Учет и контроль расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина» Старомайнского района Ульяновской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:43, дипломная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется через налог на доходы физических лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц………………………………...............…....6
1.1. Сущность и классификация налогов……………………………..…….6
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в системе налогов…………17
1.3. Значение и задачи учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц…………………………………22
Глава 2. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина» и анализ
его расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц……..................26
2.1. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина»…………….26
2.2. Анализ состояния расчетов с бюджетом по налоговым
платежам………………………………………………………...………44
2.3. Оценка тяжести налогового бремени…………………………………53
2.4. Организация расчетов с бюджетом по налогу на доходы
физических лиц в СПК «Родина»…………………………………..…59
Глава 3. Состояние и пути совершенствования учета расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина»…………………………69
3.1. Организация бухгалтерского учета на предприятии………………...69
3.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………...…….74
3.3. Контроль учета расчетов по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………………77
3.4. Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогу на
доходы физических лиц..........................................................................82
Выводы и предложения…………………………………………………………….94
Список литературы………………………………………………………………..100
Приложения……………………………………………………………………… 105

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

 

 2.3. Оценка тяжести налогового бремени предприятия

 

Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих  доходов в бюджет. С этой целью  государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, сборов и пошлин, количественно определяет уровень налогового бремени.

Тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер. На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки. Этот показатель рассчитывается по данным обязательной бухгалтерской отчетности и определяет сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии. Проведем оценку тяжести налогового бремени в СПК «Родина» в таблице 12.

Таблица 12 – Оценка тяжести  налогового бремени в СПК «Родина»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. к 2007 г., %

Сумма задолженности  перед бюджетом и внебюджетными фондами, тыс. руб.

4409

3685

3637

82,49

Сумма начисленных текущих  налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды, тыс. руб.

745

990

1045

140,27

Сумма уплаченных текущих  налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды, тыс. руб.

1131

1714

1093

96,64

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

14625

10684

11071

75,70

Приходится на 1 руб. товарной продукции, руб.:

- суммы задолженности  перед бюджетом и внебюджетными  фондами

0,301

0,345

0,329

109,30

- суммы начисленных  налоговых платежей и отчислений

0,051

0,093

0,094

185,08

- суммы уплаченных  налоговых платежей и отчислений

0,077

0,160

0,099

128,22


Данные таблицы 12 показывают, что сумма задолженности перед  бюджетом и внебюджетными фондами  в 2009 году по сравнению с 2007 годом сократилась на 17,51% или 772 тыс. руб. Данное изменение рассматривается как положительная динамика, так как предприятие старается своевременно погашать свою задолженность перед бюджетом и внебюджетными органами. Суммы начисленных текущих налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды возросли на 40,27% или 300 тыс. руб. На это повлияло увеличение начисленного налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Сумма уплаченных налоговых платежей, напротив, снизилась на 3,36%. Отношение суммы задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами на 1 рубль товарной продукции характеризуется увеличением на 9,30%. Начисленные налоговые платежи, приходящиеся на 1 рубль товарной продукции, возросли на 85,08%, на что повлияло увеличение суммы начисленных текущих налоговых платежей и отчислений и снижение стоимости товарной продукции. Отношение суммы уплаченных налоговых платежей и отчислений на 1 рубль товарной продукции также характеризуется повышением на 28,22%.

При определении перечня  налоговых платежей целесообразно  учитывать только те налоги и сборы, которые предприятие уплачивает в связи с выполнением обязанностей налогоплательщика.

Так как налоговую  нагрузку на организацию формируют  различные налоги и отчисления, то факторы, влияющие на уровень налогового бремени будут различны и отдельны для каждого из налогов и отчислений.

Так, на налог на доходы физических лиц оказывают влияние размер выплат работникам, наличие несовершеннолетних детей на попечении, размер материальной помощи, изменения принимаемые Правительством РФ и так далее.

В сфере налогообложения  влияние факторов на размер налога на доходы физических лиц, а, следовательно, и на уровень налоговой тяжести неоднозначно. Изменение одного фактора на определённую величину в различных условиях может давать несколько различных значений итогового результата. Это связано с тем, что в сфере налогообложения действует большое количество факторов. Влияние некоторых из них трудно или невозможно предвидеть

Итак, определим налоговую  тяжесть по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина» в таблице 13.

Таблица 13 – Налоговая  тяжесть по налогу на доходы физических лиц

                        в СПК «Родина»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. к 2007 г., %

Среднегодовая численность  работников, чел.

78

66

52

66,67

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

2953

3953

3564

120,69

в том числе:

на одного среднегодового

работника, тыс. руб.

37,86

59,89

68,54

181,04

Начислен налог на доходы физических лиц – всего  по организации, тыс. руб.

329

460

396

120,36

в том числе:

       

- на 1 рубль фонда оплаты  труда,

  руб.

0,11

0,12

0,11

100,00

- на 1 среднесписочного

  работника, руб.

4217,95

6969,70

7615,38

180,55


 

Анализируя данные таблицы 13, можно сделать вывод, что фонд оплаты труда в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 20,69% или 611 тыс. руб. На данное изменение повлияло повышение начисленной средней заработной платы сотрудникам предприятия. Это говорит о том, что руководство предприятия проводит меры по стимулированию персонала, так как основным мотивирующим фактором работников является желание иметь стабильную заработную плату. Сумма начисленного налога на доходы физических лиц в целом по организации имеет тенденцию к увеличению на 20,36% или 67 тыс. руб. Отношение начисленного налога на доходы физических лиц на 1 рубль фонда оплаты труда изменилось лишь в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,01 руб., а в 2009 году стало равным прежней величине в 0,11 руб. В свою очередь, начисленный налог на доходы физических лиц всего по организации на 1 среднесписочного работника резко возрос на 80,55% и составил 7615,38 руб. На данное изменение повлияло сокращение среднегодовой численности работников и увеличение начисленной суммы налога на доходы физических лиц.

В научной литературе встречается несколько методик  определения налогового бремени  экономического субъекта. Различие методик  проявляется в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определении интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.

В настоящий момент нет  единой точки зрения в вопросах определения  налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта. В существующих методиках расчёта налоговой нагрузки предприятия по-прежнему дискуссионными остаются следующие моменты:

- расчет налогов, включаемых  в расчет налоговой нагрузки, а именно вопрос включения  налога на доходы физических лиц и включение косвенных налогов (аргументом выступает факт несовпадения плательщика и носителя налога);

- определения показателя, соотносимого с суммой налога.

Некоторые исследователи  отдают предпочтение показателю выручки  предприятия, другие считают соизмеримым показателем вновь созданную стоимость, а третьи соотносят общую сумму налогов с финансовым результатом предприятия, то есть с показателем чистой прибыли. Однако объединяет все эти методики то, что основная идея каждой из них состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства.

Итак, рассмотрим характеристику основных методик расчета показателя налоговой нагрузки в таблице 14.

Таблица 14 – Сравнительная характеристика основных методик

   расчёта показателя налоговой нагрузки предприятия

База сравнения

 

Автор методики

 

 

 

Формула, алгоритм расчёта

 

 

Выручка

1. МинФин РФ

НВ = (НС/ВР)*100%;

где:

НВ – налоговая  нагрузка;

НС – все уплачиваемые предприятием налоги;

ВР – выручка от реализации (включая выручку от прочей реализации).

Использование в расчётах налога на доходы физических лиц и  косвенных налогов: налог на доходы физических лиц и косвенные налоги используются в расчётах.

Назначение методики: выявляет долю налогов в выручке  от реализации, проводит анализ налогоёмкости  продукции производства.

 

прибыль предприятия

 

2. М.Н. Крейнина 

НВ = (В – Ср – Пч)/(В  – Ср)*100%;

где:

В – выручка от реализации (полные издержки и прибыль);

Ср – затраты на производство реализованной продукции  без учёта налогов;

Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия без  налогов,

уплачиваемых за счёт неё.

Использование в расчётах налога на доходы физических лиц и  косвенных налогов: налог на доходы физических лиц и косвенные налоги не используются в расчётах. Не рассматриваются акцизы и другие специфические налоги (например, налог на рекламу).

Назначение методики: показывает, во сколько раз суммарная  величина уплачиваемых налогов отличается от прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении.

вновь созданная стоимость

 

3. Е.А. Кирова

1. Рассчитывают абсолютную  налоговую нагрузку (АНН) (налоги  и страховые взносы, подлежащие  перечислению в бюджет и внебюджетные  фонды, то есть абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов).

2. Определяют вновь  созданную стоимость предприятия  по формуле:

ВСС = В – МЗ – А + ВД – ВР = ОТ + СО + П + ПН;

где:

В – выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг;

МЗ – материальные затраты;

А – амортизация;

ВД – внереализационные  доходы;

ВР – внереализационные  расходы (без учёта налоговых  платежей);

ОТ – оплата труда;

СО – отчисления на социальные нужды;

ПР – прибыль предприятия;

НП – налоговые  платежи.

3. Рассчитывают относительную налоговую нагрузку (Дн):

Дн = (АНН/ВСС)*100% = [(НП + СО)/ОТ + СО + П + НП]*100%;

Использование в расчётах налога на доходы физических лиц и  косвенных налогов: налог на доходы физических лиц не включается, но учитываются  все косвенные налоги и платежи во внебюджетные фонды.

Назначение методики: позволяет оценить налоговую  нагрузку на конкретные предприятия  и на индивидуальных предпринимателей, независимо от отраслевой принадлежности.


Итак, рассчитаем налоговую  нагрузку в СПК «Родина» с помощью  рассмотренных методик в таблице 15.

Таблица 15 – Налоговая нагрузка в СПК «Родина»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Расчет налоговой нагрузки

(методика Минфина  России по уплаченным налогам),%

7,7

16,0

9,9

Расчет налоговой нагрузки

(методика Крейниной  М. Н.),%

57,9

64,4

42,5

Расчет налоговой нагрузки

(методика Кировой  Е. А.),%

13,8

34,1

31,5


 

Из данных таблицы 15 следует, что налоговая нагрузка в СПК  «Родина», рассчитанная согласно методике Министерства Финансов РФ, в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась и составила 9,9%. Это говорит о том, что рассчитанная налоговая нагрузка равна 9,9 копеек на 1 рубль выручки, то есть 9,9% приходилось на сумму уплаченных предприятием налогов в сумме выручки. Недостатком данной методики является то, что она не учитывает отношение каждого налога к выручке, а следовательно, не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия.

Налоговая нагрузка, рассчитанная по методике М. Н. Крейниной, в отчетном году, напротив, характеризуется уменьшением. На 1 рубль чистой прибыли нагрузка составила 42 копейки, или иными словами, доля налогов в сумме прибыли равна 42,5%.

Величина налоговой  нагрузки от источников уплаты налогов  согласно методике Е. А. Кировой в 2009 году равна 31,5%. Данная методика характеризует среднее значение налоговой нагрузки по всем видам налогов. Пороговое значение этого показателя соответствует 22%. Достоинством данной методики является то, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные хозяйствующие субъекты в независимости от их отраслевой принадлежности, т.к. налоговые платежи соотносятся со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов.

2.4. Организация расчетов  с бюджетом по налогу на  доходы 

        физических лиц в СПК «Родина»

 

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица. Рассчитывается и уплачивается этот налог налоговыми агентами –  организациями или индивидуальными  предпринимателями, которые выплачивают  доходы физическим лицам. Согласно положениям главы 23 НК РФ, несмотря на то, что налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, при каждой выплате работнику заработной платы необходимо удерживать и перечислять данный налог в бюджет.

Информация о работе Учет и контроль расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина» Старомайнского района Ульяновской области