Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:43, дипломная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется через налог на доходы физических лиц.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц………………………………...............…....6
1.1. Сущность и классификация налогов……………………………..…….6
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в системе налогов…………17
1.3. Значение и задачи учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц…………………………………22
Глава 2. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина» и анализ
его расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц……..................26
2.1. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина»…………….26
2.2. Анализ состояния расчетов с бюджетом по налоговым
платежам………………………………………………………...………44
2.3. Оценка тяжести налогового бремени…………………………………53
2.4. Организация расчетов с бюджетом по налогу на доходы
физических лиц в СПК «Родина»…………………………………..…59
Глава 3. Состояние и пути совершенствования учета расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина»…………………………69
3.1. Организация бухгалтерского учета на предприятии………………...69
3.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………...…….74
3.3. Контроль учета расчетов по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………………77
3.4. Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогу на
доходы физических лиц..........................................................................82
Выводы и предложения…………………………………………………………….94
Список литературы………………………………………………………………..100
Приложения……………………………………………………………………… 105
2.3. Оценка тяжести налогового бремени предприятия
Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих доходов в бюджет. С этой целью государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, сборов и пошлин, количественно определяет уровень налогового бремени.
Тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер. На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки. Этот показатель рассчитывается по данным обязательной бухгалтерской отчетности и определяет сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии. Проведем оценку тяжести налогового бремени в СПК «Родина» в таблице 12.
Таблица 12 – Оценка тяжести налогового бремени в СПК «Родина»
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. к 2007 г., % |
Сумма задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, тыс. руб. |
4409 |
3685 |
3637 |
82,49 |
Сумма начисленных текущих налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды, тыс. руб. |
745 |
990 |
1045 |
140,27 |
Сумма уплаченных текущих налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды, тыс. руб. |
1131 |
1714 |
1093 |
96,64 |
Стоимость товарной продукции, тыс. руб. |
14625 |
10684 |
11071 |
75,70 |
Приходится на 1 руб. товарной продукции, руб.: - суммы задолженности
перед бюджетом и |
0,301 |
0,345 |
0,329 |
109,30 |
- суммы начисленных налоговых платежей и отчислений |
0,051 |
0,093 |
0,094 |
185,08 |
- суммы уплаченных
налоговых платежей и |
0,077 |
0,160 |
0,099 |
128,22 |
Данные таблицы 12 показывают, что сумма задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в 2009 году по сравнению с 2007 годом сократилась на 17,51% или 772 тыс. руб. Данное изменение рассматривается как положительная динамика, так как предприятие старается своевременно погашать свою задолженность перед бюджетом и внебюджетными органами. Суммы начисленных текущих налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды возросли на 40,27% или 300 тыс. руб. На это повлияло увеличение начисленного налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Сумма уплаченных налоговых платежей, напротив, снизилась на 3,36%. Отношение суммы задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами на 1 рубль товарной продукции характеризуется увеличением на 9,30%. Начисленные налоговые платежи, приходящиеся на 1 рубль товарной продукции, возросли на 85,08%, на что повлияло увеличение суммы начисленных текущих налоговых платежей и отчислений и снижение стоимости товарной продукции. Отношение суммы уплаченных налоговых платежей и отчислений на 1 рубль товарной продукции также характеризуется повышением на 28,22%.
При определении перечня налоговых платежей целесообразно учитывать только те налоги и сборы, которые предприятие уплачивает в связи с выполнением обязанностей налогоплательщика.
Так как налоговую нагрузку на организацию формируют различные налоги и отчисления, то факторы, влияющие на уровень налогового бремени будут различны и отдельны для каждого из налогов и отчислений.
Так, на налог на доходы физических лиц оказывают влияние размер выплат работникам, наличие несовершеннолетних детей на попечении, размер материальной помощи, изменения принимаемые Правительством РФ и так далее.
В сфере налогообложения влияние факторов на размер налога на доходы физических лиц, а, следовательно, и на уровень налоговой тяжести неоднозначно. Изменение одного фактора на определённую величину в различных условиях может давать несколько различных значений итогового результата. Это связано с тем, что в сфере налогообложения действует большое количество факторов. Влияние некоторых из них трудно или невозможно предвидеть
Итак, определим налоговую тяжесть по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина» в таблице 13.
Таблица 13 – Налоговая тяжесть по налогу на доходы физических лиц
в СПК «Родина»
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. к 2007 г., % |
Среднегодовая численность работников, чел. |
78 |
66 |
52 |
66,67 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
2953 |
3953 |
3564 |
120,69 |
в том числе: на одного среднегодового работника, тыс. руб. |
37,86 |
59,89 |
68,54 |
181,04 |
Начислен налог на доходы физических лиц – всего по организации, тыс. руб. |
329 |
460 |
396 |
120,36 |
в том числе: |
||||
- на 1 рубль фонда оплаты труда, руб. |
0,11 |
0,12 |
0,11 |
100,00 |
- на 1 среднесписочного работника, руб. |
4217,95 |
6969,70 |
7615,38 |
180,55 |
Анализируя данные таблицы 13, можно сделать вывод, что фонд оплаты труда в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 20,69% или 611 тыс. руб. На данное изменение повлияло повышение начисленной средней заработной платы сотрудникам предприятия. Это говорит о том, что руководство предприятия проводит меры по стимулированию персонала, так как основным мотивирующим фактором работников является желание иметь стабильную заработную плату. Сумма начисленного налога на доходы физических лиц в целом по организации имеет тенденцию к увеличению на 20,36% или 67 тыс. руб. Отношение начисленного налога на доходы физических лиц на 1 рубль фонда оплаты труда изменилось лишь в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,01 руб., а в 2009 году стало равным прежней величине в 0,11 руб. В свою очередь, начисленный налог на доходы физических лиц всего по организации на 1 среднесписочного работника резко возрос на 80,55% и составил 7615,38 руб. На данное изменение повлияло сокращение среднегодовой численности работников и увеличение начисленной суммы налога на доходы физических лиц.
В научной литературе встречается несколько методик определения налогового бремени экономического субъекта. Различие методик проявляется в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определении интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.
В настоящий момент нет единой точки зрения в вопросах определения налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта. В существующих методиках расчёта налоговой нагрузки предприятия по-прежнему дискуссионными остаются следующие моменты:
- расчет налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а именно вопрос включения налога на доходы физических лиц и включение косвенных налогов (аргументом выступает факт несовпадения плательщика и носителя налога);
- определения показателя, соотносимого с суммой налога.
Некоторые исследователи отдают предпочтение показателю выручки предприятия, другие считают соизмеримым показателем вновь созданную стоимость, а третьи соотносят общую сумму налогов с финансовым результатом предприятия, то есть с показателем чистой прибыли. Однако объединяет все эти методики то, что основная идея каждой из них состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства.
Итак, рассмотрим характеристику основных методик расчета показателя налоговой нагрузки в таблице 14.
Таблица 14 – Сравнительная характеристика основных методик
расчёта показателя налоговой нагрузки предприятия
База сравнения |
Автор методики |
Формула, алгоритм расчёта
|
Выручка |
1. МинФин РФ |
НВ = (НС/ВР)*100%; где: НВ – налоговая нагрузка; НС – все уплачиваемые предприятием налоги; ВР – выручка от реализации (включая выручку от прочей реализации). Использование в расчётах налога на доходы физических лиц и косвенных налогов: налог на доходы физических лиц и косвенные налоги используются в расчётах. Назначение методики: выявляет долю налогов в выручке от реализации, проводит анализ налогоёмкости продукции производства. |
прибыль предприятия |
2. М.Н. Крейнина |
НВ = (В – Ср – Пч)/(В – Ср)*100%; где: В – выручка от реализации (полные издержки и прибыль); Ср – затраты на производство реализованной продукции без учёта налогов; Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия без налогов, уплачиваемых за счёт неё. Использование в расчётах налога на доходы физических лиц и косвенных налогов: налог на доходы физических лиц и косвенные налоги не используются в расчётах. Не рассматриваются акцизы и другие специфические налоги (например, налог на рекламу). Назначение методики: показывает, во сколько раз суммарная величина уплачиваемых налогов отличается от прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении. |
вновь созданная стоимость |
3. Е.А. Кирова |
1. Рассчитывают абсолютную
налоговую нагрузку (АНН) (налоги
и страховые взносы, подлежащие
перечислению в бюджет и 2. Определяют вновь
созданную стоимость ВСС = В – МЗ – А + ВД – ВР = ОТ + СО + П + ПН; где: В – выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг; МЗ – материальные затраты; А – амортизация; ВД – внереализационные доходы; ВР – внереализационные расходы (без учёта налоговых платежей); ОТ – оплата труда; СО – отчисления на социальные нужды; ПР – прибыль предприятия; НП – налоговые платежи. 3. Рассчитывают относительную налоговую нагрузку (Дн): Дн = (АНН/ВСС)*100% = [(НП + СО)/ОТ + СО + П + НП]*100%; Использование в расчётах налога на доходы физических лиц и косвенных налогов: налог на доходы физических лиц не включается, но учитываются все косвенные налоги и платежи во внебюджетные фонды. Назначение методики: позволяет оценить налоговую нагрузку на конкретные предприятия и на индивидуальных предпринимателей, независимо от отраслевой принадлежности. |
Итак, рассчитаем налоговую нагрузку в СПК «Родина» с помощью рассмотренных методик в таблице 15.
Таблица 15 – Налоговая нагрузка в СПК «Родина»
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Расчет налоговой нагрузки (методика Минфина
России по уплаченным налогам), |
7,7 |
16,0 |
9,9 |
Расчет налоговой нагрузки (методика Крейниной М. Н.),% |
57,9 |
64,4 |
42,5 |
Расчет налоговой нагрузки (методика Кировой Е. А.),% |
13,8 |
34,1 |
31,5 |
Из данных таблицы 15 следует, что налоговая нагрузка в СПК «Родина», рассчитанная согласно методике Министерства Финансов РФ, в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась и составила 9,9%. Это говорит о том, что рассчитанная налоговая нагрузка равна 9,9 копеек на 1 рубль выручки, то есть 9,9% приходилось на сумму уплаченных предприятием налогов в сумме выручки. Недостатком данной методики является то, что она не учитывает отношение каждого налога к выручке, а следовательно, не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия.
Налоговая нагрузка, рассчитанная по методике М. Н. Крейниной, в отчетном году, напротив, характеризуется уменьшением. На 1 рубль чистой прибыли нагрузка составила 42 копейки, или иными словами, доля налогов в сумме прибыли равна 42,5%.
Величина налоговой нагрузки от источников уплаты налогов согласно методике Е. А. Кировой в 2009 году равна 31,5%. Данная методика характеризует среднее значение налоговой нагрузки по всем видам налогов. Пороговое значение этого показателя соответствует 22%. Достоинством данной методики является то, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные хозяйствующие субъекты в независимости от их отраслевой принадлежности, т.к. налоговые платежи соотносятся со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов.
2.4. Организация расчетов с бюджетом по налогу на доходы
физических лиц в СПК «Родина»
Плательщиками налога на
доходы физических лиц признаются физические
лица. Рассчитывается и уплачивается
этот налог налоговыми агентами –
организациями или