Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
Перевод экономики на рыночные отношения продиктован логикой развития производительных сил на этапе перехода к системе свободного предпринимательства с использованием различных форм собственности.
Радикальная перестройка промышленного производства на основе введения нового хозяйственного механизма ориентирует промышленное предприятие на экономически обоснованное использование всех элементов производства, четкое взаимодействие которых при рациональной структуре средств производства позволяет обеспечить нормальную хозяйственную деятельность в новых экономических условиях.
ВВедение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. внеоборотные активы: понятие, состав, классификация, оценка и особенности учета отдельных объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Внеоборотные активы как раздел баланса,
понятие и их состав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Особенности учета отдельных объектов внеоборотных
активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2.1.Учет нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2.2. Учет основных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.2.3 Учет незавершенного строительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
1.2.4. Учет доходных вложений в материальные ценности . . . . . . 62
1.2.5. Учет вложений во внеоборотные активы . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
1.2.6. Учет отложенных налоговых активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2. Методология анализа внеоборотных
активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа . . 77
2.2. Анализ структурной динамики внеоборотных активов . . . . . 79
2.3. Анализ движения, состояния и эффективности использования внеоборотных активов предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
2.4. Факторный анализ фондоотдачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3. анализ внеоборотных активов НА ОАО ХК «НУРЛАТНЕФТЕПРОДУКТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
3.1. Общая характеристика ОАО ХК «Нурлатнефтепродукт» . . . .91
3.2.Особенности бухгалтерского учета на ОАО ХК «Нурлатнефтепродукт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
3.3.Анализ внеоборотных активов ОАО ХК
«Нурлатнефтепродукт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Опись подписывается комиссией, материально-ответственным лицом и передается в бухгалтерию. В бухгалтерии данные описи сравнивают с данными учета (их берут из инвентарных карточек) и составляют сличительную ведомость, в которой определяют недостачи или излишки.
Излишки приходуют как ранее неучтенные основные средства, бывшие в эксплуатации и составляются проводки:
1. Д-т 01 «Основные средства» - К-т 91 «Прочие доходы и расходы» (по первоначальной стоимости);
2. Д-т 91/2 «Прочие расходы» - К-т 02 «Амортизация основных средств» – на сумму начисленной амортизации.
При недостаче, порче основные средства списывают с баланса:
1. На сумму начисленной амортизации:
Д-т 02 «Амортизация основных средств»- К-т 01«Основные средства»;
2. На сумму остаточной стоимости:
Д-т 91 - К-т 01«Основные средства»;
3. На сумму остаточной стоимости:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - К-т 91 «Прочие доходы и расходы»;
4. На виновное лицо недостачу относят по рыночной стоимости:
-Д-т 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – по рыночной стоимости,
-К-т 94 «Недостача и потери от порчи ценностей» – по остаточной стоимости,
-К-т 98/4 «Доходы будущих периодов» – на сумму разницы между рыночной ценой и остаточной стоимостью;
5. По мере возмещения виновным лицом недостачи
Д-т 50 «Касса»,70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»- К-т 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «по возмещению материального ущерба» доля расходов будущих периодов списывается со счета 98/4 «Доходы будущих периодов» на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции.
Если конкретный виновник недостачи не установлен, тогда остаточную стоимость списывают на издержки производства и обращения
Д-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Важным вопросом по учету основных средств являются вопросы учета их аренды.
Многие вновь создаваемые фирмы, предприятия не имеют финансовой возможности для приобретения зданий, оборудования, машин, транспортных средств.
Временное затруднение можно преодолеть за счет получения в аренду объектов основных средств. В результате арендных отношений одна сторона обязуется предоставить другой какое-либо имущество во временное пользование за определенное вознаграждение.
По продолжительности различают два вида аренды:
-краткосрочная (текущая) – на срок до 1 года;
-долгосрочная (финансовая) – на срок более года.
В арендный период права и обязанности собственника считаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования.
Арендодатель сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе в составе собственных основных средств, с отметкой об их выбытии в инвентарной карточке.
Передача в аренду основных средств производится по договору аренды и оформляется актом приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1) в двух экземплярах: один экземпляр остается у арендодателя, другой передается арендатору. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, величина арендной платы, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в надлежащем состоянии.
Учет операций по текущей аренде у арендодателя.
У арендодателя переданные в аренду основные средства, продолжают числиться на счете 01 «Основные средства».
Операции по текущей аренде арендодатель отражает следующими проводками:
-на сумму предъявленного к платежу счета-фактуры, за сданные в аренду основные средства арендатору в сумме арендной платы, включая НДС:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т91/1 «Прочие доходы»,
-на сумму начисленного НДС в бюджет:
Д-т91/2 «Прочие расходы» - К-т68 «Расчеты по налогам и сборам»,
-поступление арендной платы:
Д-т51 «Расчетный счет» - К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
-начисление амортизации по сданным в аренду основным средствам относят на уменьшение дохода и оформляют проводкой:
Д-т 91/2 «Прочие расходы» - К-т 02 «Амортизация основных средств».
Указанную запись не делают по объектам, по которым амортизацию не начисляют (объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства).
Когда арендодатель считает передачу помещений одним из видов обычной деятельности, сумма арендной платы отражается по счету 90 «Продажи» на соответствующих субсчетах.
Произведенные затраты на ремонт основных средств, сданных в аренду, арендодатель списывает на уменьшение дохода с кредита расчетных, денежных, материальных счетов в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»: Д-т 91/2 «Прочие расходы» - К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Учет операций у арендатора по текущей аренде.
Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001. Бухгалтерские записи у арендатора:
-на сумму полученных в аренду основных средств Д-т 001 «Арендованные основные средства»;
-на сумму предъявленного счета-фактуры арендодателем – на всю сумму арендной платы Д-т 97 «Расходы будущих периодов», - К-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами»;
-на сумму НДС: Д-т 19 «НДС по приобретенным средствам» - К-т 76«Расчеты с дебиторами и кредиторами»;
-перечисление всей суммы арендной платы, включая НДС:
Д-т 76«Расчеты с дебиторами и кредиторами» - К-т 51 «Расчетный счет»;
-списывается в возмещение из бюджета сумма НДС, уплаченная арендатором: Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» - К-т 19 «НДС по приобретенным средствам».
Сумма арендной платы в течение срока аренды ежемесячно равными долями списывается на издержки производства и обращения: Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» - К-т 97 «Расходы будущих периодов».
Если арендная плата начисляется ежемесячно, тогда счет 97«Расходы будущих периодов» не используется и сумма начисленной арендной платы сразу включается в издержки производства и обращения:
Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» - К-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами».
При возврате арендованных основных средств будет сделана запись К-т 001 «Арендованные основные средства».
Лизинг – это одна из разновидностей финансовой аренды. Его особенность заключается в том, что по договору аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное пользование для предпринимательских целей.
Лизинг также дает возможность арендодателю (лизингодателю) на условиях фирменного кредита реализовать дорогостоящее оборудование.
В свою очередь в течение длительного времени арендатор (лизингополучатель) без больших капитальных затрат постепенно оплачивает его в виде арендных платежей.
Лизингодатель является собственником приобретенного имущества в течение срока договора лизинга, до того момента когда лизингополучатель его выкупит. Для передачи в лизинг лизингодатель полученное имущество учитывает на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет 1 «Имущество для сдачи в аренду» и отражает проводками:
-на покупную стоимость: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
-на сумму НДС: Д-т 19 «НДС по приобретенным средствам» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
на первоначальную стоимость при постановке на учет: Д-т 03-1 «Доходные вложения в материальные ценности»- К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При лизинговых операциях возможны два варианта:
1. Переданное имущество в аренду продолжает числиться на балансе лизингодателя;
2. Сданное имущество в аренду числится на балансе лизингополучателя.
Рассмотрим эти варианты:
1.а) Операции у лизингодателя.
Все расходы в течение месяца для осуществление лизинговой деятельности лизингодатель собирает на дебете счета 20 «Основное производство» с кредита счетов 10, 70, 69, 02, 71,76.
В конце месяца их полностью списывают со счета 20 «Основное производство» на счет 90 «Продажи» в сумме фактических затрат: Д-т 90 - К-т 20.
Причитающаяся сумма лизинговых платежей по договору лизинга, включая НДС, отражается проводкой Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т 90 «Продажи».
Поступление лизинговых платежей: Д-т 51 «Расчетный счет» - К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» .
При возврате лизингового имущества и прекращении его использования как лизинг лизингодатель переводит его в состав собственных основных средств: Д-т 01/1 «Основные средства» - К-т 03/1 «Доходные вложения в материальные ценности».
в) Операции у лизингополучателя.
Принятое в аренду имущество принимается на учет Д-т 001 «Арендованные основные средства».
При возврате имущества лизингодателю делается запись К-т 001«Арендованные основные средства».
На сумму начисленной арендной платы: Д-т 20,44 - К-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами».
Перечисления арендной платы: Д-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» - К-т 51 «Расчетный счет».
2. а) Операции у лизингодателя.
Переданное в аренду имущество списывается с баланса лизингодателя проводками:
-на первоначальную стоимость Д-т 90 «Продажи» - К-т 03/1 «Доходные вложения в материальные ценности»;
-на договорную стоимость, т. е. на стоимость причитающегося платежа по договору аренды Д-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» - К-т 90 «Продажи».
Разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества, образовавшуюся на счете 90 «Продажи» по дебету, списывают на кредит счет 98 «Доходы будущих периодов».
На сумму поступивших лизинговых платежей Д-т 51 «Расчетный счет» - К-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами».
Одновременно на счет 91 «Прочие доходы и расходы» часть доходов будущих периодов списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» проводкой: Д-т 98 - К-т 91.
По окончании договора лизинга на счете 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» и 98 «Доходы будущих периодов» остатков не будет.
Стоимость лизингового имущества, переданного на баланс лизингополучателю, до момента его возврата или перехода права собственности к лизингополучателю (КОП), лизингодатель будет учитывать на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду» (ДОИ).
в) Операции у лизингополучателя. Принятое в аренду имущество лизингополучатель приходует следующими проводками:
-на договорную стоимость Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами»;
-на сумму НДС Д-т 19 «НДС по приобретенным средствам» - К-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» ;
-на первоначальную стоимость при постановке на учет Д-т 01/1 «Основные средства» - К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
-на сумму начисленной амортизации Д-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» - К-т 02/2 «Амортизация основных средств»;
-перечисление арендной платы Д-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» - К-т 51 «Расчетный счет».
По окончании договора аренды имущество подлежит возврату либо переходит в собственность лизингополучателя. В первом случае бухгалтерские записи следующие:
-списание начисленной амортизации Д-т 02/2 «Амортизация основных средств» - К-т 01/2 «Выбытие основных средств»;
-списание остаточной стоимости Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» - К-т 01/2 «Выбытие основных средств».
Во втором случае:
-на первоначальную стоимость Д-т 01/1 «Основные средства в организации» - К-т 01/2 «Выбытие основных средств»;
-на сумму начисленной амортизации Д-т 02/2 «Амортизация основных средств учитываемых на счете 03» - К-т 02/1 «Амортизация основных средств учитываемых на счете 01».[20]
Порядок признания расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения прибыли регламентируется ст. 260 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с данной статьей с 1 января 2002 г для целей налогообложения принимаются отчисления в резерв на ремонт основных средств, создаваемых по правилам бухгалтерского учета.
Организации отраслей материального производства на ремонт принимают фактические затраты к налоговому вычету в полном объеме в том налоговом периоде, когда они были осуществлены (пп.1 п.1 ст.260 НК РФ). Данные организации не ведут налоговый учет расходов на ремонт основных средств и включают их на расходы по обычным видам деятельности.