Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:24, реферат
Работа нацеливает студентов на выбор карьеры и жизненных целей, способствует познанию технологии вузовского обучения, учит эффективно использовать личное время, прививает современную информационную и организационную культуру. В ней приводятся рекомендации относительно того, как планировать и организовывать свою учебную и профессиональную деятельность, овладевать навыками самоконтроля и самооценки, с пользой слушать и эффективно конспектировать лекции, готовиться к практическим и семинарским занятиям, работать во время экзаменационной сессии, научиться приемам рационального чтения учебной литературы.
Введение…………………………………………………………………………5
Глава 1. Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития и профессии бухгалтера на среднесрочную перспективу………………….9
1.1.Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров…………………………………………………………………….9
1.2. Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях……………………………………………………….19
Глава 2. Бухгалтерский учет как сфера профессиональной деятельности. Место и роль бухгалтера в современном обществе…..33
2.1. Понятие профессии и профессиональной деятельности………33
2.2. Учетно-аналитический процесс основа деятельности бухгалтера и аудитора……………………………………………………………………….41
2.3. Профессиональные знания и умения, определяющие статус экономиста в области бухгалтерского учета………………………………..48
2.4. Этические принципы и социально-психологические аспекты бухгалтерской деятельности в рыночной экономике………………………51
2.5. Права, обязанности и ответственность бухгалтеров……………54
2.6. Профессиональное суждение как результат знания и компетентности бухгалтера и аудитора, его роль в оценке фактов и событий………………………………………………………………………..57
Глава 3. Понятия и термины основа профессионального языка экономиста……………………………………………………………………62
Глава 4. Организация и технология обучения………………………….67
4.1.Особенности обучения в вузе и развитие познавательной деятельности студента …………………………………………..67
4.2. Технология образовательного процесса по подготовке специалиста по бухгалтерскому учету……………………………………….74
4.3. Учебный план – основа организации учебного процесса….77
4.4. Структура и содержание основных специальных дисциплин учебного плана, формирующих экономиста по бухгалтерскому учету…84
4.4.1. Бухгалтерский финансовый учет………………………………..84
4.4.2. Бухгалтерский управленческий учет…………………………….86
4.4.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность………………………89
4.4.4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности……………………………………………………92
4.4.5. Анализ финансовой отчетности……………………………..95
4.4.6. Аудит……………………………………………………………97
4.4.7. Бухгалтерское дело……………………………………………103
4.5. Деканат и кафедры в системе управления учебным процессом, их взаимодействие со студентами…………………………106
Глава 5. Организация учебной деятельности студентов…………..109
5.1. Права и обязанности студентов………………………………109
5.2. Организация обучения и работы студентов в семестре и в период сессии………………………………………………………….112
5.2.1. Организация и методы эффективной учебной деятельности..112
5.2.2. Лекция как ценный источник получения и усвоения знаний..118
5.2.3. Семинары, практические занятия, дипломные и курсовые проекты как средство приобретения навыков творческой работы……127
5.2.4. Организация эффективной подготовки и сдачи экзаменов…131
5.3. Психологические аспекты самостоятельной работы в вузе и их развитие в процессе обучения………………………… 136
5.4. Учебники и учебные пособия в системе профессионального образования……………………………………………………….141
5.5.Основы персонального менеджмента и организации рабочего времени студента……………………………………………………………148
Глава 6. Источники экономической информации и технология конспектирования учебного материала………………………………….153
6.1. Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности………….153
6.2 Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала…………………………………………………………….160
Глава 7. Основы библиотечного дела и информационного обслуживания учебного процесса……………………………………………………………166
7.1. Информационная культура и роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в её формировании…………………………166
7.2. Библиографическое описание документа. Библиографическая запись………………………………………………………………………175
Глава 8. Вхождение в трудовую деятельность и карьерный рост бухгалтера……………………………………………………………………179
8.1. Адаптация в трудовом коллективе и продвижение по служебной лестнице………………………………………………………………..179
8.2. Бухгалтер – история успеха, будущее российского бухгалтерского учета сквозь призму времени…………………………………………………182
Заключение……………………………………………………………………187
Библиографический список…………………………………………………190
Приложения
- Советы первокурсникам как учиться в вузе
- Основные правила экономии рабочего времени
- Законы управления собой
-Методика конспектирования лекций и источников информации.
-Типовые примеры библиографического описания книг.
Профессиональная деятельность в любой сфере требует от специалиста высокой эрудиции и знаний, поэтому, для развивающихся личностей нет предела самосовершенствованию в избранной профессии. Вместе с тем к усвоению знаний должен быть системный подход, ибо, как говорил Козьма Прутков « специалист подобен флюсу: полнота его одностороння»[50 c.102].
Процесс освоения новых знаний, а впоследствии и генерация идей распределяются по времени на всю сознательную жизнь специалиста-профессионала. Поскольку, знать можно очень много, но все знать невозможно, необходима специализация профессионала на каком-либо одном процессе, виде деятельности, операции, так как другие физически невозможно охватить. В смежных областях знаний бухгалтеру нужно разбираться настолько, чтобы его не могли ввести в заблуждение свои и сторонние партнеры. Лицу, принимающему решение, необходимо четко осознать: там, где кончается его эрудиция для оценки ситуации, начинается взаимодействие на доверии другим лицам, сокращается возможность влиять на окончательное решение, а риск неблагоприятного исхода ситуации резко возрастает. Основной гарантией успеха специалиста-бухгалтера в бизнесе является уверенность в своих возможностях и развитие их. Лестница деловой карьеры бухгалтера высока. Она включает в много ступенек (уровней):
На каждой из ступеней деловой карьеры бухгалтера все более усложняется объект управления, расширяется диапазон внешних связей, возрастают степень ответственности и характер стимулов для продвижения вверх или удержания своего положения, определяются навыки и стиль работы.
Каждый специалист-профессионал в своей деловой практике ищет разнообразия видов деятельности для совершенствования своих умений и выбора их наилучших сочетаний в процессе создания своего уникального, отражающего его наилучшие качества, занятия (кредо, амплуа, достижения). По происшествии времени, проясняется вершина профессиональной карьеры, мера ее общественного признания, степень удовлетворенности специалиста-профессионала результатами своей деятельности.
Умение воспроизводить и пополнять знания, - одно из неотъемлемых качеств профессионала. Это качество определяет возможности быстро переключаться с одной темы деятельности на другую, прослеживать и находить логические связи во множестве новых явлений, сопровождающих действия бухгалтера в реальной жизни. Ведь профессионалами становятся, а специалистов - учат.
Стиль работы главного бухгалтера раскрывается в манере поведения по отношению к подчиненным, позволяющей влиять на них и побуждать делать то, что в данный момент нужно.
2.2. Учетно-аналитический процесс основа деятельности бухгалтера и аудитора.
Учет – это философия всего бизнеса, его язык.
Р.А. Фаулки
Основное содержание деятельности бухгалтера и аудитора составляет информационно-аналитическая работа. Информационная часть работы заключается в сборе, обработке и предоставлении обобщенных данных. Аналитическая часть работы включает в себя изучение и интерпретацию экономической информации с целью принятия управленческих решений. Это можно представить на нижеприводимой блок-схеме.
Рис. 4. Учетно-аналитический процесс как информационная функция управления
Любой факт в хозяйственной деятельности предприятия для отражения в бухгалтерском учете должен быть оформлен соответствующим первичным оправдательным документом, который описывает его содержание, дает денежное измерение и подтверждает достоверность и законность. Документ (лат. documentum) буквально означает образец, свидетельство, доказательство, вошло в русский язык из немецкого в 1708 г. Примерами первичных учетных документов являются накладная при продаже или покупке ценностей, платежное поручение при поступлении или списании средств с расчетного счета предприятия и т.д. Правильно оформленные первичные документы служат основанием для записей в бухгалтерском учете, давая начало учетной информации. Для бухгалтера есть правило: «Нет документа – нет записи в бухгалтерском учете».
Первичные учетные документы содержат
экономическую и юридическую
информацию, обосновывая записи в
бухгалтерском учете, а также
для руководства и управления
хозяйственной деятельностью
В Российской Федерации законодательно установлены требования, предъявляемые к первичным учетным документам, а именно:
В первичных документах имеется большое количество данных об операциях, которые накапливаются и систематизируются в учетных регистрах. Под словом «регистр» (лат. registrum) в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые записывают данные из первичных документов. Применяемые в настоящее время учетные регистры разнообразны по внешнему виду и материальному носителю.
С развитием производства, усложнением хозяйственных связей, увеличением количества совершаемых и учитываемых фактов хозяйственной жизни, возрастанием объемов собираемой и перерабатываемой информации совершенствовались учетные регистры, которые в настоящее время могут иметь как бумажную основу (книги, отдельные листы, карточки), так и храниться в памяти ПК либо на любом носителе другого вида (дискета, CD-диск и т.д.).
Информация, содержащаяся в первичных учетных документах и регистрах учета, является внутренней информацией и закрыта для пользователей вне организации. Внутренняя информация используется только внутренними пользователями, т.е. администрацией, собственниками, менеджерами различных уровней управления для разработки и принятия эффективных решений по управлению деятельностью предприятия.
Обобщенные результаты фактов хозяйственной жизни за определенный период времени из учетных регистров переносятся в бухгалтерскую отчетность[6]. Бухгалтерская отчетность выступает как средство наблюдения пользователями за работой предприятия или организации. В бухгалтерской отчетности в сжатом виде представлена информация об основных показателях хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь:
Эти показатели должны давать возможность внешним пользователям делать правильные выводы и принимать обоснованные решения. Внешними пользователями бухгалтерской отчетности во всем мире являются: реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом. При этом каждый из них стремится с помощью бухгалтерской отчетности удовлетворить определенные потребности в информации.
Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.
Взаимодействие с внешним миром может быть эффективным для предприятия лишь при условии существования высокоорганизованной системы управления. Качество экономических, технологических и других решений напрямую связано со своевременностью, достоверностью и полнотой учетно-экономической информации, получаемой управленческим персоналом. Учет объективно составляет информационную подсистему механизма управления предприятием. Посредством учета образуется единое целое из информационной системы и процесса выбора того или иного пути развития. В связи с развитием и усложнением системы управления организации среди целей бухгалтерского учета не последнее место в ХХ в. заняла подсистема управленческого учета. В рамках учета для целей управления формируются внутренние отчеты. Благодаря управленческому учету анализируются данные, необходимые для принятия тактических и стратегических управленческих решений в деятельности организации (например, формирование новых направлений внешней и внутренней политики организации, изменение ее структуры, разработка среднесрочных и долгосрочных программ развития).
Бухгалтер, получая и контролируя данные первичных документов, накапливая и группируя экономическую информацию, формируя показатели отчетности и предоставляя ее пользователям, реализует информационную функцию. При этом он должен хорошо знать законодательство и нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности[8,11].
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация
не является нейтральной, если посредством
отбора или формы представления
она влияет на решения и оценки
пользователей с целью
В то же время выполнение информационной функции позволяет грамотному бухгалтеру объяснять (интерпретировать) полученные отчетные показатели, оценивать их динамику и причины происходящих изменений.
Изучение обобщенных показателей в их взаимосвязи и выявление влияния отдельных факторов на полученные результаты деятельности организации составляют сущность экономического анализа.
Экономический анализ – это система специальных знаний, которая направлена на повышение экономической эффективности деятельности организации. В ходе анализа исследуются экономические процессы в их взаимосвязи; изучается обоснованность бизнес-планов и дается объективная оценка их выполнения; дается количественная оценка положительным и отрицательным факторам; раскрываются тенденции и пропорции хозяйственного развития, определяются неиспользованные внутрихозяйственные резервы; обобщается передовой опыт; обеспечивается принятие оптимальных управленческих решений.
Объектами экономического анализа являются все составляющие хозяйственной деятельности организации, которые количественно выражаются соответствующими показателями. К этим сторонам, прежде всего, относятся:
Экономический анализ хозяйственной деятельности организаций, их структурных подразделений проводится на основе информации, отражаемой в системе плановых показателей, в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Результаты анализа в виде качественных и количественных характеристик предоставляются заинтересованным лицам для оценки ситуации и принятия управленческих решений.
Учитывая интересы всех заинтересованных пользователей, в основе формирования бухгалтерской информации должно лежать профессиональное суждение бухгалтера в области формирования финансовой информации, которое напрямую влияет на состав и содержание бухгалтерской отчетности.
В ходе изучения экономической и другой информации аудиторы применяют знания в области бухгалтерского учета и отчетности, экономического анализа. Они должны хорошо разбираться в специфических условиях деятельности каждой организации и их влиянии на систему документирования, способах ведения учета и формирования показателей бухгалтерской отчетности, давать оценку форме и содержанию предоставленных сведений. Вместе с тем аудит не предполагает формулирование независимого мнения о качестве отчетных данных организации путем повторения (дублирования) всего комплекса бухгалтерской работы. Поэтому в ходе аудита используются собственные профессиональные приемы и правила (стандарты).
Таким образом, учетный процесс сегодня – это информационный процесс, имеющий целью отражение в бухгалтерской отчетности сведений, удовлетворяющих потребности ее пользователей, влияющий на систему управления организации, величину получаемых финансовых результатов, уточнение принимаемых управленческих решений, основанный также на профессиональном умении анализировать и прогнозировать бизнес.