Управление коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что структура управления коммерческого банка - один из важнейших, конституирующих само понятие банка признаков. Не будет преувеличением утверждать, что уровень организации структуры управления коммерческого банка - едва ли не лучший показатель всей вообще работы банка и качества его менеджмента.
Все это говорит об исключительной важности налаживания четких и эффективных механизмов управления структурой коммерческого банка, как для самих банков, так и для экономики в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ .....................................................5
1.1 Органы управления банком ............................................................................5
1.2. Понятие организационной структуры коммерческого банка ...................10
ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ ....................15
2.1. Характеристика и структура органов управления Сибирского Банка ОАО Сбербанка России .....................................................................................................15
2.2. Оценка финансового состояния Сибирского Банка Сбербанк России ....20
2.3 Оценка результатов финансовой деятельности Сибирского Банка Сбербанк России .......................................................................................................27
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО БАНКА СБЕРБАНК РОССИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ..............30
3.1. Проблемы формирования финансового результатов Сибирского Банка Сбербанка России .....................................................................................................30
3.2. Предложения по повышению результатов финансовой деятельности Сибирского банка Сбербанка России .....................................................................33
3.3. Пути совершенствования процесса управления структурой Сибирского Банка ОАО Сбербанка России ................................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................41
БИБЛИОГРАФИСЧЕСКИЙ СПИСОК ..................................................................

Файлы: 1 файл

Геженко С.В..doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

7. Минимальный размер собственного капитала в 2010 году составляет 530 719 113 тыс. руб., а в 2011 году данный показатель увеличивается и составляет 550 305 825 тыс. руб., это говорит о расширении деятельности банка.

8. Рентабельность активов в отчетном году увеличилась на 0,26 по сравнению с базисным и составила 0,64, рентабельность капитала увеличилась в отчетном периоде на 1,94 и составила 5,19. Что так же является положительным эффектом для деятельности Сибирского Банка Сбербанк России.

Кроме того, из проведенного анализа были выявлены проблемы в финансовых результатах  Сибирского Банка Сбербанк России, которые сводятся к следующему:

1. Коэффициенты рефинансирования свидетельствуют о том, что в Сибирском Банке Сбербанк России в 2011 году по сравнению с 2010 годом повысилась величина кредитов, полученных от других банков на 1 руб. кредитных вложений, до 0,5 млн. руб.

2. Наблюдается повышение коэффициента рефинансирования по выданным межбанковским ссудам до 4,7 млн. руб., что является отрицательной тенденцией для банка

3. Идет увеличение  значения коэффициента рефинансирования  общего объема собственных средств  банка до 0,3 млн. руб., что тоже  оценивается отрицательно, и увеличение коэффициент рефинансирования суммы уставного фонда до 4,3 млн., что также плохо влияет на деятельность рассматриваемого банка.

4. В 2011 году шло уменьшение показателей d1 (на 1,4%) и d2 (на 0,1%), что оценивается отрицательно, так как снижение удельного веса уставного фонда в структуре собственных средств (валюте баланса) свидетельствует об ухудшении статуса коммерческого банка.

Для активизации  деятельности банковского сектора  и повышения финансовых результатов  деятельности необходимо решить следующие основные проблемы:

- повысить долю  уставного фонда;

- снизить уровень  кредитов полученных у других  банков;

- повысить показатели  коэффициента рефинансирования;

Представим  выявленные проблемы финансовых результатов  Сибирского Банка Сбербанк России в виде рисунка.

Раскрытие источников и причин образования прибыли  важно для создания правильного  представления о состоянии и  перспективах развития банка. Проблемы учета финансовых результатов связаны  с выбором такого метода формирования прибыли, который бы обеспечивал получение наиболее содержательного показателя чистой прибыли банка, раскрывал бы источники образования доходов и расходов, способствовал бы повышению аналитичности, отражаемых в отчетности финансовых показателей.

 

3.2. Предложения  по повышению результатов финансовой деятельности Сибирского банка Сбербанка России

 

Финансовые  результаты деятельности коммерческого  банка являются отражением целого комплекса  внешних и внутренних факторов, в  связи с этим изучать и анализировать  их следует с помощью системы экономических показателей. Основная цель системы показателей финансовых результатов деятельности банков - всесторонняя комплексная оценка итогов деятельности банков, объективно отражающая происходящие в них процессы. Деятельность банка, а, следовательно, и требования по учету и отчетности банков отличаются от требований, предъявляемых к другим коммерческим организациям. В связи с этим в качестве финансовых показателей деятельности банка выступают доходы, расходы, а также прибыль (убыток). Необходимо отметить, что к финансовым результатам деятельности банка относятся доходы и расходы, что обусловлено спецификой деятельности банков, принятыми методами управления активами и пассивами, и, соответственно, методами расчета финансового результата по каждой сделке, услуге (продукту).

Сформировав основные проблемы финансовых результатов Сибирского Банка Сбербанк России, в качестве основных мероприятий, направленных на повышение финансовых результатов  кредитной организации предлагаются следующие рекомендации:

- увеличить собственный капитал банка путем дополнительной эмиссии акций;

- увеличить размер активов банка, посредством расширения круга и объема выполняемых прибыльных операций и увеличения собственного капитала;

- необходимо уменьшить риски связанные с кредитной политикой банка, за счет увеличения собственного капитала и качества активов банка;

- уменьшить долю бездоходных активов, посредством увеличения доли активов приносящих доход, но соблюдая установленные законодательством нормы;

- сократить неприбыльные операции (операции по привлеченным средствам кредитных организаций).

Основным фактором увеличения показателей прибыльности и рентабельности коммерческого  банка выступает увеличение размера  собственного капитала коммерческого  банка.

При фиксированном значении суммы работающих активов абсолютное значение полученного чистого дохода от основных операций банка будет тем больше, чем меньше сумма процентных расходов и, следовательно, доля привлеченных средств в работающих активах банка. С другой стороны, при фиксированном значении суммы собственных средств, используемых в активных операциях банка, доход от основных операций, при заданной средней их доходности, будет тем больше, чем больше сумма работающих активов. То есть сумма привлеченных средств и если доходность активных операций выше относительной стоимости привлеченных средств, с ростом их суммы будет расти и величина чистого дохода от основных операций.

Целью управления активами и обязательствами банка  является получение прибыли при  одновременном обеспечении ликвидности  вложенных в банк средств вкладчиков и кредиторов и выполнения нормативов, установленных регулирующими органами.

Очевидно, что  в современных условиях возможности роста прибыли на капитал за счет уменьшения коэффициента достаточности капитала ограничены. Это связано с тем, что рост активов должен подкрепляться расширением ресурсной базы. Для наибольшей эффективности банку следовало бы иметь высокую долю собственного капитала ( 5-8 % от пассивов). Но в условиях жесткой конкуренции и удорожания кредитных ресурсов многие банка не в состоянии довести до оптимального уровня отношение капитала к активам . Поэтому резервом увеличения капитала остается - степень отдачи активов. [9]

Прибыльность  активов находится в прямой зависимости  от доходности активов и доли прибыли  в доходах банка. Качественную оценку влияния данных компонентов на прибыльность активов дает анализ каждого из них  в отдельности.

При выполнении этих рекомендаций могут возникнуть трудности связанные с тем, что необходимо варьировать между наиболее выгодными мероприятиями с точки зрения прибыльности и мероприятиями необходимыми для выполнения норм банковского законодательства.

Главной стратегической целью деятельности Сберегательного банка является сохранение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, а также активно расширяющего свое присутствие в других секторах рынка. Особенностью Сберегательного банка является его традиционная ориентированность на работу с населением, в связи с этим повышение его социальной значимости является важным условием реализации стратегической цели. Уникальная разветвленная сеть отделений Сберегательного банка - это одно из его достижений и ее упрочнение является одной из первоочередных задач в настоящее время.

Так как Стратегия  формировалась в условиях быстро меняющейся ситуации на финансовых рынках и в экономике в целом, важной задачей было достижение баланса между решениями, продиктованными краткосрочной конъюнктурой, и долгосрочными задачами, которые ставит перед собой банк. Основным результатом, которого удалось достичь в рамках Стратегии, стал целостный взгляд на пути дальнейшего развития банка. Главная задача, которую ставит перед собой и коллективом руководство Банка, - стать за пять лет одним из лучших банков в мире как с точки зрения показателей финансовой эффективности, так и, в первую очередь, с точки зрения качества предоставляемых нашим клиентам услуг. По своим масштабам и срокам реализации эта задача является очень амбициозной, во многих аспектах она не имеет аналогов в международной практике.

Для повышения  прибыльности проводимых Сибирским  Банком Сбербанк России операций необходимо грамотно осуществлять руководство над доходами и расходами банка. Сущность управления доходами и расходами заключается в подборе оптимальной структуры доходов и расходов, с помощью которой можно влиять на прибыльность осуществляемых банком операций. В управлении процентных и непроцентных доходов есть свои особенности. Процентные доходы зависят от таких основных факторов как: объем кредитного портфеля коммерческого банка; его структуры; применяемым процентным ставкам за кредит.[9]

Для получения максимальной прибыли, необходимо придерживаться более агрессивной кредитной политики. Такая политика может проявляться в относительно высокой доле срочных и потребительских ссуд, которые обычно приносят банку более высокий доход по сравнению с краткосрочными ссудами промышленным предприятиям.

Доход коммерческих банков зависит от нормы прибыли  по ссудным инвестиционным операциям, размера комиссионных платежей, взимаемых  банком за услуги, а также от суммы  и структуры активов.

Наиболее важным источником валового дохода коммерческих банков является предоставление ссуд.

Доля доходов  от операционной деятельности должна стремиться к 100%, а темпы прироста быть равномерными.

Для повышения  рентабельности работы банка в целом  и доходности отдельных операций в частности необходимо акцентировать внимание на управление кредитным портфелем.

3.3. Пути совершенствования процесса управления структурой Сибирского Банка ОАО Сбербанка России

 

Сбербанк –  одна из немногих российских несырьевых компаний, способных играть значимую роль на международном уровне. В случае успешной реализации сценария модернизации всех аспектов работы Банка, он может достичь очень динамичных показателей роста и развития, опережающих показатели банковской системы в целом.

Для достижения этих целей дальнейшее развитие Банка будет сфокусировано на пяти основных направлениях (или основных «темах») преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности.

1. Принципиально  важным направлением развития  Банка станет максимальная ориентация на клиента и, в этом смысле, превращение Сбербанка в «сервисную» компанию.

2. Неизбежна  также комплексная перестройка  процессов и систем, их перевод  на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, повысит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков.

3. Важнейшим  элементом стратегии развития  Банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Для достижения этой задачи будет произведена формализация Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком. Эта система разрабатывается на базе технологий Lean и предполагает интегрированную работу по оптимизации рационализации деятельности на всех направлениях "снизу-вверх", создании в Банке систематической способности к обновлению и самосовершенствованию, а так же изменение менталитета и ценностных установок сотрудников. Задача, которую ставит перед собой Банк - сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями.

4. Одному из  лучших в мире банков нужна одна из лучших в мире команд – сплоченная и профессиональная. Реализация стратегии потребует от сотрудников новых навыков и умений, позволяющих изменить не только Банк, но и свои собственные привычки и методы работы. Чтобы обеспечить и поддержать этот процесс Банк модернизирует систему обучения, расширит систему планирования карьеры и ротации сотрудников, усовершенствует систему мотивации.

5. Осознавая  важность и приоритет российского  рынка банковских услуг для  развития бизнеса, Банк ставит  перед собой задачу стать значимым  участником мировой финансовой  системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений.

Реализация  стратегии развития позволит Банку  укрепить позиции на российском рынке  банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих  уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов.

Работа по совершенствованию  операционной модели нацелена на рост производительности труда и экономической  эффективности работы Банка, повышение  качества обслуживания и степени удовлетворенности клиентов.

Изменения в операционной модели бэк и мидл офиса будут происходить по трем основным направлениям:

- формирование  новой организационной структуры  подразделений, отвечающих за  операционные функции;

- консолидация  операционной деятельности в  рамках Центров сопровождения клиентских операций (ЦСКО);

- существенная  оптимизация и модернизация всех  процессов бэк и мидл офиса.

Информация о работе Управление коммерческим банком