Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия. Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты организации, среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. Цель работы состоит в изучении теории бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, систематизировании нормативно-правовой базы по данным вопросам.

Файлы: 1 файл

курсовик-1.docx

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Введение

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется  связям организации, возникающим с  постоянными поставщиками, подрядчиками. Правильная организация расчетных  отношений приводит к совершенствованию  экономических связей, улучшению  договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия.

Актуальность работы заключается  в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты организации (прибыли или убытки), среди которых  основное место занимает прибыль  от реализации товарной продукции.

Цель работы состоит  в изучении теории бухгалтерского учёта  расчётов с поставщиками и подрядчиками, систематизировании нормативно-правовой базы по данным вопросам.

В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:

1. Изучить особенности  организации бухгалтерского учёта  расчётов с поставщиками и  подрядчиками посредством выделения  совокупности элементов, характеризующих  данное понятие. 

2. Проанализировать нормативное  правовое регулирование бухгалтерского  учёта расчётов с поставщиками  и подрядчиками,  осуществить  сравнительный анализ положений  отечественных стандартов бухгалтерского  учёта и выявить недостатки  и достоинства действующих организационно-методических  положений бухгалтерского учёта  расчётов с поставщиками и  подрядчиками.

3. Рассмотреть методику  отражения хозяйственных операций  по расчётам с поставщиками  и подрядчиками, а так же интерпретировать  способы бухгалтерской оценки  величины дебиторской и кредиторской  задолженности предприятия на  каждой из стадий учётного  процесса.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «ЕвроАзия-АП». Предметом исследования является бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Методическими основами для  написания работы послужили работы авторов Камышанова П.И («Практическое пособие по бухгалтерскому учету»), Дмитриевой И.М. («Учебное пособие по бухгалтерскому учёту и аудиту»), Козловой Е.П., Бабченко Т.Н., Галаниной Е.Н. («Бухгалтерский учет в организациях»),  а также работы Хамидуллиной Ч., Палицыной И., Булатов М.А. и ряд нормативных документов, в том числе: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011), Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2010), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2011), Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 № 129 – ФЗ (ред. от 28.09.2010), Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В работе использованы различные материалы специальной, научной и периодической литературы, а также данные статистической и бухгалтерской отчётности ООО «ЕвроАзия-АП».

Практическая значимость работы определяется тем, что приведенные  в курсовой работе данные по учёту  расчётов с поставщиками в ООО «ЕвроАзия-АП» могут быть в дальнейшем использованы для:

- изучения и оценки  экономической устойчивости компании;

- исследование динамики  кредиторской и дебиторской задолженности  предприятия и разработки путей  совершенствования расчётов с  поставщиками и подрядчиками;

- получение большей прибыли  за увеличения скорости оборота  капитала компании;

- совершенствования бухгалтерского  учёта расчётов с поставщиками  в целях своевременного получения  информации о дебиторах и кредиторах  компании.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы учета  расчетов с поставщиками и  подрядчиками

    1. Понятие дебиторской и  кредиторской задолженности

В процессе хозяйственной  деятельности организации вступают в экономические взаимоотношения и выполняют функции дебиторов и кредиторов. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Дебиторы, обязательства которых возникли при продаже им готовой продукции, либо выполнении для них работ, либо оказании им услуг, называются покупателями или заказчиками. Дебиторы, задолженность которых возникла по прочим операциям, получили наименование прочих дебиторов. Дебиторская задолженность отражается с использованием следующих счетов бухгалтерского учета:

Д 60-2 «Расчеты по авансам выданным»;

Д 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

Д 76-5 «Расчеты с разными дебиторами».

Кредиторской называется задолженность данной организации  другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторы, задолженность которым возникла при покупке у них материальных ценностей, либо при выполнении ими работ или оказании услуг, называются поставщиками и подрядчиками. Задолженность по начисленной заработной плате, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды представляет собой начисления по распределению. А кредиторы, задолженность которых возникла по другим операциям, называются прочими кредиторами. Кредиторская задолженность отражается с использованием счетов бухгалтерского учета:

  К 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

  К 62-2 «Расчеты по авансам полученным»;

  К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

  Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

К 76-6 «Расчеты с разными кредиторами»;

К 69 «Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению».

В бухгалтерском учете  дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в аналитическом разрезе и отдельно по видам задолженности. Дебиторская и кредиторская задолженности имеют срок ликвидации, установленный в договоре купли-продажи (подряда) либо законодательно. По истечении срока дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Установленный ГК РФ срок исковой давности составляет три года. Он начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента возможности предъявления требований об исполнении обязательств. Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на убытки или на уменьшение резерва по сомнительным долгам. Списание задолженности оформляется приказом руководителя. Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться по дебету забалансового счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью её взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Если в течение пятилетнего срока дебиторская задолженность не возмещена, то она аннулируется – списывается с кредита забалансового счета 007. Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты.

Бухгалтерские записи по списанию дебиторской и кредиторской задолженности представлены в табл. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок списания дебиторской  и кредиторской задолженности       Таблица 1

№ п/п

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

Оценка, руб.

1

Списана в убыток дебиторская задолженность

по истечении срока исковой  давности

91-2

60-2,

62-1,

76-5

Сумма задолженности

2

Списана дебиторская задолженность  по истечении срока исковой давности за счет резерва по сомнительным долгам

63

60-2,

62-1,

76-5

Сумма задолженности

3

Отражена списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

007

 

То же

4

Получены денежные средства по ранее  списанной дебиторской задолженности

51

91-1

Сумма дебиторской задолженности

5

Отражено списание суммы задолженности  неплатежеспособных дебиторов, ранее  списанной в убыток

 

007

То же

6

Списана кредиторская задолженность  по истечении срока исковой давности

60-1,

62-2,

76

91-1

Сумма задолженности


 

 

 

 

 

 

 

1.2.Виды и формы расчетов с  поставщиками и подрядчиками

Поставщики  и подрядчики – это организации, поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы.

Осуществляя хозяйственную  деятельность, предприятие сталкивается с необходимостью производить расчеты  как внутри самого предприятия, так  и вне его. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды,

получения и возврата кредита и  др.

В практике существуют следующие  виды расчетов, которые условно можно  классифицировать следующим образом:

    • денежные формы расчетов; 
    • безденежные формы расчетов. 

К безденежной форме  расчетов относится только бартерные  сделки, безвалютный, сбалансированный обмен товарами и услугами, обусловленный  главным образом нехваткой иностранной  валюты. Оформляется единым договором, в котором содержится оценка товаров (услуг), необходимая для эквивалентности  обмена, определения страховых сумм, оценки претензий, начисление санкций. Все остальные расчеты относятся к денежной форме. Денежные формы расчетов подразделяться на наличные и безналичные.  
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производится в виде безналичных платежей. Безналичные расчёты предприятия осуществляют по товарным и нетоварным операциям.  Платежи по товарным операциям — это операции, связанные с движением товара: расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья, материалов, реализацию выполненных работ. Их учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».Расчеты по нетоварным операциям — операции, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств — расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями.

Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы  корреспондентских счетов между  различными банками, клиринговых зачётов  взаимных требований через

расчётные палаты, а также с помощью  векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. 
Для хранения денежных средств и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.

  Для открытия расчётного счёта предприятие должно в учреждение выбранного им банка следующие документы:

  • заявление на открытие счёта установленного образца;
  • нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
  • справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;
  • копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
  • копию письма о присвоении статистических кодов;
  • карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.

Движение средств на расчётном  счёте оформляются платёжными документами. Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате  указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек  должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму  к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные  и другие расходы. Объявление на взнос денег наличными – письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата. После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

Платёжное поручение –  письменное распоряжение владельца  счёта банку на перечисление средств  с его счёта на счет получателя.

В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные  расчёты разделяют на иногородние и одногородние.

Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые  отделениями банка, находящимися в  разных населённых пунктах. Их основными  формами расчётов являются расчёты  платёжными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями – требованиями, и расчётными чеками. 
Расчёты платёжными поручениями – требованиями. При данной форме расчётов, получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений – требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками