Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:24, реферат
Работа нацеливает студентов на выбор карьеры и жизненных целей, способствует познанию технологии вузовского обучения, учит эффективно использовать личное время, прививает современную информационную и организационную культуру. В ней приводятся рекомендации относительно того, как планировать и организовывать свою учебную и профессиональную деятельность, овладевать навыками самоконтроля и самооценки, с пользой слушать и эффективно конспектировать лекции, готовиться к практическим и семинарским занятиям, работать во время экзаменационной сессии, научиться приемам рационального чтения учебной литературы.
Введение…………………………………………………………………………5
Глава 1. Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития и профессии бухгалтера на среднесрочную перспективу………………….9
1.1.Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров…………………………………………………………………….9
1.2. Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях……………………………………………………….19
Глава 2. Бухгалтерский учет как сфера профессиональной деятельности. Место и роль бухгалтера в современном обществе…..33
2.1. Понятие профессии и профессиональной деятельности………33
2.2. Учетно-аналитический процесс основа деятельности бухгалтера и аудитора……………………………………………………………………….41
2.3. Профессиональные знания и умения, определяющие статус экономиста в области бухгалтерского учета………………………………..48
2.4. Этические принципы и социально-психологические аспекты бухгалтерской деятельности в рыночной экономике………………………51
2.5. Права, обязанности и ответственность бухгалтеров……………54
2.6. Профессиональное суждение как результат знания и компетентности бухгалтера и аудитора, его роль в оценке фактов и событий………………………………………………………………………..57
Глава 3. Понятия и термины основа профессионального языка экономиста……………………………………………………………………62
Глава 4. Организация и технология обучения………………………….67
4.1.Особенности обучения в вузе и развитие познавательной деятельности студента …………………………………………..67
4.2. Технология образовательного процесса по подготовке специалиста по бухгалтерскому учету……………………………………….74
4.3. Учебный план – основа организации учебного процесса….77
4.4. Структура и содержание основных специальных дисциплин учебного плана, формирующих экономиста по бухгалтерскому учету…84
4.4.1. Бухгалтерский финансовый учет………………………………..84
4.4.2. Бухгалтерский управленческий учет…………………………….86
4.4.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность………………………89
4.4.4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности……………………………………………………92
4.4.5. Анализ финансовой отчетности……………………………..95
4.4.6. Аудит……………………………………………………………97
4.4.7. Бухгалтерское дело……………………………………………103
4.5. Деканат и кафедры в системе управления учебным процессом, их взаимодействие со студентами…………………………106
Глава 5. Организация учебной деятельности студентов…………..109
5.1. Права и обязанности студентов………………………………109
5.2. Организация обучения и работы студентов в семестре и в период сессии………………………………………………………….112
5.2.1. Организация и методы эффективной учебной деятельности..112
5.2.2. Лекция как ценный источник получения и усвоения знаний..118
5.2.3. Семинары, практические занятия, дипломные и курсовые проекты как средство приобретения навыков творческой работы……127
5.2.4. Организация эффективной подготовки и сдачи экзаменов…131
5.3. Психологические аспекты самостоятельной работы в вузе и их развитие в процессе обучения………………………… 136
5.4. Учебники и учебные пособия в системе профессионального образования……………………………………………………….141
5.5.Основы персонального менеджмента и организации рабочего времени студента……………………………………………………………148
Глава 6. Источники экономической информации и технология конспектирования учебного материала………………………………….153
6.1. Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности………….153
6.2 Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала…………………………………………………………….160
Глава 7. Основы библиотечного дела и информационного обслуживания учебного процесса……………………………………………………………166
7.1. Информационная культура и роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в её формировании…………………………166
7.2. Библиографическое описание документа. Библиографическая запись………………………………………………………………………175
Глава 8. Вхождение в трудовую деятельность и карьерный рост бухгалтера……………………………………………………………………179
8.1. Адаптация в трудовом коллективе и продвижение по служебной лестнице………………………………………………………………..179
8.2. Бухгалтер – история успеха, будущее российского бухгалтерского учета сквозь призму времени…………………………………………………182
Заключение……………………………………………………………………187
Библиографический список…………………………………………………190
Приложения
- Советы первокурсникам как учиться в вузе
- Основные правила экономии рабочего времени
- Законы управления собой
-Методика конспектирования лекций и источников информации.
-Типовые примеры библиографического описания книг.
Согласно трактовке IFAC под профессиональным бухгалтером понимается член национального института, входящего в состав IFAC. Что касается России, то под определение профессионального бухгалтера, т.е. специалиста, имеющего отношение к международной практике учета и аудита, подпадают лишь члены ИПБ России. Тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе профессиональный бухгалтер) рассматривается как непременный и активный участник процесса управления хозяйствующим субъектом, особенно в области финансовой политики. Поэтому в программе международных стандартов сделан акцент на финансы, менеджмент, информационные технологии. Естественно, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющееся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.
Основная задача федерации
Международная федерация
бухгалтеров выступила
Наряду с международными профессиональными организациями значительное место в формировании системы международной системы учета занимают национальные организации. Так в апреле 1997 г. в Российской Федерации создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР).
Учредителями некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров России» (ИПБ России) являются высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.
В различных регионах России создаются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), целью которых является консолидация усилий всех заинтересованных организаций территории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона. Уже создано 65 ТИПБ. Все они самостоятельные юридические лица, одним из учредителей которых является ИПБ России. Подготовку профессиональных бухгалтеров осуществляют около 200 учебно-методических центров (УМЦ), функционирующих практически во всех регионах страны. На сегодняшний день подготовлено и аттестовано более 100 тыс. профессиональных бухгалтеров. Из них членами ИПБ России являются свыше 80 тыс. чел.
Осознание причастности
к общему делу, законам и традициям
выражается, в том числе в появлении
определенной символики, которая раскрывает
основные правила существования
сообщества. У международного сообщества
бухгалтеров-аудиторов таким
Контрольные вопросы
9.Символика сообщества бухгалтеров и аудиторов, её роль в повышении престижа профессии.
Практические задания
2.Составьте примерный учебный план бакалавра или магистра.
3. Составьте блок-схему основных направлений подготовки кадров.
1.2. Сущность
бухгалтерского дела и
Определение понятия «бухгалтерское дело» в специальной литературе на сегодняшний день отсутствует, однако, изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием «счетоводство».
Согласно определению, представленному в Большом бухгалтерском словаре, счетоводство - это совокупность принципов учета, а также процесс ведения бухгалтерского учета путем регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации.
«Счетоводство», являясь синонимом терминов «бухгалтерия», «книговодство», «книговедение», дает право считать её наукой и техникой бухгалтерского дела одновременно [21]. Известно, что наука о бухгалтерском учете очень молодая, ей немногим более ста лет. В основу методологии учета лежит анализ процедур по исчислению финансовых результатов. Ученые выделяют четыре теории: 1) правовую (юридическую), 2) психологическую (биховеристическую), 3) информационную, 4) лингвистическую. Все они дополняют друг друга, каждая отвечает какой-то необходимой цели. Это позволяет каждый объект бухгалтерского учета разбирать с необходимой подробностью и полнотой.
В современных условиях объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета [55]. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности.
В теории и практике в понятие бухгалтерский учет включают первичное документирование и документооборот, совокупность учетных регистров, систему счетов аналитического и синтетического учета, проведение инвентаризации и определение порядка составления внутренней и внешней отчетности[6.11].
В целом можно сказать, что бухгалтерское дело - это система измерения, обработки и представления информации об определенном хозяйствующем субъекте[33]. Эта работа представляет собой целенаправленно организованный процесс получения, обработки и передачи документально обоснованной информации о наличии, движении и использовании средств, потребление части этой информации работниками бухгалтерии для контроля юридической обоснованности экономических актов, экономичности хозяйствования, планирования и прогнозирования результатов производственной и коммерческой деятельности.
Умение организовать и осуществлять учет, использовать его данные - это искусство, требующее профессиональных знаний.
Функционально практическим осуществлением бухгалтерского учета в большинстве организаций занимается особый экономический отдел, служба -бухгалтерия - во главе с главным бухгалтером. Ее деятельность регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими общими и специальными законами и нормативными актами государства, определяющими нормы хозяйственного права, утверждающими необходимость учета, обязательность внешней отчетности, ее состав и общие принципы составления. Действующее законодательство обязывает учреждения и организации вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Важными для практической реализации системы бухгалтерского учета являются единый план счетов, методические рекомендации и указания по первичному документированию, составу затрат, оценке активов и пассивов, начислению амортизации основных средств, расчету налогооблагаемых показателей и т.п., утверждаемые финансовыми и статистическими органами, Центральным банком РФ и др.
Из сказанного следует, что бухгалтерское дело – это не только ведение бухгалтерского учета на предприятии, но и организация системы его функционирования в стране и мире.
Общее методологическое
и организационное
Основными требованиями по организации и осуществлению бухгалтерского дела в общегосударственном масштабе являются:
• обязательность ведения бухгалтерского учета для всех организаций, имеющих статус юридического лица;
• обеспечение единообразия в методике учета имущества, обязательств и финансовых результатов деятельности, а также хозяйственных операций по их формированию и изменению;
Органы, которым федеральными законами представлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь действующим законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по
бухгалтерскому учету, устанавливающие
принципы, правила и способы ведения организациями
учета хозяйственных операций, составления
и представления бухгалтерской
отчетности;
в) другие нормативные акты
и методические указания по вопросам
бухгалтерского учета.
Следует отметить, что в России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, изложенных в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).
Необходимость регламентации и регулирования бухгалтерского дела с общегосударственных позиций обусловлена рядом причин, среди которых главными являются обеспечение, защита и гарантия соблюдения интересов собственников хозяйствующего субъекта, его инвесторов, кредиторов и других третьих лиц. Важными являются также налоговые соображения и требования единой государственной и международной статистики. В большинстве своем это конституционные требования к органам государственной власти, призванным обеспечить экономический порядок во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов между собой, с государством и его налоговыми органами, собственниками и наемным персоналом. Частично в этом проявляется экономическая роль государства в регулировании рыночной экономики каждой страны.
В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет все более ориентируется на удовлетворение информационных потребностей внешних потребителей данных финансовой отчетности. Для целей внутреннего управления используют систему управленческого учета, для налоговых целей - показатели и регистры налогового учета[59].
Сопоставляя
различные аспекты
Главным содержанием
функций и назначением