Введение в профессию бухгалтера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Работа нацеливает студентов на выбор карьеры и жизненных целей, способствует познанию технологии вузовского обучения, учит эффективно использовать личное время, прививает современную информационную и организационную культуру. В ней приводятся рекомендации относительно того, как планировать и организовывать свою учебную и профессиональную деятельность, овладевать навыками самоконтроля и самооценки, с пользой слушать и эффективно конспектировать лекции, готовиться к практическим и семинарским занятиям, работать во время экзаменационной сессии, научиться приемам рационального чтения учебной литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………5
Глава 1. Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития и профессии бухгалтера на среднесрочную перспективу………………….9
1.1.Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров…………………………………………………………………….9
1.2. Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях……………………………………………………….19
Глава 2. Бухгалтерский учет как сфера профессиональной деятельности. Место и роль бухгалтера в современном обществе…..33
2.1. Понятие профессии и профессиональной деятельности………33
2.2. Учетно-аналитический процесс основа деятельности бухгалтера и аудитора……………………………………………………………………….41
2.3. Профессиональные знания и умения, определяющие статус экономиста в области бухгалтерского учета………………………………..48
2.4. Этические принципы и социально-психологические аспекты бухгалтерской деятельности в рыночной экономике………………………51
2.5. Права, обязанности и ответственность бухгалтеров……………54
2.6. Профессиональное суждение как результат знания и компетентности бухгалтера и аудитора, его роль в оценке фактов и событий………………………………………………………………………..57
Глава 3. Понятия и термины основа профессионального языка экономиста……………………………………………………………………62
Глава 4. Организация и технология обучения………………………….67
4.1.Особенности обучения в вузе и развитие познавательной деятельности студента …………………………………………..67
4.2. Технология образовательного процесса по подготовке специалиста по бухгалтерскому учету……………………………………….74
4.3. Учебный план – основа организации учебного процесса….77
4.4. Структура и содержание основных специальных дисциплин учебного плана, формирующих экономиста по бухгалтерскому учету…84
4.4.1. Бухгалтерский финансовый учет………………………………..84
4.4.2. Бухгалтерский управленческий учет…………………………….86
4.4.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность………………………89
4.4.4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности……………………………………………………92
4.4.5. Анализ финансовой отчетности……………………………..95
4.4.6. Аудит……………………………………………………………97
4.4.7. Бухгалтерское дело……………………………………………103
4.5. Деканат и кафедры в системе управления учебным процессом, их взаимодействие со студентами…………………………106
Глава 5. Организация учебной деятельности студентов…………..109
5.1. Права и обязанности студентов………………………………109
5.2. Организация обучения и работы студентов в семестре и в период сессии………………………………………………………….112
5.2.1. Организация и методы эффективной учебной деятельности..112
5.2.2. Лекция как ценный источник получения и усвоения знаний..118
5.2.3. Семинары, практические занятия, дипломные и курсовые проекты как средство приобретения навыков творческой работы……127
5.2.4. Организация эффективной подготовки и сдачи экзаменов…131
5.3. Психологические аспекты самостоятельной работы в вузе и их развитие в процессе обучения………………………… 136
5.4. Учебники и учебные пособия в системе профессионального образования……………………………………………………….141
5.5.Основы персонального менеджмента и организации рабочего времени студента……………………………………………………………148
Глава 6. Источники экономической информации и технология конспектирования учебного материала………………………………….153
6.1. Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности………….153
6.2 Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала…………………………………………………………….160
Глава 7. Основы библиотечного дела и информационного обслуживания учебного процесса……………………………………………………………166
7.1. Информационная культура и роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в её формировании…………………………166
7.2. Библиографическое описание документа. Библиографическая запись………………………………………………………………………175
Глава 8. Вхождение в трудовую деятельность и карьерный рост бухгалтера……………………………………………………………………179
8.1. Адаптация в трудовом коллективе и продвижение по служебной лестнице………………………………………………………………..179
8.2. Бухгалтер – история успеха, будущее российского бухгалтерского учета сквозь призму времени…………………………………………………182
Заключение……………………………………………………………………187
Библиографический список…………………………………………………190
Приложения
- Советы первокурсникам как учиться в вузе
- Основные правила экономии рабочего времени
- Законы управления собой
-Методика конспектирования лекций и источников информации.
-Типовые примеры библиографического описания книг.

Файлы: 1 файл

Введение в профессию бухгалтера 9-1.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

      С учетом реализации поставленных целей студентам читается курс лекций  по введению в специальность, готовятся и публично защищаются рефераты, проводиться учебно-ознакомительная практика по бухгалтерскому учету.

     Одним словом, курс «Введение в специальность» является путеводителем по учебной жизни студента, введением в профессию бухгалтера. Представьте себе, что ваша учеба в вузе – это большое путешествие, и оно пройдет более успешно, если вы будите иметь подробную карту маршрута.

 

Глава 1.  Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития и профессии бухгалтера на среднесрочную перспективу.

Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств,

ибо все нуждаются  в нем, а он ни в ком не нуждается;

без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем 

и люди не смогли бы понимать друг друга.

Б. де Солозано

 

 1.1.Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки    бухгалтеров.

 

       Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т. е. применения знаний на практике.

       Главной задачей российской образовательной политики в настоящее время является повышение  качества образования на основе сохранения его фундаментальности, адекватного  удовлетворения актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, соответствие критериям интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.

 Развитие бухгалтерского  образования заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности [5,9,13]. В Российской Федерации 263 вуза (из них 142 государственных) ежегодно выпускают около 30 000 бухгалтеров.

ЮНКТАД ООН в октябре 2003 г. утвердил типовую программу  учебной подготовки профессиональных бухгалтеров "Разработка международной учебной программы в области бухгалтерского дела и других квалификационных требований", которая в целом учитывает все требования стандартов бухгалтерского образования [53].

Данная учебная программа - лишь одно из направлений установления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Полная система этих критериев состоит из следующих компонентов: общих знаний и навыков; профессионального (технического) образования; квалификационных экзаменов; необходимого практического опыта; непрерывности профессионального образования; программы сертификации.

Типовая учебная программа  предназначена для формального  обучения профессиональных бухгалтеров  на самом высоком уровне в любой стране мира.

Поэтому в области  развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу предусматривается:

- осуществлять постоянный  мониторинг качества программ  обучения руководителей и специалистов  заинтересованных организаций согласно международным стандартам финансовой отчетности, предусматривающий регулярное внесение изменений в соответствующие курсы высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;

- устанавливать квалификационные  требования к специалистам организаций,  применяющих международные стандарты  финансовой отчетности при подготовке  и представлении консолидированной  финансовой отчетности, а также  к аудиторам и аудиторским  организациям, оказывающим аудиторские услуги в данных организациях;

- обеспечить необходимые условия  для проведения дополнительного  (послевузовского) профессионального  образования и переподготовки  специалистов в области бухгалтерского  учета и аудита, связанного с внедрением МСФО;

- проводить аттестацию главных  бухгалтеров организаций, подпадающих  под обязательный аудит бухгалтерской  отчетности, и иных бухгалтерских  работников, осуществляющих бухгалтерские  услуги на профессиональной основе.

Для профессионального бухгалтера высшее бухгалтерское образование в соответствии с международными стандартами бухгалтерского образования является предквалификационным образованием.

            Поэтому при определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области согласно Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу особое внимание обращено:

а)  на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;

б) на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного 
управления;

в)  на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика, и т.п.;

г)   на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке 
бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;

д) на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

е)  на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;

ж)  на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.

       В 2003году Россия вошла в число европейских стран – участниц Болонского процесса. Участие России в Болонском процессе вызвало необходимость разработки нового государственного образовательного стандарта для двух ступеней образования – бакалавров и магистров. Это дополнительный шанс модернизировать отечественное образование и повысить его качество.

     При этом бакалавриат должен обеспечить подготовку высококвалифицированных бухгалтеров, а магистратура – высококомпетентного специалиста, который будет не только хорошо выполнять учетные функции, но еще и хорошо понимать и свое дело, и смежные проблемы юриспруденции, микро – и макроэкономики. Отсюда бакалавр – это профессионал, квалифицированно выполняющий учетную работу, а магистр – человек, который хорошо понимает смысл этой работы.

С переходом на двухуровневую  систему образования, перераспределяется учебная нагрузка между курсами, изменяется режим работы студентов. Основой обучения останутся лекции и семинарские (практические) занятия, но наряду с ними самостоятельная работа студента будет приобретать все большее и большее значение. В связи с этим повышенное внимание будет уделяться интерактивным методам обучения.    

Одним из направлений  достижения целей реформирования образования является   разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, разделяемых всем профессиональным сообществом.  Профессиональная сертификация должна осуществляться путем совмещения подготовки бухгалтеров через традиционную систему высшего и среднего специального образования и в системе дополнительной профессиональной подготовки. При этом, исходя из международных образовательных стандартов, подготовка профессиональных бухгалтеров должна включать курсы финансового менеджмента, бихевиоризма, этики бизнес отношений, профессиональных ценностей и этики, международного бизнеса и проблем глобализации и др. Также необходима координация программ высших учебных заведений (академической) и профессиональной подготовки бухгалтеров в России. Несмотря на высокий уровень теоретической подготовки студентов российских вузов, большинство выпускников не обладают достаточной профессиональной практикой, имеют пробелы в знании МСФО, профессионального английского языка и бизнес-коммуникаций. Существует необходимость существенного увеличения правовой и финансово-аналитической подготовки выпускников,  практической ориентированности отдельных курсов. Отсюда, следует, что подготовка профессиональных бухгалтеров возможна лишь при конструктивном взаимодействии академического и профессионального образования. Поэтому необходима выработка российской (национальной)  идеологии и техники формирования образовательного ценза профессионального бухгалтера с использованием западного опыта. Внедрение МСФО в России потребовало существенных изменений в системе подготовки бухгалтеров и аудиторов. За последние годы был реализован целый комплекс мер в рассматриваемой сфере:

 внесены концептуальные  изменения в содержание вузовской  подготовки бухгалтеров и аудиторов;  разработан и внедрен новый  государственный образовательный  стандарт высшего профессионального  образования по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"; созданы учебно-методические комплексы по дисциплине "Международные стандарты учета и финансовой отчетности". Проведенный опрос респондентов показал, что система высшего образования положительно реагирует на внедрение МСФО. На "хорошо" и "отлично" (по пятибалльной системе) эти преобразования не случайно оценили 66% респондентов. Данный показатель был наиболее высоким в группах бухгалтеров - 69%, студентов - 73% и преподавателей - 77% [24].

      Следует отметить, что существенную роль в подготовке бухгалтеров играет

международная федерация бухгалтеров (IFAC) созданная в 1978 г. Это крупнейшая в мире бухгалтерская организация, объединяющая более 2 млн. профессионалов, представляющих 156 организаций из 114 стран мира. Это – единственная  международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования. В идеологическом плане роль Федерации исключительно весома. Международные аудиторские стандарты, кодекс профессиональной этики и международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров разрабатываются непосредственно под эгидой IFAC. Что касается осуществляемой в настоящее время модернизации МСФО, то  Федерация участвует в этом процессе опосредованно через Совет по международным стандартам бухгалтерского учета.

Основными направлениями  работы IFAC на ближайшие годы будут: дальнейшее участие в разработке стандартов учета и аудита;  усиление значимости кодекса профессиональной этики; внедрение системы международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров.

При этом одним из условий достижения поставленных целей является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, разделялись бы всем профессиональным сообществом, а с другой,- не противоречили бы соответствующим национальным регуляторам стран-членов IFAC. Поскольку абсолютной унификации подготовки бухгалтеров во всех странах достичь невозможно, то в стандартах IFAC изложены наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, и рекомендации по набору знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер[53,65]. Эти требования изложены в семи международных образовательных стандартах:

IES 1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;

IES 2 «Содержание программ профессионального образования»;

IES 3 «Профессиональные навыки»;

IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;

IES 5 «Требования к практической подготовке»;

IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;

IES 7 «Система непрерывного профессионального образования».

Общая идея стандартов заключается  в идентификации определенного  минимума квалификационных требований в трех областях: образовательные и профессиональные знания; практический опыт; система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков. В стандартах определяются области знаний, которые должны быть отражены в конкретной программе подготовки профессионального бухгалтера, но не дается содержание наполнения предметов. Подразумевается, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов. Учебная программа подготовки является унифицированной, поскольку распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. При этом согласно концепции англо-американской бухгалтерской школы  квалификация »бухгалтер» в известном смысле понимается как более широкая, чем квалификация «аудитор».

Информация о работе Введение в профессию бухгалтера