Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:39, дипломная работа
Перевод экономики на рыночные отношения продиктован логикой развития производительных сил на этапе перехода к системе свободного предпринимательства с использованием различных форм собственности.
Радикальная перестройка промышленного производства на основе введения нового хозяйственного механизма ориентирует промышленное предприятие на экономически обоснованное использование всех элементов производства, четкое взаимодействие которых при рациональной структуре средств производства позволяет обеспечить нормальную хозяйственную деятельность в новых экономических условиях.
ВВедение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. внеоборотные активы: понятие, состав, классификация, оценка и особенности учета отдельных объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Внеоборотные активы как раздел баланса,
понятие и их состав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Особенности учета отдельных объектов внеоборотных
активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2.1.Учет нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2.2. Учет основных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.2.3 Учет незавершенного строительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
1.2.4. Учет доходных вложений в материальные ценности . . . . . . 62
1.2.5. Учет вложений во внеоборотные активы . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
1.2.6. Учет отложенных налоговых активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2. Методология анализа внеоборотных
активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа . . 77
2.2. Анализ структурной динамики внеоборотных активов . . . . . 79
2.3. Анализ движения, состояния и эффективности использования внеоборотных активов предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
2.4. Факторный анализ фондоотдачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3. анализ внеоборотных активов НА ОАО ХК «НУРЛАТНЕФТЕПРОДУКТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
3.1. Общая характеристика ОАО ХК «Нурлатнефтепродукт» . . . .91
3.2.Особенности бухгалтерского учета на ОАО ХК «Нурлатнефтепродукт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
3.3.Анализ внеоборотных активов ОАО ХК
«Нурлатнефтепродукт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . 139
К-т 96 «Резервы предстоящих расходов».
В конце года при инвентаризации излишне зарезервированные суммы на резерв для осуществления ремонта сторнируются. Если окончание ремонтных работ с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в году, следующем за отчетным, остаток резерва не сторнируется. В конце ремонта лишняя сумма начисленного резерва относится на финансовые результаты (п. 77 методических указаний). В бухгалтерском учете составляется запись:
Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов» - К-т 91/1 «Прочие доходы».
Если фактические затраты на ремонт превышают сумму начисленного резерва, разница списывается на расходы организации проводкой:
Д-т 25 «Общепроизводственные расходы» - К-т 23 «Вспомогательное производство» , 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
либо делают дополнительную запись:
Д-т 25 «Общепроизводственные расходы» - К-т 96 «Резервы предстоящих расходов».
Аналитический учет операций по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется в ведомости № 15 и переносится в журнал-ордер № 10.
Когда ремонт основных средств выполняют хозяйственным способом, тогда затраты на ремонт предварительно относят в дебет счета 23 «Вспомогательное производство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», а по окончании ремонта списывают на счет 96 «Резервы предстоящих расходов», будет проводка:
Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов» - К-т 23«Вспомогательное производство».
При подрядном способе ремонтных работ на сумму акцептованного счета подрядчика составляют проводки:
Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и
Д-т 19«НДС по приобретенным ценностям» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Оплату счета подрядчика отражают проводкой:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т 51 «Расчетный счет».
Учетной политикой организации предусмотрено, что расходы на ремонт сначала списываются на расходы будущих периодов (Д-т 97 «Расходы будущих периодов» - К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 23 «Вспомогательное производство»), а затем в течение срока, определенного руководством организации, эти расходы равными долями списывают на себестоимость изготавливаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» - К-т 97 «Расходы будущих периодов»). В таком случае отнесение затрат на ремонт будет более равномерным и это позволит избежать скачков себестоимости.[7,18]
Модернизация или реконструкция объектов основных средств приводят к улучшению первоначальных нормативных показателей (увеличению срока полезного использования, мощности и т.п.). При этом затраты на модернизацию списывают на увеличение первоначальной стоимости основных средств.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные организациями промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства в размере фактических затрат, признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (ст. 260 Налогового кодекса РФ).
Рассмотрим ниже учет переоценки основных средств.
Целью переоценки, является приведение балансовой стоимости основных средств, в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства, особенно этот относится в период инфляции.
Особенностью переоценки основных средств, начиная с 1998 г., перестала быть обязанностью, а стала правом предприятий.
Согласно ПБУ 6/01 только коммерческие организации имеют право переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной (текущей) стоимости (не чаще одного раза в год), путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц суммы дооценки на добавочный капитал организации (счет 83 «Добавочный каптал», субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»).
Когда переоценка имущества проводится путем пересчета по рыночным ценам, в бухгалтерском учете расходы по оплате услуг специалистов-оценщиков относят на счет 26 «Общехозяйственные расходы».
Указанные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль, так как они напрямую связаны с предпринимательской деятельностью и получением дохода.
В бухгалтерском учете результаты переоценки отражаются в следующем порядке:
1. При применении повышающих коэффициентов:
-на сумму прироста первоначальной стоимости Д-т 01 «Основные средства» - К-т 83 «Добавочный капитал», субсчет 1»;
-одновременно на сумму превышения начисленной амортизации Д-т 83/1 «Добавочный капитал» - К-т 02 «Амортизация основных средств».
2. При применении понижающих коэффициентов:
-на сумму уменьшения балансовой стоимости (уценки):
Д-т 91 «Прочие расходы» - К-т 01 «Основные средства»;
-одновременно на сумму уменьшения начисленной амортизации:
Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 91 «Прочие доходы».
Если в предыдущие отчетные периоды эти объекты уценивались и эта сумма была отнесена на счет 91 «Прочие доходы и расходы» как операционный расход, то с 1 января 2002 г. согласно редакции п. 15 ПБУ 6/01 (Приказ Минфина России от 18.05.02 г. № 45н) сумму уценки основных средств следует относить на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» субсчет «Переоценка основных средств».
Исключением являются те объекты основных средств, которые раньше дооценивались. Тогда сумма уценки в пределах суммы предыдущей дооценки списывается в уменьшение добавочного капитала проводкой:
Д-т 83/1«Добавочный капитал» - К-т 01 «Основные средства»,
а сверх суммы предыдущей дооценки – на счет 84 «Нераспределенная прибыль» проводкой:
Д-т 84 «Нераспределенная прибыль» - К-т 01«Основные средства».
Одновременно на сумму амортизации:
-Д-т 02 «Амортизация основных средств»- К-т 83 «Добавочный капитал» – в пределах предыдущей дооценки;
-Д-т 02 «Амортизация основных средств»- К-т 84 «Нераспределенная прибыль» – сверх сумм предыдущей дооценки.
В ходе переоценки стоимость объектов, которые были уценены, может быть увеличена. В этом случае сумма дооценки, равная сумме предыдущей уценки, будет учитываться в составе внереализационных доходов:
Д-т 01 «Основные средства» - К-т 91/1 «Прочие доходы»,
Д-т 91/2 «Прочие расходы» - К-т 02 «Амортизация основных средств»,
а превышение суммы дооценки над суммой уценки включается в состав добавочного капитала и отражается в учете проводками:
Д-т 01«Основные средства» - К-т 83/1 «Добавочный капитал»
и на сумму дооценки амортизации:
Д-т 83/1 «Добавочный капитал» - К-т 02 «Амортизация основных средств».
В бухгалтерском учете результаты переоценки необходимо отражать только по окончанию того года, в котором она проводилась.
Их учитывают в балансе за I квартал во входящем сальдо на начало следующего года.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается рекомендациями организаций-изготовителей или налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями.
Организация списывает с бухгалтерского учета объекты основных средств. На их выбытие могут влиять различные причины:
-при продаже;
-безвозмездной передаче;
-передаче по договору мены;
-списание с баланса в случае морального и физического износа;
-передаче объектов в виде вклада в уставный капитал других организаций;
-ликвидации в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
Для обобщения информации данных операций, такие как выбытие основных средств и определения финансового результата используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Счет 91«Прочие доходы и расходы» активно-пассивный, в балансе сальдо не отражается и в конце месяца закрывается, он операционно-результативный.
Финансовый результат – это прибыль или убыток, полученный от списания основных средств. Определяют его путем сопоставления оборотов на счета 91 «Прочие доходы и расходы». Превышение оборота по кредиту показывает прибыль, которая списывается на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой Д-т 91/1 «Прочие доходы» - К-т 99 «Прибыли и убытки».
Превышение оборота по дебету на счете 91 «Прочие доходы и расходы» показывает убыток, и он будет списан со счета 91 «Прочие расходы» проводкой: Д-т 99 «Прибыли и убытки» - К-т 91 «Прочие расходы».
Списание объекта с баланса отражается проводками:
1. На сумму начисленной амортизации:
Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 01«Основные средства».
2. На сумму остаточной стоимости:
Д-т 91/2 «Прочие расходы» - К-т 01«Основные средства».
При длительном (по времени) процессе ликвидации объектов основных средств бухгалтерия может использовать субсчет 01/2 «Выбытие основных средств». В этом случае бухгалтерские проводки будут следующими:
-списывается первоначальная стоимость объекта:
Д-т 01/2 «Выбытие основных средств» - К-т 01 «Основные средства»;
-списывается сумма амортизации, начисленная за весь период его эксплуатации:
Д-т 02/1 «Амортизация основных средств» - К-т 01/2 «Выбытие основных средств»;
-списывается остаточная стоимость выбывшего объекта:
Д-т 91/2 «Прочие расходы» - К-т 01/2 «Выбытие основных средств» .
Ниже будет рассмотрен порядок консервации отдельных объектов основных средств.
Консервация – это вывод отдельных объектов основных средств из эксплуатации по причине сокращения объемов производства или смены ассортимента продукции, выполняемых работ и услуг, ликвидации структурных подразделений. Решение о консервации основных средств могут принять руководитель организации или министерства и ведомства или федеральные органы исполнительной власти.
Для осуществления консервации приказом руководителя назначается комиссия в составе представителя администрации, бухгалтерской, инженерно-технической службы и др. Эта комиссия оформляет протокол с решением о консервации основных средств и указывает перечень объектов, сроки и причины консервации. При необходимости проводится инвентаризация объектов основных средств. На основании протокола комиссии составляется акт о переводе основных средств на консервацию, который подписывается членами комиссии и материально ответственными лицами, за которыми числились эти объекты, далее утверждается руководителем организации.
В бухгалтерском учете эти объекты остаются в составе операционных расходов (Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» - К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»). Затраты по содержанию законсервированных мощностей и объектов (исключение затраты, возмещаемые за счет ведомственных источников) принимаются в целях налогообложения.
Если на консервацию переводятся объекты непроизводственного назначения, то затраты на их содержание списываются так же, как и прочие расходы: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
В случае перевода на консервацию объектов основных средств по решению федеральных органов власти, министерств и ведомств затраты на содержание могут компенсироваться ими:
Д-т 51 «Расчетные счета» - К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
Важно знать, что в соответствии с п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 2бн, по объектам основных средств, приостанавливается начисление амортизации, переведенным на консервацию по решению руководства на срок более 3 мес.
В хозяйственной деятельности учет амортизации законсервированных объектов, целесообразно вести на отдельных субсчетах, открываемых к счету 02: «Амортизация законсервированных основных средств», «Амортизация собственных основных средств». При переводе на консервацию делается проводка:
-Д-т счета 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация законсервированных основных средств»,
-К-т счета 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация собственных основных средств».
Стоимость объектов основных средств, находящихся на консервации по решению руководителя организации, участвует в расчете среднегодовой стоимости имущества и входит в налогооблагаемую базу.
Инвентаризация основных средств имеет свои особенности.
Положением о бухгалтерском учете и отчетности установлено, что инвентаризация основных средств проводится перед составлением годового отчета и не реже одного раза в год.
Цель инвентаризации – выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, уточнить данные бухгалтерского учета, проверить техническую документацию.
Инвентаризацию проводит комиссия, которая руководствуется приказом руководителя предприятия. По результатам инвентаризации составляется инвентаризационная опись (ф. № инв-1) в одном экземпляре по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств.