Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:43, дипломная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется через налог на доходы физических лиц.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц………………………………...............…....6
1.1. Сущность и классификация налогов……………………………..…….6
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в системе налогов…………17
1.3. Значение и задачи учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц…………………………………22
Глава 2. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина» и анализ
его расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц……..................26
2.1. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина»…………….26
2.2. Анализ состояния расчетов с бюджетом по налоговым
платежам………………………………………………………...………44
2.3. Оценка тяжести налогового бремени…………………………………53
2.4. Организация расчетов с бюджетом по налогу на доходы
физических лиц в СПК «Родина»…………………………………..…59
Глава 3. Состояние и пути совершенствования учета расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина»…………………………69
3.1. Организация бухгалтерского учета на предприятии………………...69
3.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………...…….74
3.3. Контроль учета расчетов по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………………77
3.4. Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогу на
доходы физических лиц..........................................................................82
Выводы и предложения…………………………………………………………….94
Список литературы………………………………………………………………..100
Приложения……………………………………………………………………… 105
Предприятие в процессе своей деятельности создает документы, обязательные для хранения в течение некоторого, а иногда и продолжительного времени. Так, например, документы по начислению и выплате заработной платы организация обязана хранить 75 лет.
В СПК «Родина» созданы необходимые условия для хранения документов в архиве: выделено отдельное помещение, которое защищено от прямого попадания солнечного света, с соблюдением уровня влажности воздуха в нем, с закрытым доступом для посторонних. Кроме того, приказом руководителя назначается лицо, ответственное за архив, а также создается экспертная комиссия, задачей которой является периодическая экспертиза документов на предмет соответствия срока хранения документов их фактическому нахождению в архиве предприятия. Те документы, срок хранения которых истек, подлежат уничтожению.
3.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц
Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому предприятием, в СПК «Родина» предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому открыт субсчет 1 «Подоходный налог».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» по отношению к балансу является пассивным. По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а по кредиту отражаются суммы налогов, причитающиеся к уплате в бюджет. Сальдо счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» обычно кредитовое и показывает задолженность организации перед бюджетом.
Регистром первичного учета в СПК «Родина» является «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц» (форма 1-НДФЛ) (приложение 6).
Ведение карточки осуществляется ежемесячно с учетом особенностей исчисления сумм налога, предусмотренных для различных видов доходов, облагаемых налогом по ставке 13, 35, 30, 15 или 9%, исходя из начисленного налогоплательщику дохода. Карточка 1-НДФЛ заполняется в случае начисления и выплаты соответствующих доходов, как во исполнение трудовых соглашений (контрактов), так и гражданско-правовых договоров (отношений), возникающих между предприятием и физическими лицами.
Налоговая карточка 1-НДФЛ заполняется на каждое физическое лицо, получившее в отчетном периоде доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством, включая доходы, в отношении которых предусмотрены налоговые вычеты. Не отражаются в карточке доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) независимо от суммы полученного дохода в соответствии со ст. 217 НК РФ, кроме доходов, частично освобождаемых от налогообложения (пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении и при усыновлении ребенка и другие доходы).
Справочная информация, представленная в налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ), используется при заполнении такого документа, как «Справка о доходах физического лица» (форма №2-НДФЛ) (приложение 7).
Справки представляются предприятием по каждому физическому лицу, получившему доходы отдельно по каждой ставке налога. Например, если предприятие выплачивало физическому лицу в течение налогового периода доходы, облагаемые по ставкам 13% и 35%, то по окончании налогового периода он заполняет по данному физическому лицу в налоговый орган две отдельные справки. Ставка налога при этом указывается в заголовке раздела 3 «Доходы, облагаемые по ставке _%». Все суммовые показатели в справке отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм налога. Суммы налога исчисляются и отражаются в полных рублях. Сведения о доходах физического лица, которому предприятие произвело перерасчет налога на доходы за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляются в виде новой справки.
Информация, содержащаяся
в справке о доходах
При журнально-ордерной
форме бухгалтерского учета на предприятии
для учета кредитовых оборотов должен
применяться журнал-ордер №8-
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета для ведения аналитического учета предполагает использование ведомости №37-АПК, в которую заносят дебетовые обороты. Однако, в СПК «Родина» данный документ не ведется.
СПК «Родина» суммы начисленного налога на доходы физических лиц уплачивает в бюджет на основании платежного поручения (приложение 11). Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежными поручениями могут производиться:
- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
- перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;
- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
Далее рассмотрим схему учетных записей по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 1 «Подоходный налог» в СПК «Родина» за декабрь 2009 года.
По данным таблицы 20 можно отметить, что сальдо на 01.12.2009 года составило 412960 руб. Суммы платежей по налогу на доходы физических лиц с расчетного счета в бюджет в декабре не перечислялись.
Таблица 20 – Схема учетных записей по счету 68 «Расчеты по налогам
и сборам» субсчет 1 «Подоходный налог» в СПК «Родина»
за декабрь 2009 года
Дебет |
Кредит | ||||||
Хозяйственные операции |
Корреспонди- рующий счет |
Сумма, руб. |
Хозяйственные операции |
Корреспонди- рующий счет |
Сумма, руб. | ||
в хо- зяйстве |
по инст- рукции |
в хо- зяйст ве |
по инст- рукции | ||||
Сальдо на 01.12.2009 г. |
412960 | ||||||
Перечислены с расчетного счета платежи в бюджет по налогу на доходы физических лиц |
51 |
51 |
- |
Удержан налог на доходы физических лиц из сумм оплаты труда сотрудников |
70 |
70 |
17167 |
Обороты |
- |
Обороты |
17167 | ||||
Сальдо на 01.01.2010 г. |
430127 |
Сумма удержанного налога на доходы физических лиц из оплаты труда сотрудников на конец месяца равна 17167 руб. Следовательно, задолженность на 1 января 2010 года ещё больше возросла и составила 430127 руб.
Рассмотрев порядок учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц, следует отметить недостаток того, что по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» не организуется журнал-ордер №8-АПК. Название субсчета , открытого к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» имеет устаревшую формулировку. Это говорит о несоблюдении предприятием поправок в Налоговом кодексе РФ, которые коснулись данного налога с 1 января 2001 года.
3.3. Контроль учета расчетов по налогу на доходы физических лиц
Контроль расчетов по налогу на доходы физических лиц проводится с целью проверки правильности исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства. При проведении контроля расчетов по налогу на доходы физических лиц необходимо:
- проанализировать порядок
ведения синтетического и
- провести оценку правильности
формирования налоговой базы
согласно нормам действующего
законодательства: определить правильность опреде
- провести оценку отражения
налоговых обязательств перед
бюджетом бухгалтерской и
- провести оценку полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.
До начала проведения проверки расчетов по налогу на доходы физических лиц аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Процедура проведения проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц включает в себя анализ следующих документов:
- бухгалтерского баланса (форма № 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
- главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;
- ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»;
- регистров бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Налог на доходы физических лиц»;
- налоговых деклараций;
- реестров по налогу на доходы физических лиц;
- ведомостей по начислению заработной платы;
- трудовых договоров;
- штатного расписания;
- кадровых приказов;
- приказов по отдельным видам начислений и удержаний;
- коллективного договора или положения о премировании;
- налоговых карточек;
- других документов, подтверждающих применение организацией налоговых льгот.
Согласно ст. 87 Налогового кодекса РФ закреплено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации. При этом по общему правилу налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов.
В случае обнаружения в документации ошибок или противоречий налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием в течение пяти дней дать необходимые пояснения или установить срок для внесения соответствующих исправлений. И лишь после соблюдения указанной процедуры, если после представления налогоплательщиком пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, в установленном порядке составляется акт налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка, напротив, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки. В течение двух месяцев по итогам выездной проверки составляется акт налоговой проверки.
Акт налоговой проверки – это документ, составленный по стандартной форме и предназначенный для оформления результатов выездной проверки. В акте отражаются все претензии налоговой инспекции к проверяемой организации. В акте налоговой проверки описываются выявленные налоговые нарушения, рекомендации по их устранению и ссылки на Налоговый кодекс РФ, в которых указывается степень ответственности за те или иные нарушения. Если налогоплательщик не соглашается с выводами, отраженными в акте налоговой проверки, то в течение двух недель он должен представить письменный отказ или возражения по акту налоговой проверки.
Проверка правильности исчисления налога на доходы физических лиц проводится в три этапа: