Учет начисления и выплаты заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организации и методики учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда в организациях, предложение путей его совершенствования в условиях рыночных отношений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть оплату труда рабочих и служащих как экономическую категорию в условиях рыночных отношений;
описать основные положения по оплате труда работников организации;
изучить значение и задачи учета использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда;
дать краткую экономическую характеристику предприятия комплексного проектирования «Гомельдорпроект»;
изучить документальное оформление, учет рабочего времени и выполненных работ, порядок составления расчетов по оплате труда;

Содержание работы

Введение
3
1. Сущность, значение и принципы оплаты и материального стимулирования труда в рыночной экономике

5
1.1. Оплата труда рабочих и служащих как экономическая категория в условиях рыночных отношений

5
1.2. Основные положения по оплате труда работников организации
9
1.3. Значение и задачи учета использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда

10
1.4. Краткая экономическая характеристика предприятия комплексного проектирования «Гомельдорпроект»

11
2. Методология учета расчетов с персоналом по оплате труда
17
2.1. Документальное оформление, учет рабочего времени и выполненных работ. Порядок составления расчетов по оплате труда

17
2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда

29
2.3. Учет отчислений от начисленной заработной платы
33
3. Пути совершенствования методики учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда в современных условиях хозяйствования

34
Заключение
36
Список использованных источников

Файлы: 9 файлов

Глава 1.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

1. Сущность, значение  и принципы оплаты и материального  стимулирования труда в рыночной  экономике

1.1. Оплата труда  рабочих и служащих как экономическая  категория в условиях рыночных  отношений

 

В экономической теории существует несколько подходов к  определению заработной платы. Классическая школа политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) исходила из того, что в основе заработной платы лежит стоимость предметов потребления и услуг, которые необходимы для существования работников. Представители классической школы ориентировались на отыскание некоей объективной величины, определяющей заработную плату. В тоже время они считали, что величина заработной платы определяется  не только стоимостью предметов потребления и услуг, необходимых для существования работника, но и соотношения спроса и предложения труда.

Другое направление  в трактовке заработной платы  представлено английским экономистом  А. Маршаллом. "Заработная плата, - писал  А. Маршалл, - имеет тенденцию быть равной чистому продукту труда; предельная производительность труда регулирует цену спроса на него; но, с другой стороны, заработной плате присуща тенденция находиться в тесном, хотя и непрямом и весьма сложном отношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников. Различные стороны этой проблемы взаимообуславливают (в смысле регулирования) друг друга, а это вместе с тем обеспечивает действие тенденции цены предложения и цены спроса к равенству" [38, с. 328].

Таким образом, А. Маршалл  выдвинул два фактора, определяющих заработную плату, - предельная производительность труда (производительность труда добавочного работника) и издержки воспроизводства, обучения и содержания работников. Необходимость введения предельной производительности труда диктовалась тем, что работники трудятся неодинаково: одни более развиты, чем другие (одни работники более физически развиты, умелы, имеют более высокую квалификацию, чем другие).

Это выражается в том, что работники создают предельные продукты разной величины, а поэтому  они получают разную заработную плату.

Оба названных фактора  находятся в единстве. Предельная производительность труда определяет спрос на него, а издержки воспроизводства, обучения и содержания работников лежат  в основе предложения труда. Взаимодействие спроса и предложения труда на рынке и определяет уровень заработной платы.

Одним из направлений  трактовки зарплаты как цены ресурса  в экономике является теория человеческого  капитала. Под ним понимаются инвестиции в развитии знаний, навыков и способностей человека, повышающих эффективность его труда. Инвестиции в человеческий капитал со временем компенсируются увеличением доходов [2, с. 5 - 9].

Самый важный вид инвестиций – расходы на образование, включая  общее и специальное, формальное и неформальное, а также обучение на рабочем месте. Другой вид инвестиций – расходы на поддержание здоровья (профилактику болезней, диетическое питание, улучшение жилищных условий и отдых). В комплексе все эти меры увеличивают продолжительность трудовой жизни, повышают производительность труда. Наконец, инвестиции, повышающие мобильность рабочих, - это прежде всего расходы на повышение из квалификации. Они позволяют переходить рабочим от менее к более производительным занятиям, обеспечивают географическую мобильность рабочей силы.

Теория человеческого капитала подчеркивает больше качественные различия в рабочей силе, чем количественные. Она признает, что только малая часть заработной платы зависит от образования, опыта и тренировки, получаемых на рабочем месте.

Те, кто больше вкладывает в образование, получают более высокие доходы на протяжении трудовой деятельности по сравнению с теми, которые сделали меньше инвестиций в образование. Разница в этих доходах может быть определена,  и  рассчитана  норма  дохода  на инвестиции в среднее или высшее образование.

Американский экономист  М. Фридман различает общее образование  и специальное профессиональное образование (школьное обучение и образование). Различия в материальной обеспеченности семей и в количестве детей  плюс значительная стоимость школьного обучения ведут к тому, что государство берет на себя расходы по финансированию школьного обучения. Однако государственные субсидии не должны предоставляться для профессионального обучения, которое увеличивает производительность труда обучающегося и в будущем компенсируется приростом доходов (обучение ветеринаров, дантистов, экономистов и др.). Профессиональное обучение является формой инвестиций в человеческий капитал, аналогичных инвестициям в физический капитал (здания, станки, оборудование). Значительная часть затрат на профессиональное обучение состоит из "потерянных заработков" в течение периода обучения, процентов на утраченные доходы из-за более позднего периода вступления в трудовую деятельность, а также специальных расходов на получение образования (плата за обучение, расходы на книги и т. д.). Индивид предпринимает инвестиции, если предельные доходы превысят предельные издержки. М. Фридман полагает, что норма доходности на человеческий и физический капиталы должна быть одинаковой. Если она будет выше, предположим, на физический капитал, то индивиды или их родители будут иметь стимул покупать такой капитал вместо инвестирования в образование  [37, с. 250].

По оценке американского  экономиста Дж. Беккера, норма дохода от инвестиций в образование значительно выше, чем норма дохода от инвестиций в физический капитал. Это различие подтверждает недостаточность вложений в человеческий капитал [36, с. 133].

Последнее объясняется  тем, что кредиты на получение  профессионального образования  более рискованны, требуют больших затрат на организацию и контроль над кредитами из-за свободы индивидуума передвигаться из одного места в другое и длительности периода возврата кредита.

Государственное вмешательство  в сферу образования обусловлено  недостатками коммерческого финансирования этой сферы, ведущей к не до вложениям в человеческий капитал. Государство предоставляет субсидии на профессиональное обучение, финансируемые за счет общих доходов. В этом случае индивидуум будет получать более высокий доход, не затрачивая своих денег. В конечном счете субсидирование со стороны государства может привести к чрезмерному инвестированию в человеческий капитал. Чтобы избежать этого, следует ограничивать субсидии.

Теория человеческого  капитала показывает, что в основе заработной платы лежит некая объективная величина – затраты на образование, поддержание здоровья и пр.

Марксистская политэкономия  отвергала теорию человеческого  капитала. Это было сделано по идеологическим соображениям, так как рабочий  становился "капиталистом" и уравнивался с собственником физического капитала. Критика теории человеческого капитала игнорировала ее позитивное содержание. В "Капитале" К. Маркса есть постановка вопроса о сложном труде как возведенном в степень простого труда. Однако в нем проблемы исследовались на базе простого труда [29, с. 361].

Теория человеческого  капитала отражает новый подход к  человеку, его роли в экономике. Из всех ресурсов главным является ресурс "К" (знание), а инвестиции в  него – самые эффективные. Далее, теория человеческого капитала дает концепцию финансирования вложений в человека. Школьное образование, которое формирует человека как гражданина, финансируется государством. Профессиональное обучение, формирующее специалиста, осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов индивидов, так как эти затраты компенсируются в будущем повышенными доходами. Государство же только помогает индивидам преодолевать ограниченность рыночного механизма [2, с. 215 - 217].

В Республике Беларусь среднее  и высшее образование, медицинское обслуживание финансировались за счет государства. Сейчас страна на перепутье: как в будущем финансировать сферу образования, медицинских услуг, жилищное строительство? Старая система имела много как позитивного, так и негативного. В числе недостатков следует назвать прежде всего низкое качество услуг, рабочей силы, перепроизводство одних специалистов и нехватка других, ослабление стимулов к труду.

Таким образом, очевидна необходимость широкого использования  рыночных отношений в оказании услуг  индивидам. Как следствие, в последнее время возникают платные учебные заведения, страховая медицина, рынок жилья. Однако резкие перемены в этой области недопустимы. Уровень зарплаты большинства населения республики не соответствуют рыночным стандартам. По этому государство не может устраниться от решения социальных проблем.

Источниками денежных доходов  населения являются: заработная плата; дивиденды по акциям и доходы от вкладов членов трудовых коллективов  в имущество организаций; доходы, начисляемые от распределяемой прибыли на паевые взносы членов потребительских обществ; доходы от предпринимательской деятельности; другие виды выплат и вознаграждений.

Заработная плата как  экономическая категория, по мнению В.Д. Камаева и Е.Н. Лобачевой, представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время [38, с. 329]. Заработная плата работников за выполненную работу зависит от количества и качества их труда, от вклада каждого работника в результаты работы организации, его квалификации, деловой предприимчивости и профессиональных качеств. Она является важнейшим источником денежных доходов населения и максимальными размерами не ограничивается.

В целях совершенствования  организации труда и предупреждения нарушений законодательства в сфере  трудовых отношений нанимателям  предоставлено право использовать контрактную форму найма на работу рабочих и служащих. Контракт между нанимателем и работником заключают по типовой форме по усмотрению нанимателя на период не менее одного года, за исключением случаев обязательного заключения контрактов, предусмотренных законодательством.

Наряду с общими нормами  законодательства о труде контрактная форма защищает права работника, гарантирует ему своевременную выплату заработной платы, повышение квалификации, применение дополнительных мер стимулирования, в том числе повышение тарифной ставки до 50%, если иное не предусмотрено законодательством, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска до 5 дней и т. п.; предусматривает меры ответственности работника, уменьшение (лишение) всех видов премий за отсутствие на рабочем месте, несвоевременное выполнение или невыполнение трудовых обязанностей без уважительных причин; уменьшение отпуска на число дней прогула (при этом отпуск должен быть не менее 21 календарного дня); полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю, и т. п. [33, с. 55].

Таким образом, заработная плата как экономическая категория представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

 

 

 

 

1.2. Основные  положения по оплате труда  работников организации

 

Исследуемая проблема достаточно широко изучена в экономической литературе учеными Республики Беларусь, Российской Федерации и стран с развитой рыночной экономикой.

Переход экономики нашей страны на рыночные отношения вызывает необходимость повышения роли бухгалтерского учета в системе управления. Он должен обеспечивать соответствующие службы более объективной информацией о процессах производства, обращения, распределения и потребления общественного продукта.

Экономическая сущность оплаты труда  рабочих и служащих рассмотрена  Пономаренко П.Г.[1], Стражевой Н. С. и Стражевым А.В [2], Панковым Д.А. [24], Поповым А.И. [29], Соколовой О.В. [36], Новиковой И.В. [37], Камаевым и Лобачевой Е.Н. [38] и другими учеными в учебниках и учебных пособиях, а также в периодической печати.

Порядок расчета оплаты труда работников в Республике Беларусь регулируется законами, нормативными актами, постановлениями, письмами Министерства финансов Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о  порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» от 23 февраля 2007г. № 27/33/39 [11] определяется порядок повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» от 27 декабря 2004 г. № 1651  (с изм. и доп. от 04 июля 2005г., №238) [14] определяются регулирование оплаты труда работников коммерческих организаций.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь «Об установлении размера минимальной заработной платы» от 13 декабря 2004г. № 1579 [23] установлен размер минимальной заработной платы работников организаций.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 25 января 1999г. № 115 (с изм. и доп.) [25] утвержден перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Глава 3.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы+.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Реферат.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание+.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Глава 2.doc

— 206.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Учет начисления и выплаты заработной платы