Введение в профессию бухгалтера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Работа нацеливает студентов на выбор карьеры и жизненных целей, способствует познанию технологии вузовского обучения, учит эффективно использовать личное время, прививает современную информационную и организационную культуру. В ней приводятся рекомендации относительно того, как планировать и организовывать свою учебную и профессиональную деятельность, овладевать навыками самоконтроля и самооценки, с пользой слушать и эффективно конспектировать лекции, готовиться к практическим и семинарским занятиям, работать во время экзаменационной сессии, научиться приемам рационального чтения учебной литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………5
Глава 1. Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития и профессии бухгалтера на среднесрочную перспективу………………….9
1.1.Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров…………………………………………………………………….9
1.2. Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях……………………………………………………….19
Глава 2. Бухгалтерский учет как сфера профессиональной деятельности. Место и роль бухгалтера в современном обществе…..33
2.1. Понятие профессии и профессиональной деятельности………33
2.2. Учетно-аналитический процесс основа деятельности бухгалтера и аудитора……………………………………………………………………….41
2.3. Профессиональные знания и умения, определяющие статус экономиста в области бухгалтерского учета………………………………..48
2.4. Этические принципы и социально-психологические аспекты бухгалтерской деятельности в рыночной экономике………………………51
2.5. Права, обязанности и ответственность бухгалтеров……………54
2.6. Профессиональное суждение как результат знания и компетентности бухгалтера и аудитора, его роль в оценке фактов и событий………………………………………………………………………..57
Глава 3. Понятия и термины основа профессионального языка экономиста……………………………………………………………………62
Глава 4. Организация и технология обучения………………………….67
4.1.Особенности обучения в вузе и развитие познавательной деятельности студента …………………………………………..67
4.2. Технология образовательного процесса по подготовке специалиста по бухгалтерскому учету……………………………………….74
4.3. Учебный план – основа организации учебного процесса….77
4.4. Структура и содержание основных специальных дисциплин учебного плана, формирующих экономиста по бухгалтерскому учету…84
4.4.1. Бухгалтерский финансовый учет………………………………..84
4.4.2. Бухгалтерский управленческий учет…………………………….86
4.4.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность………………………89
4.4.4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности……………………………………………………92
4.4.5. Анализ финансовой отчетности……………………………..95
4.4.6. Аудит……………………………………………………………97
4.4.7. Бухгалтерское дело……………………………………………103
4.5. Деканат и кафедры в системе управления учебным процессом, их взаимодействие со студентами…………………………106
Глава 5. Организация учебной деятельности студентов…………..109
5.1. Права и обязанности студентов………………………………109
5.2. Организация обучения и работы студентов в семестре и в период сессии………………………………………………………….112
5.2.1. Организация и методы эффективной учебной деятельности..112
5.2.2. Лекция как ценный источник получения и усвоения знаний..118
5.2.3. Семинары, практические занятия, дипломные и курсовые проекты как средство приобретения навыков творческой работы……127
5.2.4. Организация эффективной подготовки и сдачи экзаменов…131
5.3. Психологические аспекты самостоятельной работы в вузе и их развитие в процессе обучения………………………… 136
5.4. Учебники и учебные пособия в системе профессионального образования……………………………………………………….141
5.5.Основы персонального менеджмента и организации рабочего времени студента……………………………………………………………148
Глава 6. Источники экономической информации и технология конспектирования учебного материала………………………………….153
6.1. Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности………….153
6.2 Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала…………………………………………………………….160
Глава 7. Основы библиотечного дела и информационного обслуживания учебного процесса……………………………………………………………166
7.1. Информационная культура и роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в её формировании…………………………166
7.2. Библиографическое описание документа. Библиографическая запись………………………………………………………………………175
Глава 8. Вхождение в трудовую деятельность и карьерный рост бухгалтера……………………………………………………………………179
8.1. Адаптация в трудовом коллективе и продвижение по служебной лестнице………………………………………………………………..179
8.2. Бухгалтер – история успеха, будущее российского бухгалтерского учета сквозь призму времени…………………………………………………182
Заключение……………………………………………………………………187
Библиографический список…………………………………………………190
Приложения
- Советы первокурсникам как учиться в вузе
- Основные правила экономии рабочего времени
- Законы управления собой
-Методика конспектирования лекций и источников информации.
-Типовые примеры библиографического описания книг.

Файлы: 1 файл

Введение в профессию бухгалтера 9-1.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Андреев В. Д., Лисихина И.В.

 

 

 

 

 

 

Введение в профессию бухгалтера

(Путеводитель  по учебной жизни и вступлению в профессиональную деятельность для студентов младших курсов)

 

 

 

 

 

Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2008

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………5

Глава 1. Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития и профессии бухгалтера на среднесрочную перспективу………………….9

           1.1.Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров…………………………………………………………………….9

           1.2. Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в     современных условиях……………………………………………………….19

 Глава 2. Бухгалтерский учет как сфера профессиональной деятельности. Место и роль бухгалтера в современном обществе…..33

          2.1. Понятие профессии и профессиональной деятельности………33

           2.2. Учетно-аналитический процесс основа деятельности бухгалтера и аудитора……………………………………………………………………….41

          2.3. Профессиональные знания и умения, определяющие статус экономиста в области бухгалтерского учета………………………………..48          

          2.4. Этические принципы и социально-психологические аспекты бухгалтерской деятельности в рыночной экономике………………………51

           2.5. Права, обязанности и ответственность бухгалтеров……………54

          2.6. Профессиональное суждение как результат знания и компетентности  бухгалтера и аудитора, его роль в оценке фактов и событий………………………………………………………………………..57

Глава 3. Понятия и термины основа профессионального языка экономиста……………………………………………………………………62

Глава 4. Организация и технология обучения………………………….67

          4.1.Особенности обучения в вузе  и развитие познавательной   деятельности студента …………………………………………..67  

         4.2. Технология образовательного процесса по подготовке специалиста по бухгалтерскому учету……………………………………….74

                             4.3. Учебный план – основа организации учебного процесса….77           

        4.4. Структура и содержание основных специальных дисциплин        учебного плана, формирующих  экономиста по бухгалтерскому учету…84

         4.4.1. Бухгалтерский финансовый учет………………………………..84

         4.4.2. Бухгалтерский управленческий учет…………………………….86

         4.4.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность………………………89

        4.4.4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности……………………………………………………92

        4.4.5. Анализ финансовой отчетности……………………………..95

         4.4.6. Аудит……………………………………………………………97

         4.4.7. Бухгалтерское дело……………………………………………103

        4.5. Деканат и кафедры в системе управления учебным процессом, их  взаимодействие  со студентами…………………………106

Глава 5. Организация учебной деятельности студентов…………..109

        5.1. Права и обязанности студентов………………………………109

      5.2. Организация обучения и работы студентов в семестре и в период    сессии………………………………………………………….112

                           5.2.1. Организация и методы эффективной учебной деятельности..112

         5.2.2. Лекция как ценный источник получения и усвоения знаний..118

         5.2.3. Семинары, практические занятия, дипломные и курсовые проекты как средство приобретения навыков творческой работы……127

       5.2.4. Организация эффективной подготовки и сдачи экзаменов…131

        5.3. Психологические аспекты самостоятельной работы в вузе и их развитие в процессе           обучения………………………… 136

      5.4. Учебники и учебные пособия в системе профессионального   образования……………………………………………………….141

         5.5.Основы персонального менеджмента и организации рабочего времени студента……………………………………………………………148

Глава 6. Источники экономической информации и технология конспектирования учебного материала………………………………….153

6.1. Классификация источников и потоков экономической информации,  их использование в профессиональной деятельности………….153

6.2 Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала…………………………………………………………….160

Глава 7. Основы библиотечного дела и информационного обслуживания учебного процесса……………………………………………………………166

     7.1. Информационная культура  и роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в её формировании…………………………166

    7.2. Библиографическое описание документа. Библиографическая запись………………………………………………………………………175

Глава 8. Вхождение в трудовую деятельность и карьерный рост бухгалтера……………………………………………………………………179

      8.1. Адаптация в трудовом коллективе и продвижение по служебной лестнице………………………………………………………………..179

8.2. Бухгалтер – история успеха, будущее российского бухгалтерского учета сквозь призму времени…………………………………………………182

Заключение……………………………………………………………………187

Библиографический список…………………………………………………190

Приложения

-  Советы  первокурсникам как учиться в вузе

- Основные правила  экономии рабочего времени

- Законы управления  собой

-Методика конспектирования лекций и источников информации.

-Типовые примеры библиографического описания книг.

 

 

 

 

 

Введение

         Дорогие читатели!

    Перед вами учебник по введению в профессию бухгалтера, адресованный студентам вузов, где готовятся экономисты по специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Предмет, который вам предстоит изучить, не «рядовой» или «проходной», его нельзя «сдать» и забыть, как нельзя забыть самого себя. Бухгалтерский учет это неотъемлемая частица вашей будущей жизни и души. Ибо, как писал известный итальянский ученый в области бухгалтерского учета Винченцо  Джитти (1856-1945) –«бухгалтерский учет - это зеркало прошедшего, руководитель будущего…». А потому бухгалтерский учет и азы обучения в ВУЗе  необходимо не просто изучать, необходимо попытаться понять и постичь как самого себя или по выражению С.Н. Булгакова как « свой образ Божий».

      Авторы надеются, что внимательно прочитав книгу, вы будите лучше осознавать свою профессию, учиться и работать. Бухгалтерский учет имеет богатую историю. В первую очередь нам интересны люди прошлого, какие проблемы их волновали, и какой вклад они внесли в развитие бухгалтерского учета.

       Во- вторых, мы постарались изложить сущность и направления будущего развития бухгалтерского учета, но мы далеки от стремления навязывать свое мнение. Читатель вправе думать иначе, спорить с авторами учебника. Для этого в конце книги предлагается список литературы для углубленного изучения. Весь материал в учебнике сгруппирован в 8 главах, в которых раскрывается концепция и стандарты подготовки бухгалтеров и содержание бухгалтерского учета, сфера профессиональной деятельности, организация и технология обучения, основы вхождения в трудовую деятельность.

       Высокая конкурентоспособность выпускников на рынке труда является одним из основных показателей успешной деятельности вузов. Залогом такой конкурентоспособности молодых специалистов может быть только высокое качество их подготовки.

        Студенты - первокурсники это вчерашние школьники со «школьными» установками. У большинства из них еще не сформировано отношение к учебе в институте, к своей карьере, не выработаны жизненные цели, слабы представления об избранной специальности. Поэтому важно, чтобы они как можно скорее нашли для себя ответы на такие жизненно важные вопросы, как для чего они поступили в институт, почему они выбрали именно эту специальность, какие ставят перед собой жизненные цели, какими средствами собираются их достичь. Цели, которые ставят перед собой молодые люди, могут быть самыми различными. Это желание хорошо подготовиться к жизни, стать квалифицированным, востребованным специалистом, сделать карьеру, хорошо зарабатывать, занять престижное положение в обществе, реализовать себя, самоутвердиться, доказать родителям, друзьям, любимому человеку, что ты все можешь. Немаловажное значение также имеет развитие своих способностей, стремление понять себя и окружающий мир, уверенно чувствовать себя в нем, приобщаться к мировой науке и культуре, заниматься любимым делом, общаться с интересными людьми. Наконец, образование это инвестиции в самого себя. Занимаясь в вузе, студент приобретает капитал, который состоит из знаний, умений, интеллектуального потенциала. При этом успех в наращивании капитала зависит от того, насколько тренировано ваше мышление, память, воображение, воля и другие полезные качества. Вот на этот капитал  вы и будите жить, расходуя или приращивая его. Такой капитал – средство самозащиты в жизни, чем он основательнее, тем увереннее чувствует себя его обладатель.

         Осознание этих целей формирует ценностную базу человека, помогают студенту осознано подойти к обучению, к планированию карьеры, сформировать потребность в самосовершенствовании и в конечном итоге максимально эффективно использовать пять лет обучения в вузе для освоения избранной специальности. И здесь, существенное значение имеет приобретение профессиональных знаний и умений. Следует хорошо ознакомиться с основными источниками знаний по специальности и смежными областями. Тенденция последних лет такова, что бухгалтер рассматривается как непременный и активный участник процесса управления хозяйствующим субъектом, особенно в области финансовой политики. Поэтому в учебных планах сделан акцент на финансы, менеджмент, информационные технологии. Естественно, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющиеся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.

        Вместе с тем не следует игнорировать знание других предметов. Например, знание иностранного языка полезно для освоения международного учета, ведения бизнеса с иностранными партнерами, приобщения к Интернету, расширения знаний и успешной карьеры.

         Вообще ознакомление с любым предметом вузовской программы приносит определенную пользу. Студент получает знание основ общегуманитарных и социально-экономических наук, математических и естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных и специальных предметов. Многообразие изучаемых предметов помогает ориентироваться в океане научных и экономических знаний, развивает ту или иную сторону интеллекта, способствует формированию того, что называется общей культурой человека. Например, математика развивает логическое мышление, философия способность к абстракции, право воспитывает правовую культуру.

         Однако следует иметь в виду, что вузовское образование нацелено в основном на получение знаний, а не на приобретение умений, в связи с этим необходимо постараться освоить требуемые умения в ходе учебы в институте. Ибо знания это всего лишь инструмент для решения практических задач. Поэтому особое внимание следует уделять тем формам учебы, которые специально предназначены для приобретения умений. Ими могут быть производственная практика, лабораторные и практические работы, семинары, курсовые и дипломные работы и др.  Верный способ научиться каким либо практическим умениям также является участие в научной работе.

        Вместе с тем студенту в процессе обучения в вузе необходимо вырабатывать навыки общения, умения грамотно говорить и писать, развивать мышление, умение думать и учиться.

       Для оказания помощи студентам в решении этих и других проблем разработано и представляется  учебное пособие «Введение в профессию бухгалтера». Курс является организующей дисциплиной, его изучение дает целостное представление о системе подготовки по избранной специальности, методические установки для дальнейшего освоения профессии, помогает выделить общие и частные задачи обучения.  Главной целью такого  пособия является формирование у студента мировоззрения, способствующего осознанному отношению к учебным занятиям, планированию своей карьеры, к тому, чтобы начать её осуществление не после окончания учебы, а немедленно, с первого года обучения. При этом также студент нацеливается на осознанный выбор своих жизненных целей и места в рыночной экономике, глубокое понимание содержания и перспектив своей специальности.

         Курс «Введение в профессию бухгалтера» ставит цели: обучить технологии вузовского обучения, научить эффективно, использовать свое время, привить современную организационную культуру и культуру умственного труда, навыки работы с литературой, дать студентам объективное и полное представление о специальности бухгалтера, выработать стратегию на время учебы в университете. При этом ставиться также задача осознания студентами своих жизненных целей, места и роли в новых экономических условиях, разработки ими реальной программы личных действий для обеспечения трудоустройства и собственной карьеры. Курс нацеливает студентов на выбор карьеры и жизненных целей, способствует познанию технологии вузовского обучения, учит эффективно использовать личное время, прививает современную информационную и организационную культуру. В нем приводятся рекомендации относительно того, как планировать и организовывать свою учебную и профессиональную деятельность, овладевать навыками самоконтроля и самооценки, с пользой слушать и эффективно конспектировать лекции, готовиться к практическим и семинарским занятиям, работать во время экзаменационной сессии, научиться приемам рационального чтения учебной литературы.

Информация о работе Введение в профессию бухгалтера