Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:24, реферат
Работа нацеливает студентов на выбор карьеры и жизненных целей, способствует познанию технологии вузовского обучения, учит эффективно использовать личное время, прививает современную информационную и организационную культуру. В ней приводятся рекомендации относительно того, как планировать и организовывать свою учебную и профессиональную деятельность, овладевать навыками самоконтроля и самооценки, с пользой слушать и эффективно конспектировать лекции, готовиться к практическим и семинарским занятиям, работать во время экзаменационной сессии, научиться приемам рационального чтения учебной литературы.
Введение…………………………………………………………………………5
Глава 1. Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития и профессии бухгалтера на среднесрочную перспективу………………….9
1.1.Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров…………………………………………………………………….9
1.2. Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях……………………………………………………….19
Глава 2. Бухгалтерский учет как сфера профессиональной деятельности. Место и роль бухгалтера в современном обществе…..33
2.1. Понятие профессии и профессиональной деятельности………33
2.2. Учетно-аналитический процесс основа деятельности бухгалтера и аудитора……………………………………………………………………….41
2.3. Профессиональные знания и умения, определяющие статус экономиста в области бухгалтерского учета………………………………..48
2.4. Этические принципы и социально-психологические аспекты бухгалтерской деятельности в рыночной экономике………………………51
2.5. Права, обязанности и ответственность бухгалтеров……………54
2.6. Профессиональное суждение как результат знания и компетентности бухгалтера и аудитора, его роль в оценке фактов и событий………………………………………………………………………..57
Глава 3. Понятия и термины основа профессионального языка экономиста……………………………………………………………………62
Глава 4. Организация и технология обучения………………………….67
4.1.Особенности обучения в вузе и развитие познавательной деятельности студента …………………………………………..67
4.2. Технология образовательного процесса по подготовке специалиста по бухгалтерскому учету……………………………………….74
4.3. Учебный план – основа организации учебного процесса….77
4.4. Структура и содержание основных специальных дисциплин учебного плана, формирующих экономиста по бухгалтерскому учету…84
4.4.1. Бухгалтерский финансовый учет………………………………..84
4.4.2. Бухгалтерский управленческий учет…………………………….86
4.4.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность………………………89
4.4.4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности……………………………………………………92
4.4.5. Анализ финансовой отчетности……………………………..95
4.4.6. Аудит……………………………………………………………97
4.4.7. Бухгалтерское дело……………………………………………103
4.5. Деканат и кафедры в системе управления учебным процессом, их взаимодействие со студентами…………………………106
Глава 5. Организация учебной деятельности студентов…………..109
5.1. Права и обязанности студентов………………………………109
5.2. Организация обучения и работы студентов в семестре и в период сессии………………………………………………………….112
5.2.1. Организация и методы эффективной учебной деятельности..112
5.2.2. Лекция как ценный источник получения и усвоения знаний..118
5.2.3. Семинары, практические занятия, дипломные и курсовые проекты как средство приобретения навыков творческой работы……127
5.2.4. Организация эффективной подготовки и сдачи экзаменов…131
5.3. Психологические аспекты самостоятельной работы в вузе и их развитие в процессе обучения………………………… 136
5.4. Учебники и учебные пособия в системе профессионального образования……………………………………………………….141
5.5.Основы персонального менеджмента и организации рабочего времени студента……………………………………………………………148
Глава 6. Источники экономической информации и технология конспектирования учебного материала………………………………….153
6.1. Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности………….153
6.2 Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала…………………………………………………………….160
Глава 7. Основы библиотечного дела и информационного обслуживания учебного процесса……………………………………………………………166
7.1. Информационная культура и роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в её формировании…………………………166
7.2. Библиографическое описание документа. Библиографическая запись………………………………………………………………………175
Глава 8. Вхождение в трудовую деятельность и карьерный рост бухгалтера……………………………………………………………………179
8.1. Адаптация в трудовом коллективе и продвижение по служебной лестнице………………………………………………………………..179
8.2. Бухгалтер – история успеха, будущее российского бухгалтерского учета сквозь призму времени…………………………………………………182
Заключение……………………………………………………………………187
Библиографический список…………………………………………………190
Приложения
- Советы первокурсникам как учиться в вузе
- Основные правила экономии рабочего времени
- Законы управления собой
-Методика конспектирования лекций и источников информации.
-Типовые примеры библиографического описания книг.
Рис. 1. Стратегия развития отечественного бухгалтерского учета и отчетности
Важным условием дальнейшего развития
бухгалтерского учета является совершенствование
системы регулирования бухгалтерского
учета, что предполагает переориентацию
регулирования учетного процесса на бухгалтерскую
отчетность, ограниченное сочетание нормативных
предписаний федеральных властных структур
с профессиональными рекомендациями,
взвешенное использование международных
стандартов в национальном регулировании.
В стране в настоящее время действует
четырехуровневая система нормативного
регулирования отечественного бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности: законодательный,
нормативный, методический и организационно-
Наиболее целесообразным вариантом регулирования бухгалтерского учета в России считают предоставление функций регулирования и постановки бухгалтерского учета государственному органу (представляющему собой единый методологический центр нормативного регулирования системы бухгалтерского учета), действующему совместно с учетной общественностью, с постепенным переходом к общественным формам регулирования.
Важным инструментом проведения реформирования в стране является План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению[39].
Актуальным вопросом реформирования
становиться пересмотр форм бухгалтерского
учета вследствие их юридической значимости
и контрольных функций. Отраслевые формы
учетных регистров должны ориентироваться
на современные технические средства
автоматизации бухгалтерского учета.
При этом определяющими являются рациональность,
трудоемкость и экономическая целесообразность.
Перечень, формы и порядок ведения регистров
наряду с общегосударственными нормативными
документами должны регламентироваться
внутренними организационно-
Контрольные вопросы
Практические задания.
1.Составте блок-схемы основных направлений развития анализа и аудита.
2. Приведите таблицу определений понятий бухгалтерского дела
3.Составьте блок – схему реформирования бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу.
4.Составьте основной перечень дисциплин, предусматриваемых международными образовательными стандартами.
Глава 2. Бухгалтерский учет как сфера профессиональной деятельности. Место и роль бухгалтера в современном обществе.
Вы бывали в бухгалтерии? Я бывал в бухгалтерии
- везде цифры и цифры, и маленькие, и большие,
самые разные, а под конец все друг с другом
сходятся».
Учет! Удивительно интересно».
В.В.Маяковский
2.1. Понятие профессии и профессиональной деятельности.
Профессия - это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате: специальной подготовки и опыта работы. «Выбрав профессию отмечает,- писатель Сомерсет Моэм, - »Вы не свободны, Вы связаны законами своей профессии, вынуждены соблюдать те или иные правила поведения»…как амеба вбирает частицу инородного тела, так и профессионал усваивает литературу, что бы быть специалистом в своей собственной области, выбирает книги, служащие его целям [60 с.405, 430].
Сведения о составе и содержании специальностей и специализаций размещены в специальном едином перечне, который формируется и утверждается правительством страны, служит своеобразным заказом Министерству образования и науки для подготовки специалистов нужных стране направлений деятельности[9]. Новые специальности и специализации при их открытии подлежат государственной регистрации, в процессе которой устанавливаются квалификационные требования для обучения.
Всего в составе перечня насчитывается только по экономике и направлению 20 специальностей и более 200 специализаций. Порядок введения специализаций определен Инструктивным письмом Министерства образования и науки РФ.
Профессия учетного работника как экономической специальности возникла с обособлением учета в самостоятельный вид деятельности и развивалась вместе с ней[47].
Слово «бухгалтер» происходит от немецкого: Buch - книга, halter - держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйственных операций, или ответственный за организацию и правильное прочтение учетных данных». Бухгалтер – это специалист, обладающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.
Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер - делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В Венском государственном музее хранится приказ императора Максимилиана I от 13 февраля 1498 г., статья 5 которого гласит: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христофор Штехер, а в помощь к нему дать писца палаты по имени Ульриха Мерингера, который должен также присутствовать на всех совещаниях, касающихся счетоводства». В Германии до 1498г, лица, занимавшиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого времени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII веке при осуществлении реформ Петром I, в период возникновения торговых компаний, заводов, фабрик. Счетоводству уделялось в то время, соответствующее внимание, однако квалифицированных людей, умеющих правильно и грамотно вести бухгалтерские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был голландский купец Тиммерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. был назначен главным бухгалтером Петербургской таможни.
Развитие профессии бухгалтера осуществлялось как функционально, так и в содержательном отношении[98]. Вначале это был писец, владевший навыками счета, регистратор, затем счетовод, бухгалтер, руководитель учетной службы - главный бухгалтер организации. Позже к учетной профессии стали относить бухгалтеров-ревизоров, экономистов по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, внешних и внутренних аудиторов, специалистов по управленческому учету и контроллингу.
В настоящее время внутренние различия между разновидностями учетных профессий постепенно теряют свое первоначальное значение, профессия становится все более универсальной. Современный бухгалтер должен обладать навыками не только чисто учетной работы, но и при необходимости или по желанию быть ревизором, финансовым аналитиком, аудитором. Этому способствует соответствующий уровень бухгалтерского образования основные направления и компоненты, которого можно представить на нижеприводимом рис.2
Рис. 2. Основные направления и компоненты образовательного уровня профессионального бухгалтера
Профессия бухгалтера - родоначальник большинства экономических специальностей. Из бухгалтеров вышли первые финансисты и экономисты предприятий, ревизоры и аудиторы. Общепринято считать, что и в настоящее время для мастерского владения этими профессиями необходимо в совершенстве знать бухгалтерский учет, его методологию, правила составления финансовой отчетности и ее анализа.
Любая профессия под влиянием времени находится в постоянном развитии, учетная - не исключение. Из учетных профессий наиболее значительные изменения произошли в содержании работы, выполняемой работниками бухгалтерии. От простой регистрации, записей, главным образом прихода и расхода, фиксации долговых обязательств, выполняемых первыми бухгалтерами, она дошла до фиксации и обработки, данных сложнейшей совокупности учетных операций, отражающих возрастающее многообразие упорядоченной системы сбора, регистрации, обобщения и интерпретации информации об имуществе, обязательствах и результатах деятельности организации в современных рыночных условиях. При этом изменился уровень понимания профессии. Для бухгалтерской профессии (как и для других) существует три уровня профессиональной компетентности, а именно: понимание отдельных правил; понимание как устроена вся система правил; понимание того, почему такая система была создана, и соответственно, того, как изменить эту систему, чтобы она стала лучше выполнять свои функции.
Независимо от принадлежности к той или иной учетной специализации бухгалтерскую профессию как практическую деятельность по ведению учета отличают некоторые характерные особенности, среди которых важную роль играет владение определенными интеллектуальными навыками, приобретенными в результате практической работы и обучения[62]. Это особенно важно в связи с тем, что основные виды профессиональной деятельности специалиста весьма разнообразны и могут быть представлены: учетно-аналитической; контрольно-ревизионной; аудиторской; консалтинговой; организационно-управленческой, нормативно-методической и др. видами деятельности.
Умение вести учет в условиях конкретной организации, знание его техники и технологии, навыки счетного дела особенно важны на низовом уровне бухгалтерского дела. Именно этого обычно не хватает выпускникам вузов и начинающим бухгалтерам и аудиторам в течение первых лет их работы на предприятии. От бухгалтера требуется творческий, осмысленный подход, основанный на знаниях, полученных путем предварительного и последующего обучения, образования и самоподготовки.
Особенностью бухгалтерской профессии является приверженность бухгалтеров общему кодексу ценностей и поведения, включая объективность мышления[2]. Это означает, что профессиональные бухгалтеры должны особо ревностно стремиться к честности, правдивости, объективности, требуя этого не только от себя, но и от всех, с кем они имеют дело. И ни в коем случае они не должны быть похожи на персонажи А.П. Чехова, где в пьесе «Юбилей» бухгалтера Хирина за «приукрашенный» отчет обещают наградить золотым жетоном и выдать триста рублей [ 61 c.130] . Учет может и должен быть только достоверным, иначе это не бухгалтерский учет, а его имитация или профанация. Основные квалификационные параметры необходимые для бухгалтера малого предпринимательства можно систематизировать на следующей схеме.
Рис.3. Основные квалификационные требования к главному бухгалтеру малого предприятия
Бухгалтер любой специализации обязан всегда помнить о своих обязанностях перед обществом, видеть общественное предназначение своей профессии, ощущать ответственность за соблюдение общественных интересов.
Профессионализм - это величайшее мастерство, приобретенное и удерживаемое в какой-либо области знаний или умений. При этом следует иметь в виду, что профессиональные бухгалтеры не должны преувеличивать свои знания и опыт.
Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:
- достижение профессиональной компетентности;
- поддержание
профессиональной
Для достижения профессиональной компетенции первоначально необходимо получение высшего образования, после которого следует практическая работа.
Для поддержания профессиональной компетенции на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями в бухгалтерской и аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований.
Отличительными качествами профессионала-бухгалтера является обеспечение на основе профессиональных знаний формирования, анализа и использования для целей управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий, организации, учреждений и т.д. Этим самым бухгалтер способствует улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействует защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц. Объектами его профессиональной деятельности являются: оборотные и внеоборотные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и финансовые результаты в области основной, операционной инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.