Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия. Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты организации, среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. Цель работы состоит в изучении теории бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, систематизировании нормативно-правовой базы по данным вопросам.

Файлы: 1 файл

курсовик-1.docx

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Дебет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками"

Кредит 76.2 "Расчеты по претензиям"

Но  если поставщик претензию не признает, то на счете 76.2 "Расчеты по претензиям" сальдо будут числиться довольно долго, вплоть до решения суда и последующей:

-или оплаты;

- или списания в убыток спорных сумм.

Получение коммерческого кредита отражается сложной проводкой:

- по дебету счетов учета материальных ценностей отражается стоимость поступивших материальных ценностей, под которые получен коммерческий кредит;

- по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» начисляется причитающийся к выплате доход по коммерческому кредиту (превышение суммы задолженности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей согласно расчетным документам);

- по кредиту счета 60 отражается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам, включая доходы (проценты) по коммерческому кредиту.

Причитающийся к уплате доход по коммерческому  кредиту в течение срока кредита  равными частями списывается  на затраты производства либо издержки обращения проводкой с кредита  счета 97 «Расходы будущих периодов»  вкорреспонденции с дебетом счетов учета издержек производства (обращения). Погашение задолженности по коммерческому кредиту отражается по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Видами коммерческого  кредита являются предварительная  оплата и аванс от покупателя.

Авансы – это средства, выплаченные раньше, чем начаты действия, связанные с выполнением договора поставщиком, подрядчиком. Аванс нельзя путать, как это часто делают, с предоплатой. Аванс выдается покупателем и/или заказчиком поставщику и/или подрядчику с тем, чтобы получатели могли выполнить свои обязательства. Аванс, в таких случаях, показывается по дебету счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и в результате этого счет становится активным, т.е. он отражает дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена товарами, услугами или иными ценностями дебитором. Предоплата – это уплата цены до того как ценности перейдут в собственность плательщику. В сущности, весь смысл предоплаты сводится к тому, что пока ценности не перейдут в собственность покупателя и/или услуги не будут оказаны, а деньги были уже выплачены, у плательщика будет дебиторская задолженность. Следовательно, как только поставщик отгрузит ценности, и право собственности на них перейдет к покупателю, дебиторская задолженность будет погашена. А с бухгалтерской точки зрения вся проблема сводится к тому, что счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" сначала дебетуется, а уже потом кредитуется.

В соответствии с нормами  ГК РФ предварительная оплата может  быть произведена полностью или  частично. Частичная предварительная  оплата является авансом.

Но  независимо от того, произвел ли покупатель полную предварительную оплату или  частичную (аванс), перечисленные суммы  должны отражаться по счету 60 "Расчеты  с покупателями и заказчиками". Однако при организации бухгалтерского учета расчетов необходимо учитывать  одно очень важное требование: в  бухгалтерской отчетности все обязательства  должны представляться в развернутом  виде, то есть дебиторская задолженность - в активе, кредиторская задолженность - в пассиве. Поэтому «сумма полученного аванса учитывается у поставщика на субсчете «Авансы полученные» к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". У покупателя суммы выданного аванса отражаются соответственно по дебету субсчета «Авансы выданные» к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"».  При получении материальных ценностей, работ и услуг бухгалтер должен сделать зачет по субсчетам счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

В отличие от предыдущей ситуации проценты по коммерческому кредиту, уплачиваемые продавцом за предоставленный аванс, не связаны с расчетами за товары (работы, услуги). Они являются платой за пользование денежными средствами и поэтому НДС не облагаются. Согласно п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99 проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в  пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к операционным доходам и расходам и подлежат отражению по кредиту и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" соответственно. Они начисляются  с момента получения аванса (предварительной  оплаты) до момента исполнения поставщиком  своих обязательств по договору.   Рассмотрим учет расчетов по выданным авансам на примере. По договору покупатель ООО «Альфа» 1 мая 2006 г. оплачивает товар в порядке предварительной оплаты в сумме 118 000 руб. За предоставленный коммерческий кредит поставщик ООО «Вояж» должен уплатить 3% годовых. Отгрузка товара была произведена 25 июня 2006 г. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи.

1 мая:

Дебет 60.2 «Расчеты по авансам выданным (в рублях)»

Кредит 51 «Расчетные счета»

- 118000 руб. – с расчетного счета  перечислен аванс ООО «Вояж»

31 мая:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 91.1 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие доходы»

- 301 руб. – начислены проценты  за май

25 июня:

Дебет 41 «Товары»

Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

- 100000 руб. – получен товар от  ООО «Вояж»

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям»

Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

- 18000 руб. – на сумму НДС

Дебет 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

Кредит 60.2 «Расчеты по авансам выданным (в рублях)»

- 118000 руб. – зачтен аванс

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 91.1 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие доходы»

- 233 руб.– начислены проценты по  коммерческому кредиту за июнь (24 дня)

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- 534 руб. – получены проценты  по кредиту. 

Для отражения платежа векселем используется счет 60.3 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», субсчет «Векселя выданные». В результате данной операции на этом счете сохраняется кредиторская задолженность перед поставщиком, но уже в большем объеме: не только за товары, но и проценты за отсрочку платежа. Рассмотрим пример:

  В марте 2006 году ООО «Альфа» приобрело у ООО «Аспект» материалы на сумму 20000 руб. (в том числе НДС – 3051 руб.) с отсрочкой платежа на 2 месяца. В счет оплаты материалов «Альфа» выдала продавцу простой вексель на сумму 22000 руб. Таким образом, сумма дисконта по векселю составила 2000, что явилось платой за коммерческий кредит, предоставленный организацией ООО «Аспект».

В учете «Альфа» бухгалтер отразил  эту операцию так:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

– 16949 руб. – оприходованы материалы, в оплату которых выдан вексель;

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям»

Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

– 3051 руб. – отражен НДС по материалам;

Дебет 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в  рублях)»

Кредит 60.3 «Векселя выданные»

– 22000 руб. – задолженность оформлена  векселем;

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

  – 2000 руб. – увеличена стоимость  материалов на сумму дисконта  по векселю.

Принять к вычету входной НДС по товарам (работам, услугам), в счет оплаты которых  был выдан вексель, можно лишь после того, как вы его оплатите.

При поступлении МПЗ без договорных отношений невозможно определить назначение поступивших материалов, поэтому  все они учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". При наличии договора с поставщиком учет запасов, принадлежащих организации на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, ведется в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов (на счетах 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41 "Товары" и пр.). Такой порядок предусмотрен п. 39 Методических указаний по МПЗ. Тем же пунктом предусмотрено, что материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случае если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам. Также стоимость поступивших товарно-материальных ценностей определяется исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. Это связано с тем, что в договорах могут предусматриваться условия, при которых договорная цена может увеличиваться (система накидок) или уменьшаться (система скидок). Если же в договоре стоимость материалов не установлена, то следует исходить из той цены, по которой организация обычно покупает аналогичное имущество».

За  неотфактурованные поставки стоимость поступивших ценностей списывается с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в дебет счетов учета поступивших товарно-материальных ценностей.

Рассмотрим  вариант, когда расчетные документы  поставщика не поступили до истечения  срока исковой давности. На основании  акта, составленного по форме №  ТОРГ-4 или № М-7, бухгалтер делает в учете такие проводки:

Дебет счетов учета поступивших ценностей 

Кредит 60 субсчет "Задолженность по неотфактурованным поставкам"

- на сумму поступивших товарно-материальных  ценностей по учетным ценам,  по ценам указанным в договоре  поставки либо по ценам аналогичных  поставок.

Затем неотфактурованные поставки принимаются к учету и, если до конца месяца расчетные документы поставщика не поступят, то оценка, принятая при оприходовании, сохраняется. Но, разумеется, долг перед поставщиком до бесконечности "висеть" на счете 60 не может. Когда истечет срок исковой давности (в общем случае он равен трем годам), эту задолженность придется включить во внереализационный доход фирмы (п. 8 ПБУ 9/99). Далее рассмотрим порядок учета неотфактурованных поставок материалов, если расчетные документы поставщика поступили в текущем отчетном периоде. В такой ситуации цену товаров (материалов) нужно скорректировать. Разумеется, при условии, что товары еще не проданы, а материалы не списаны в производство. Также нужно уточнить и задолженность перед поставщиком.

В бухгалтерском учете выполняются  следующие записи:

Дебет 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей»

Кредит 60 субсчет "Задолженность по неотфактурованным поставкам"

- отражена учетная цена материалов

  Дебет  10 «Материалы»

Кредит 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей»

- часть поступивших неотфактурованных материалов списана в производство, реализована или использована иным образом.

Дебет 60 субсчет "Задолженность по неотфактурованным поставкам"

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

- отражена задолженность перед  поставщиком в части учетной  цены

Дебет 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

- скорректирована  фактическая цена материалов

Дебет 16 «Отклонения в стоимости  материальных ценностей»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

- отражено  отклонение фактической цены  материалов от учетной

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

- отражен  "входной" НДС

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19«Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»

- принят к  вычету "входной" НДС.

Если  документы получены на следующий  год, то в таком случае корректировать цену оприходованных материалов или  товаров уже не нужно. Разница  между фактической и учетной  ценой списывается на счет 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве либо прибыли, либо убытков прошлых лет. Такой порядок прописан в п. 41 Методических указаний по бухучету МПЗ.

Рассмотрим  такую ситуацию подробней.

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 субсчет "Задолженность по неотфактурованным поставкам"

- отражена учетная цена неотфактурованной партии.

Дебет 60 субсчет "Задолженность по неотфактурованным поставкам"

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

- отражена задолженность перед  поставщиком в части учетной  цены

Дебет 91 «Прочие  доходы и расходы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

    или

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Кредит 91 «Прочие  доходы и расходы»

- в соответствии с поступившими  документами поставщика отражена  разница (дооценка, уценка) в стоимости материалов.

Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие акцептовало  платёжные документы, а материалы  на склад по ним ещё не поступили. К учёту принимаются акцептованные  платёжные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платёжные документы  регистрируются в течение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «акцепт».

По  окончании месяца предприятие обязано  принять эти ценности на балансе, т.е. записать по принадлежности к группематериалов, но на начало следующего месяца расчёты по этим поставкам не будут закончены. При получении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, т.е. он уже был дан в момент платёжных требований, а может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счёта в не законченных на начало месяца расчётах. При закрытии журнала-ордера № 6, по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Оформление первичных учетных документов

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед  поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения  сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг). Любая  хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения  ее в бухгалтерском учете (ст. 9 Закона №129-ФЗ). Первичные учетные документы  принимают к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России. Формы документов, которые не предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичных  учетных документов, организации  разрабатывают самостоятельно и  утверждают в рамках приказа об учетной  политике (ст.5 ПБУ 1/98, утвержденного  приказом МФ РФ от 09.12.98 №60н). Такие документы  должны содержать обязательные реквизиты (ст.9 Закона №129-ФЗ). Движение товара от поставщика к потребителю оформляется  товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки  грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками