Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
Перевод экономики на рыночные отношения продиктован логикой развития производительных сил на этапе перехода к системе свободного предпринимательства с использованием различных форм собственности.
Радикальная перестройка промышленного производства на основе введения нового хозяйственного механизма ориентирует промышленное предприятие на экономически обоснованное использование всех элементов производства, четкое взаимодействие которых при рациональной структуре средств производства позволяет обеспечить нормальную хозяйственную деятельность в новых экономических условиях.
ВВедение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. внеоборотные активы: понятие, состав, классификация, оценка и особенности учета отдельных объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Внеоборотные активы как раздел баланса,
понятие и их состав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Особенности учета отдельных объектов внеоборотных
активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2.1.Учет нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2.2. Учет основных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.2.3 Учет незавершенного строительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
1.2.4. Учет доходных вложений в материальные ценности . . . . . . 62
1.2.5. Учет вложений во внеоборотные активы . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
1.2.6. Учет отложенных налоговых активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2. Методология анализа внеоборотных
активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа . . 77
2.2. Анализ структурной динамики внеоборотных активов . . . . . 79
2.3. Анализ движения, состояния и эффективности использования внеоборотных активов предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
2.4. Факторный анализ фондоотдачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3. анализ внеоборотных активов НА ОАО ХК «НУРЛАТНЕФТЕПРОДУКТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
3.1. Общая характеристика ОАО ХК «Нурлатнефтепродукт» . . . .91
3.2.Особенности бухгалтерского учета на ОАО ХК «Нурлатнефтепродукт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
3.3.Анализ внеоборотных активов ОАО ХК
«Нурлатнефтепродукт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Бухгалтерский учет амортизации осуществляется на счете 02 «Амортизация основных средств». Кредитовое сальдо на нем отражает сумму накопленной амортизации по объектам, которые числятся на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Сумма накопленной амортизации по выбывающему инвентарному объекту записывается по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счетов 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
В результате этих проводок происходит полное списание первоначальной (восстановительной) стоимости выбывших объектов и накопленной по ним амортизации со счетов, на которых данные суммы числились до выбытия объекта.
Выявленные при инвентаризации недостающие объекты основных средств по остаточной стоимости списываются в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 03 «Доходные вложения в материальные ценности». В организациях, которые занимаются сдачей имущества в аренду, объекты, передаваемые на баланс арендатора, могут учитываться на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». В этих организациях вместо счета 01 «Основные средства» запись делают по кредиту счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности».[14]
1.2.5. Учет вложений во внеоборотные активы
В данном разделе будет уделено внимание следующим вопросам:
-понятие, виды вложений во внеоборотные активы;
-бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы;
-хозяйственный способ долгосрочных инвестиций;
-учет операций приобретения земельных участков.
Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы ведется в соответствии с порядком, установленным:
-Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» – ПБУ 2/94 (приказ Минфина России от 20.12.94 г. № 167);
-Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина России от 30.12.93 г. № 160);
-Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» – ПБУ 10/99 (приказ Минфина России от 06.05.99 г. № 33н, с изменением и дополнениями от 30.12.99 г.).
Вложения во внеоборотные активы представляют собой долгосрочные инвестиции.
Долгосрочные инвестиции – это затраты предприятия на создание, увеличение размеров и приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше 1 года), не предназначенных для продажи.
Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями:
-осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, реконструкции, технического перевооружения, расширения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;
-приобретением зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования и других объектов основных средств;
-приобретением земельных участков и объектов природопользования;
-приобретением и созданием нематериальных активов;
-приобретением и выращиванием взрослого и рабочего скота.
Под расширением действующих предприятий понимается строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих объектов основного и отдельных цехов, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий. К расширению предприятия относится строительство филиалов, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
Реконструкция действующих предприятий рассматривается как переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, это происходит без расширения имеющихся зданий и сооружений, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Под техническим перевооружением действующих предприятий понимается комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, участков, цехов на основе внедрения передовой техники и технологии, автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Согласно ПБУ, утвержденному письмом Минфина РФ от 30 декабря 1993 г. № 160, учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:
-в целом по строительству и по отдельным объектам, входящим в него;
-по приобретаемым нематериальным активам, объектам основных средств и земельным участкам.
Долгосрочные инвестиции по новому строительству осуществляются по утвержденным сметам и проектам с организацией, которая строит объекты. На каждый объект составляется сметный расчет (смета), где определяется стоимость сооружаемого стройки, объекта, пускового комплекса.
Финансирование вложений во внеоборотные активы может осуществляться за счет следующих источников:
-собственных средств и приравненных к ним источников;
-заемных средств.
К собственным средствам относятся:
-амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств;
-часть чистой прибыли;
-бюджетные ассигнования, получаемые на безвозвратной основе;
-чрезвычайные доходы (суммы страховых возмещений, получаемые организациями на покрытие потерь и убытков от страховых случаев, связанных с внеоборотными активами);
-средствами дольщиков, получаемыми на безвозвратной основе (приравниваются к собственным средствам).
К заемным средствам относятся:
-займы;
-кредиты банков.
Для учета долгосрочных инвестиций используют счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и счет 07 «Оборудование к установке».
На счете 07 «Оборудование к установке» учитывается оборудование, требующее монтажа. Этот счет – активный, сальдовый, инвентарный. Сальдо дебетовое отражает фактическую себестоимость имеющегося оборудования, не сданного в монтаж.
Оборот по дебету – фактические затраты на приобретенное оборудование к установке.
Оборот по кредиту – фактическая себестоимость оборудования, сданного в монтаж.
Приобретение оборудования к установке отражают бухгалтерскими проводками:
-на покупную стоимость и затраты на доставку: Д-т 07 «Оборудование к установке» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
-на сумму НДС Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;.
При передаче оборудования в монтаж на основании акта передачи делают следующую проводку: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»- К-т 07 «Оборудование к установке».
Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, сразу учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и делают записи:
-на покупную стоимость и затраты на доставку Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»- - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
-на сумму НДС Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» - - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» – активный, сальдовый, калькуляционный.
Сальдо дебетовое – отражает стоимость незавершенного строительства, приобретения объектов, реконструкции.
Оборот по дебету – это фактические затраты долгосрочных инвестиций в отчетном месяце: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»- К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.
Оборот по кредиту – фиксирует сформированную первоначальную стоимость объектов, переданных и принятых в эксплуатацию, проводки:
Д-т 01 «Основные средства»,04 «Нематериальные активы» - К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Всю совокупность затрат, относящихся к вновь возведенному, приобретенному или реконструированному объекту, называют инвентарной стоимостью.
Она представляет собой первоначальную стоимость введенных в эксплуатацию объектов, зачисленных в состав основных средств предприятия.
К счету 08 открываются субсчета:
08-1 «Приобретение земельных участков»,
08-2 «Приобретение объектов природопользования»,
08-3 «Строительство объектов основных средств»,
08-4 «Приобретение объектов основных средств»,
08-5 «Приобретение нематериальных активов» и др.
Существует два способа долгосрочных инвестиций:
-хозяйственный;
-подрядный.
Хозяйственный способ – это выполнение строительных и монтажных работ своими силами.
Предприятие, осуществляющее долгосрочные инвестиции хозяйственным способом, должно организовать в своем хозяйстве строительно-монтажные цехи , участки, отделы.
Фактические затраты связанные по строительным и монтажным работам, произведенные застройщиком, относят либо сразу в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита расчетных счетов, счета 10 «Материалы» и др.
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К-т 10, 70, 69, 02, 76, 60,
либо предварительно на счет 23 «Вспомогательное производство»
Д-т 23 «Вспомогательное производство» - К-т 10, 70, 69, 02, 76, 60,
а в конце месяца их списывают со счета 23 «Вспомогательное производство» на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К-т 23 «Вспомогательное производство».
Аналитический учет долгосрочных инвестиций в основные средства ведут по каждому объекту в целом и по видам работ ежемесячно и нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в действие в ведомости № 18 по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», она открывается на год.
Синтетический учет долгосрочных инвестиций ведут в журнале-ордере № 16 по кредиту счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», его заполняют на основании итоговых данных ведомости № 18.
Затраты организации, выполняемые хозяйственным способом, подлежат включению в налогооблагаемую базу при расчете суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет по ставке 18%. Определение налогооблагаемой базы на стоимость выполненных работ, исчисляется исходя из фактических расходов налогоплательщиков на их выполнение (ст. 159 ч. 2 НК РФ).
НДС должен начисляться на момент принятия к бухгалтерскому учету построенного объекта (п. 10 ст. 167 НК РФ).
П. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ позволяет возмещать НДС по:
-материалам (работам, услугам), которые были использованы на стройке;
-строительно-монтажным работам.
С 1 июля 2002 г. «входной» НДС по строительно-монтажным работам принимается к вычету только после того, как начисленный по этому объекту НДС будет полностью уплачен в бюджет (п. 5 ст. 172 НК). Входной НДС по материальным ценностям, приобретенным для строительно-монтажных работ, организация сможет зачесть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основного средства.
Подрядный способ – это выполнение всех работ: строительство, проектирование, подбор оборудования, монтажные работы сторонней организацией, т. е. все работы сделанные подрядчиком. Объект сдается заказчику «под ключ». При подрядном способе заказчик и подрядчик на соответствующих объектах ежемесячно составляют акт о приемке выполненных строительно-монтажных работ. Стоимость работ определяется по сметной стоимости. На основании ежемесячных счетов подрядчика, принятых к оплате, заказчик делает следующие проводки: на сумму выполненных работ:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»- К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
на сумму НДС: Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Оплата счетов подрядчика отражается проводкой: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т 51 «Расчетный счет».Окончательный расчет с подрядчиком происходит после завершения строительства объекта и утверждения акта Государственной приемочной комиссией о вводе объекта в эксплуатацию. При вводе построенного объекта в эксплуатацию и постановке на учет в состав основных средств будут сделаны бухгалтерские проводки на инвентарную стоимость: Д-т 01 «Основные средства» - К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Согласно ст. 171, ч. 2 НК РФ с 1 января 2001 г. уплаченные подрядным организациям при строительстве производственных основных средств суммы НДС, в первоначальную стоимость объектов не включаются и подлежат возмещению из бюджета.
Организация сможет принять НДС по строительно-монтажным работам к вычету, только с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода основных средств в эксплуатацию на основании предъявленного подрядчиком счета-фактуры (п. 6 ст. 171 НК РФ).
Далее рассмотрим учет операций приобретения земельных участков.
Юридические и физические лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, передавать в залог или сдавать в аренду, распоряжаться им различными способами.