Учет и аудит реализации товаров на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 09:30, дипломная работа

Описание работы

Бухгалтерский учёт является средством наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью. Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учётом. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных связей. Основным (первичным) организационным звеном торговли является предприятие. Торговое предприятие имеет уставный капитал, самостоятельный баланс, может вступать в договорные отношения с физическими и юридическими лицами.

Содержание работы

введение
1. основы организации учёта и анализа реализации товаров на предприятии и формирование его доходов.
1.1. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ.
1.2. РОЛЬ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА В РАЦИОНАЛЬНОМ ТОВАРОДВИЖЕНИ. АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА.
1.3. СУЩНОСТЬ ВАЛОВОГО ДОХОДА И ЗАДАЧИ ЕГО АНАЛИЗА
1.4. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТД «ЦЕНТРОЛИТ»
2. организация и методология учёта реализации товаров и валовых доходов на предприятиях и пути их совершенствования.
2.1 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.
2.2. МЕТОДОЛОГИЯ СИНТЕТЕИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И ФОРМИРОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О ТОВАРООБОРОТЕ
2.3. УЧЕТ ВАЛОВОГО ДОХОДА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.
2.4. УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.
2.5. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.
3. анализ финансового сотояния предприятия
3.1. ЗНАЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
3.2. Определение ликвидности платёжеспособности предприятия
3.3. Оценка структуры источников средств и определение финансовой стратегии предприятия.
3.4. Оборачиваемость дебиторской задолженности и товарно-материальных ценностей.
3.5. Оценка прибыльности предприятия. Анализ влияния факторов на рентабельность предприятия.
4. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ

Файлы: 1 файл

УЧЁТА И АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.doc

— 727.50 Кб (Скачать файл)

Регистрами по учету операций процесса реализации продукции являются:

  • ведомость № 15 «Общехозяйственные расходы, расходы будущих периодов и коммерческие расходы» (в части коммерческих расходов);
  • ведомость № 16 «Учет реализации продукции (отгрузка) (работ, услуг)»;
  • ведомость № 16-а «Учет реализации продукции (работ, услуг)»;
  • журнал-ордер № 11 –  по кредиту счетов 40 «Готовая продукция», 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 43 «Коммерческие расходы», 45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет по каждому факту реализации и отгрузки ведется по каждому факту совершения хозяйственной операции.

Ведомость №16 используется в учетной практике, когда предприятия организуют учет реализации продукции по мере отгрузки товаров и предъявления покупателям расчетных документов к оплате. Ведомость №16 может открываться на отдельные виды реализуемой продукции с целью выявления результата от реализации каждого ее вида.

Записи в ведомости №16 в части дебиторской задолженности по цене реализации производятся на основании товарных накладных, товарно-транспортных накладных (графа 9). В графах 1-8 отражается фактическая себестоимость реализованной продукции в разрезе ее видов путем умножения количества реализованной продукции на фактическую себестоимость единицы продукции, а также коммерческие расходы по ее реализации. В этих же графах в итоговой строке отражаются налог на добавленную стоимость, акцизы и сборы в бюджетные и внебюджетные фонды.

Отметки об оплате (зачете или списании) отражаются в графах 11-15 на основании выписок банка из лицевых счетов, актов сверки расчетов и др. документов.

В данной ведомости отражается также результат от реализации за месяц, определяемый как разница между выручкой и фактической себестоимостью, НДС, акцизами и сборами (от выручки).

Итоговые данные из реестров в разрезе покупателей переносятся в ведомость №16. В конце месяца итоговые данные ведомости 16 по кредиту счетов 40, 43 (графы 1-8), 46 (графа 9) и 62 (графа 13) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов переносятся в журнал-ордер № 11. На конец месяца в графе 16 отражается дебиторская задолженность покупателей за отгруженную им продукцию по ценам реализации. Эти данные целесообразно отражать также на начало каждого месяца путем перенесения их из ведомостей за прошлый месяц. Сальдо на конец месяца по графе 16 равно данным гр. 9 – (гр. 12-15).

Ведомость 16-а используется для обобщения информации о реализации продукции по моменту поступления оплаты в пользу хозяйствующего субъекта.

Записи в данной ведомости производится на основании документов, подтверждающих отгрузку продукции (товарных, товарно-транспортных накладных, актов и др.) в разрезе видов продукции и покупателей (графы 1-7) в оценке по продажной стоимости. Затем по каждому документу отмечается сумма его оплаты (зачета или списания), т.е. этим самым в ведомости осуществляется контроль за состоянием расчетов с покупателями за товары отгруженные.

В ведомости № 16-а отражается также стоимость отгруженной продукции по учетным ценам (в графах 10-18). Для получения таких данных необходимо отражать количественные показатели отражаемой продукции в графах 1-6 в разрезе ее видов по каждому документу в виде дроби: количество/стоимость по цене реализации. Путем умножения количества отгруженной одноименной продукции на учетную стоимость единицы продукции определяется стоимость отгруженной продукции по учетным ценам. Показатели данной строки используются для записи в журнал-ордер №11 данных по кредиту счета 40 в дебет счета 45.

При открытии ведомости 16-а необходимо перенести в нее остатки по неоплаченным счетам из ведомости за прошлый месяц в разрезе каждого документа на отгрузку. Затем в течение месяца в ней производятся записи данных об отгрузке продукции и ее оплате на основании соответствующих документов (товарных накладных, товарно-транспортных накладных, выписок банка и др.). Таким образом осуществляется контроль за движением товаров отгруженных.

Записи в журнал-ордер №11 производятся на основании:

  • ведомости №15 (в части коммерческих расходов на реализованную часть продукции);
  • ведомости №16 (отгрузка);
  • ведомости №16-а;
  • листков-расшифровок.

По кредиту счета 62 данные по кредиту записываются из ведомости №16 (отгрузка), а по кредиту счета 45 – из ведомости №16-а (строка «Стоимость по учетным ценам», раздела «отметки об оплате или списании»).

Данные журнала-ордера №11 по кредиту счетов 46, 62 (в части оплаты) в корреспонденции с дебетом счетов денежных средств (или других счетов) должны быть сверены с ведомостями №1, №2 и др. После сверки данные переносятся в Главную книгу. В журнале-ордере №11 на последней странице приводятся аналитические данные по счету 46 за месяц и нарастающим итогом с начала года. Данные приводятся в разрезе видов реализуемой продукции с выведением результата от реализации. Для заполнения указанной таблицы используется информация ведомостей №16 и №16-а.

ТД «Центролит», согласно принятой учетной политики производит учет реализации продукции по моменту оплаты продукции покупателями. За апрель 1998 года ТД «Центролит» отгрузила продукции на сумму 1562 млн. рублей по учетной стоимости товаров.

Для учета наличия и движения отгруженной продукции используется  синтетический активный счет 45 «Товары отгруженные». Указанный счет дебетуется в корреспонденции с кредитом счета 41 «Товары» в соответствии с оформленными отгрузочными документами (накладными, товарно-транспортными накладными).

Данные по отгрузке товаров в разрезе поставщиков ведутся в ведомости 16 (приложение 2.2.1). Аналитический учет отгруженной продукции предусматривает: необходимость текущей регистрации операций по отгрузке на основе отправленных в адрес покупателей платежных документов (счетов-фактур, платежных требований-поручений и др.)4 наблюдение за оплатой грузов и движением товаров в случаях отказа от оплаты счетов; обобщение за каждый месяц произведенных записей в таком порядке, при котором видны бухгалтерские записи по синтетическим счетам и необходимые данные для составления отчетности.

Для обобщения информации о процессе реализации продукции, а также для определения финансового результата в ТД «Центролит» применяется  счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг). На нем отражается себестоимость и выручка по реализованной продукции. По дебету учитываются фактические затраты по реализации продукции.

В связи с тем, что моментом реализации является дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, то на сумму оплаченной продукции по продажным ценам делается проводка:

Д-т 51 «Расчетный счет»

К-т 46 «Реализация продукции (работ, услуг)

При совершении бартерных, товарообменных операций в учете составляется проводка:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 46 «Реализация продукции (работ. услуг)

За апрель месяц было оплачено (деньгами на расчетный счет, а также отпущено продукции покупателями за полученную продукцию )отгруженной продукции на сумму 2826 млн. рублей.

Одновременно на себестоимость продукции, оплаченной покупателями, а также расходы по ее отгрузке и реализации делаются бухгалтерские проводки:

Д-т 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»

К-т 45 «Товары отгруженные» - на производственную себестоимость реализованной продукции

К-т 43 «Коммерческие расходы» - на сумму расходов, относящихся к реализованной продукции

К-т 67, 68 «Расчеты по внебюджетным платежам», «Расчеты с бюджетом»- на суммы отчислений налоговых и неналоговых платежей.

Учет отгрузки и реализации продукции ведется в журнале-ордере № 11 (приложение 2.2.2), предназначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 40, 41, 43, 45, 46, 62 и аналитических данных к счету 46. Аналитические данные к счетам 45 и 46 приводятся по фактической себестоимости, учетным ценам, в суммах по предъявленным счетам или заменяющим их документам.

Суммы начисленных налогов отражаются в журнале-ордере №8 (приложение 2.2.4).

Схема отражения бухгалтерских операций по реализации продукции за апрель 1998 года по ТД «Центролит» отражена в приложении 2.2.5.

 

 

 

2.3. УЧЕТ ВАЛОВОГО ДОХОДА ОТ  РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.

Прибыль от реализации товаров в торговых организациях рассчитывается как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящихся к реализованным товарам. Таким образом валовой доход является одним из элементов формирования прибыли, что и определяет значение правильности и достоверности его расчета.

Валовой доход от реализации товаров представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, и составляет разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров.

Торговая надбавка – основной источник доходов торговых организаций. Ее устанавливают в процентах к покупной стоимости товаров с таким расчетом, чтобы покрыть издержки обращения и обеспечить получение прибыли и не должна превышать установленных законодательством размеров.

Порядок определения валового дохода от реализации товаров в основном зависит от вида применяемых учетных цен на товары (покупные или продажные).

В организациях оптовой торговли товары учитывают по покупным ценам, а валовой доход от реализации выявляют автоматически как кредитовое сальдо счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». При отгрузке товаров покупателю (момент реализации – отгрузка) делают такие записи:

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

1. Производится отгрузка товаров  покупателям

62

46

2. Списываются реализованные товары

41

46


Здесь не отражены операции по списанию издержек обращения и закрытию счета 46 в конце месяца. Сальдо счета 46, промежуточное, показывает сумму валового дохода от реализации (сумму реализованной торговой надбавки).

При учете товаров по продажным ценам легко определить сумму реализованных товаров по учетным ценам, поскольку последняя есть не что иное, как сумма выручки. В этих условиях при необходимости всегда легко установить учетный остаток товаров на любой момент времени, что также немаловажно для организации контроля за сохранностью товаров.

При учете товаров по продажным ценам валовой доход от реализации определяется расчетным путем. Существует несколько способов такого расчета в зависимости от размера применяемых надбавок, частоты их изменения, возможностей учета реализации товаров по их видам и т.п. Основными из этих способов являются:

  • по общему товарообороту;
  • по ассортименту товарооборота;
  • по ассортименту остатка товаров;
  • по среднему проценту.

Рассмотрим каждый из этих способов.

  1. Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяются одинаковый процент торговых надбавок. В этом случае валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:

ВД= Т ´ ТН / 100 + ТН,

 где  Т – общий товарооборот; ТН – торговая надбавка, %.

Если размер торговой надбавки в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.

  1. Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если на разные группы товаров применяются разные торговые надбавки. Он предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.

Валовой доход по ассортименту товарооборота рассчитывается сначала по каждой группе товаров, с помощью вышеприведенной формулы, а затем полученные частные суммы реализованных торговых надбавок складывают.

Расчет валового дохода по общему товарообороту очень прост, но на практике он почти не используется, поскольку очень мало предприятий, которые на все товары устанавливали бы одинаковые торговые надбавки. Это возможно только в узкоспециализированных предприятиях, продающих одно или несколько наименований товаров.

Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота более приемлем на практике, однако его применение требует обязательного учета товарооборота за отчетный период в разрезе товарных групп. Кроме того, при изменении размера торговой надбавки по тому или иному товару нужно вести учет по реализации по периодам действия разных размеров торговой надбавки.

Поэтому оба способа расчета валового дохода используют крайне редко. Большинство предприятий торгует товарами множества наименований, торговая надбавка на них по целому ряду причин устанавливается в большинстве случаев разная; более того, на один и тот же товар в зависимости от коньюктуры рынка размер торговой надбавки часто меняется. Кроме того, абсолютное большинство предприятий пока не располагают необходимыми техническими средствами для учета товарооборота в разрезе отдельных товаров. В силу этого на практике чаще всего рассчитывают реализованную торговую надбавку исходя из среднего процента 9П0 по такой формуле:

ВД = Т ´ П / 100.

В свою очередь, средний процент определяют по формуле:

П = ( ТНн + ТНп + ТНв) / (Т+ОК) ´ 100,

где ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало отчетного периода); ТНп – торговая надбавка на товары., поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период); ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 »Торговая наценка» за отчетный период); ОК – остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 «Товары» на конец отчетного периода).

  1. Расчет валового дохода по среднему проценту прост и может применяться в любой организации. Однако он недостаточно точен, поскольку основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота за отчетный период и остатков на конец отчетного периода одинаково, чего в практике хозяйственной жизни не бывает. Поэтому сумма валового дохода, рассчитанная этим способом, больше или меньше действительной ее величины. Например, если в числе реализованных преобладают товары с большим размером надбавки (по сравнению со средним процентом), а в остатке преобладают товары с меньшим размером надбавки, то сумма валового дохода будет занижена.

Информация о работе Учет и аудит реализации товаров на предприятии