговой деятельностью, запрещается хранение и реализация товаров в пунктах продажи без наличия соответствующих документов, являющихся бланками строгой отчетности и подтверждающих приобретение (поступление) товаров. Нарушение вышеуказанного порядка рассматривается как сокрытие дохода.
Для сопровождения и хранения товарно-материальных ценностей используются документы единого образца, утвержденного уполномоченными государственными органами. Так в части второй пункта 6 статьи 9 указано «Товары (продукция), хранящиеся в пунктах продажи без документов (или по документам, не являющимися бланками строгой отчетности), подтверждающих их приобретение (поступление), подлежат аресту с последующей конфискацией в доход Республики Беларусь в установленном законодательством порядке». Поэтому необходимо иметь документы строгой отчетности на поступившие товары во всех пунктах продажи , независимо от того, являются ли эти пункты самостоятельными юридическими лицами или находятся на балансе других юридических лиц. Таким образом, реализация товаров должна производиться по документам установленной формы.
Материально ответственные лица при централизованной доставке товаров (шоферы, экспедиторы) получают книгу со сданными документами, в которой они регистрируют сданные оптовому предприятию документы с подписью покупателя. На основании записей в этой книге производится контроль за своевременной доставкой товаров покупателям.
Вместе с тем порядок выписки товарно-транспортных накладных и других документов, на основании которых товары отпускаются со складов, и сам порядок отпуска товаров, зависят от места отпуска товаров и видов расчетов с покупателями (предварительная или последующая оплата). Так, при отпуске непосредственно со склада представителю покупателя торговый отдел выписывает распоряжение, в котором указываются наименование и количество товара, подлежащего отпуску. Распоряжение чаще всего служит основанием для выписки товарно-транспортной накладной, в которой работники отпускающие продукцию проставляют количество, цену, артикул, номенклатурный номер товара. При отпуске продовольственных товаров в деревянной таре для определения их массы выписывают расходную спецификацию, или отвес-спецификацию (форма №124). При расчетах с предоплатой покупатель предъявляет главному бухгалтеру или бухгалтеру, ведущему расчеты с данным предприятием, копию платежного поручения, на основании которого бухгалтер на товарно-транспортной накладной проставляет свою подпись, указывает номер и дату платежного поручения. Это дает возможность осуществлять дополнительный контроль за расчетами с покупателями. Счетную проверку документов производят, как правило, на вычислительных машинах. Проверенные товарно-транспортные накладные передают на подпись руководителю предприятия, а при последующей оплате и главному бухгалтеру. Затем товарно-транспортные накладные направляют заведующему складом, который отпускает товар и тару. Перед этим представитель покупателя представляет доверенность и паспорт, и приемку товара подтверждает свей подписью в товарно-транспортной накладной. При получении одним и тем же лицом товарно-материальных ценностей с нескольких складов разрешается пользоваться одной доверенностью. Однако этот порядок должен быть утвержден руководителем оптового предприятия исходя из конкретных условий работы.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах. После оформления и отпуска товаров и тары со склада один экземпляр товарно-транспортной накладной вместе с товарным отчетом (реестром) передается в бухгалтерию, второй остается в торговом отделе, третий вручается представителю покупателя, а четвертый прилагается к платежному поручению (при последующей оплате). Следует отметить, что в платежных требованиях-поручениях (при последующей оплате) указываются только номера товарно-транспортных накладных и их сумма.
При отправке товаров железнодорожным или водным транспортом на складе товары отбирают согласно специальному распоряжению на отборку ( его называют заказ, наряд, или заказ-наряд ). В нем указываются реквизиты покупателя, наименование товара и цена, количество товара. Отобранный товар передают для упаковки и отправки. так как обработка и последующая приемка товара покупателем будет производиться без представителя поставщика, то особо важное значение имеет правильное оформление отгрузки товаров.
При упаковке товаров и тары на каждую товарную единицу составляют упаковочный ярлык (форма №78). Один экземпляр ярлыка вкладывают в тарное место. В ярлыке указываются фамилии упаковщика и материально ответственного лица, проверившего упаковку. После проверки соответствия отобранного товара данным упаковочного ярлыка тару закрывают, а товар маркируют, т. е. на специальной бирке или упаковке со штемпельным оттиском указывают: станцию отправления и назначения; наименование и адрес грузополучателя и грузоотправителя; массу нетто и брутто тары; номер упаковочного ярлыка. При отправке товара без тары в контейнерах составляют спецификацию, в которой указывают наименование товара и его количество, цену, стоимость. Спецификацию составляют в том случае, когда отправляют товар, упакованный в тару различных размеров и массы. В спецификации указывают: количество мест одинакового размера или массу; номера мест; массу нетто; массу брутто каждого сорта и в целом по данной партии товаров. Спецификация и упаковочные ярлыки в случае претензии покупателя к оптовому предприятию по количеству или ассортименту товаров позволяет установить лиц , ответственных за упаковку и отправку.
После отборки и упаковки товара материально ответственное лицо записывает фактически отпущенный товар в товарно-транспортную накладную или платежное требование-поручение (если перечень отпускаемых товаров невелик). Однако практика выписки двух документов ( распоряжений и товарно-транспортных накладных 0 приводит к дублированию ряда реквизитов: наименования, цены, количества товаров. В связи с этим ряд оптовых предприятий вместо двух документов выписывают один комбинированный документ.
Для доставки товара на станцию железной дороги или пристань экспедиционному отделу выписываются поручения. В свою очередь отправка товаров железнодорожным (водным) транспортом оформляется еще железнодорожной (водной) накладной, которая сопровождает груз на всем пути следования. В пункте назначения накладную вручают грузополучателю для оформления приемки груза. Кроме того, на товар принятый к отправке, станция железной дороги (пристань) выдает квитанцию о приеме груза, которую вместе с товарно-транспортной накладной , спецификациями , упаковочными ярлыками и платежным требованием-поручением направляют покупателю. При этом в товарно-транспортной накладной или платежном требовании-поручении проставляются: номера железнодорожной (водной) квитанции, дата отгрузки, число мест, масса грузов, наименование станции отправителя и назначения.
Информация о работе Учет и аудит реализации товаров на предприятии