Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия. Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты организации, среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. Цель работы состоит в изучении теории бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, систематизировании нормативно-правовой базы по данным вопросам.

Файлы: 1 файл

курсовик-1.docx

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Аккредитивная форма применяется  в двух случаях: когда она установлена  договором и когда поставщик  переводит покупателя на эту форму  расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно  – технического назначения и товаров  народного потребления. Особенности аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив – это  поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика,об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

Расчёты чеками. Расчётный  чек содержит письменное поручение  владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной  в чеке суммы денег с его  счёта на счёт получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчётов всё шире используется при одногородних расчётах.

Расчёты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между  подрядчиком и заказчиком сложились  устойчивые хозяйственные и расчётные  отношения, а взаиморасчёты носят  регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что  заказчик оплачивает будущую продукцию  равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», подрядчики – на счёте 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками».

Расчёт, основанный на зачёте взаимных требований. При данной форме расчётов

 взаимные  требования и обязательства должников  и кредиторов друг к другу  погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится  платёж в установленном порядке. Взаимные расчёты могут быть разовыми и постоянными, между двумя организациями или их группой. Сроки и порядок расчётов устанавливаются соглашением сторон между организациями по согласованию с учреждением банка.

Применение  безналичных расчётов сокращает  потребность в наличных деньгах, снижает

расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных  денежных средств организаций, обеспечивает их более надёжную сохранность.

Данные бухгалтерского учёта –  это международный язык предприятий  всех уровней.

Без правильного ведения учёта  невозможно:

  • обеспечить контроль над наличием и движением имущества, и рациональным использованием ресурсов;
  • своевременно предупреждать негативные факты в хозяйственной деятельности, выявлять и мобилизовать резервы, разрабатывать меры по их использованию;
  • получать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности;
  • правильно рассчитываться с финансовыми органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Нормативно-правовое регулирование   расчетов с поставщиками и  подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам  относятся организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие  различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие  разные работы (капитальный и текущий  ремонт основных средств и многое другое). По существующему законодательству нормативное регулирования бухгалтерского учета в России осуществляет Правительство РФ, а точнее – Министерство финансов Российской Федерации, которому постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. (с изменениями от 13.06.12) № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» делегирована эта функция. Минфин разрабатывает и утверждает нормативные документы по методике и организации бухгалтерского учёта и отчётности, обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности в России. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями (таблица представлена в Приложении А). С точки зрения нормативного правового регулирования, можно выделить следующую цель проверки расчётов: установление соответствия совершённых операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчётности.

Источниками информации при  такой проверке служат: учётная политика организации, материалы инвентаризации расчётов, первичные документы, журналы  регистрации счетов-фактур, доверенностей, регистры аналитического и синтетического учёта, акты взаимных расчётов и другие документы. Нормативно-правовыми актами Правительства РФ и ведомственными документами детализируются общие  нормы выявления, учёта, списания и  иных вопросов управления задолженностью организации. Например, порядок проведения инвентаризации, проведения мониторинга, авансирования за счёт бюджетных  средств и т.п. К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим образование, учёт и анализ задолженности, относят:

- Закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Закон от 06 декабря 2011г. №  402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Гражданский кодекс;

- Налоговый кодекс;

- нормативно-правовые акты Правительства РФ;

- Приказы Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Приказ N 162н), от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Приказ N 174н), от 23 декабря 2010 г. N 183н (далее - Приказ N 183н);

- ведомственные распорядительные  документы.

Гражданским кодексом регулируются общие вопросы оформления и исполнения договорных условий, основания списания задолженности, особенности исчисления срока исковой давности и иные вопросы, касающиеся возникновения и истребования задолженности. 

Налоговым кодексом определен порядок учёта списанной задолженности и включения её в налоговую базу по различным платежам в бюджет.

Основанием для списания задолженности  являются данные инвентаризации, проведенной  в порядке, оговоренном в законодательстве. Для согласования списания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, организация формирует пакет первичных документов: инвентаризационную опись расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность её взыскания (акт государственного органа о прекращении обязательства, уведомление об исключении должника из ЕГРЮЛ, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания долга с организации-должника и другое). Суммы задолженности учитываются на счетах учёта до истечения срока исковой давности. Общий срок исковой давности, согласно ст. 196 Гражанского кодекса, составляет три года. В соответствии со ст. ст. 190, 191 Гражданского кодекса установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.По обязательствам, срок исполнения которых не определён либо определён моментом востребования, в соответствии с п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. А если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока. В случаях, когда обязательство не предусматривает срока его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в соответствии с п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса в разумный срок после возникновения обязательства. При этом возникает вопрос: какой срок считается разумным для погашения обязательств? Из п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" следует, что при расчётах за товар, когда срок оплаты товара соглашением сторон не определён, покупатель должен оплатить товар непосредственно после получения, и просрочка с его стороны наступает по истечении предусмотренного законом или в установленном им порядке срока на осуществление банковского перевода, исчисляемого со дня, следующего за днем получения товара покупателем (получателем). Необходимо также иметь в виду, что конкретный срок проведения расчётных операций применительно к различным формам расчётов должен быть определён Центральным банком Российской Федерации, но предельный срок не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации (ст. 80 Закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").Обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства. Разъяснений в части разумного срока погашения обязательств в случае возмездного оказания услуг действующее законодательство не содержит. В целях избежания недоразумений рекомендуется бухгалтерам государственных учреждений в качестве подтверждения истечения разумного срока погашения обязательств направлять должнику претензионное заказное письмо с уведомлением о его получении с обязательным указанием срока погашения задолженности. Для отдельных видов требований закон может устанавливать специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (ст. 197 ГК).

Срок исковой давности и порядок  его исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК).С истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.) (ст. 207 ГК). Почему важно соблюдать срок исковой давности? Из-за пропуска срока исковой давности суды отклоняют судебные иски. Так, например, Постановлением ФАС Московского округа от 26 мая 2010 г. N КГ-А40/4638-10-1,2 вынесено решение об оставлении без изменения Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2010 г. по делу N А40-29792/09-136-253, где в удовлетворении требований было отказано по заявлению одного из ответчиков - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в связи с истечением срока исковой давности. Списание дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности может быть произведено, если этот срок не прерывался и не приостанавливался. В соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

2.1. Аналитический  и синтетический учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками

Синтетический учет - это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета (ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Особенность синтетического учета: обобщенность и ведением его только в денежном выражении (пример: «Основные средства», «Материалы», «Нематериальные активы»). Проанализировав изменения данных синтетического учета, можно выявить общие тенденции финансово-хозяйственной деятельности организации. Однако синтетического учета, как правило, не хватает для решения многих конкретных задач оперативного управления хозяйственной деятельностью, поэтому в каждой бухгалтерии в развитии каждого синтетического учета ведется так называемый аналитический учет. Организация аналитического учета отражена в приказе об учетной политике, в котором сказано, что счета аналитического учета открываются в дополнение к синтетическому счету 10 - «Материалы» и расшифровывают общую сумму, учтенную на этом синтетическом счете, по местам хранения материальных ценностей и по их наименованиям. На предприятии в течение года по каждому синтетическому счету ведется оборотная ведомость, с помощью которой обобщается информация, отражаемая на счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета (ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете»). На аналитическом счете указываются сведения о каждом поставщике, покупателе, дебиторе, кредиторе, номенклатурном номере материалов и готовой продукции и т. д. Ведение аналитического учета допускается не только в денежных, но и в натуральных измерителях (кг, м и др.). Наиболее распространенной формой аналитического учета - карточки. Для товарно-материальных ценностей применяются карточки количественного и количественно-суммового учета. Состояние синтетического и аналитического учетов определяет эффективность защитных функций всей системы бухгалтерского учета на каждом хозяйственном объекте.

 

При бухгалтерской проводке вносятся записи в регистре не только синтетического, но и аналитического учета. Такое  единство документальной базы гарантирует, что при нормальной работе бухгалтерии  данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета. Проверку данных синтетического и аналитического учетов по всем счетам бухгалтерского учета необходимо проводить  ежемесячно. Между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Каждую операцию, записанную по Дт и Кт синтетического счета, отражают в той же сумме соответственно на Дт и Кт аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета.

Пример.

1. Получены товары от поставщиков на сумму 12 000, в том числе от обувной фабрики – 7000, от завода электроприборов – 5000.

2. Оплачено за товары поставщикам – 10 000, в том числе обувной фабрике – 6000, заводу электроприборов – 4000.

3. Сальдо по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на начало отчетного периода 4600, в том числе по обувной фабрике – 2000, по заводу электроприборов – 2600.

По синтетическому счету  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  будут сделаны следующие проводки:

Дт 41        Кт 60        12 000

Дт 60        Кт 51        10 000

 

Синтетический счет

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет

Кредит

 

Сальдо 4600

2) 10 000

1) 12 000

Оборот 10 000

Оборот 12 000

 

Сальдо 6600

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками