Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:45, курс лекций

Описание работы

1. Экономическая сущность налогов.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно–историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

Файлы: 1 файл

nalogi_otvety.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении налогообложения в Республике Беларусь  будут использованы  приведенные классификационные признаки.

  1. Элементы налогов, налоговые термины, понятие налогов. 

Элементы налогообложения

 Налог считается установленным  только в случае, когда определены  его плательщики и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка (ставки);

5) порядок исчисления;

6) порядок и сроки уплаты.

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика НК РБ, таможенное законодательство Таможенного союза, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Объектами налогообложения могут выступать товар, работа, услуга, их реализация, доход, поэтому  для целей налогообложения необходимо их четкое определение.

Товаром для целей налогообложения признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок.

Доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью НК или актами Президента Республики Беларусь.

 Дивидендом для целей налогообложения  признается любой доход, начисленный  унитарным предприятием собственнику  его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному  участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

Процентами для целей налогообложения признается любой доход, начисленный по облигациям, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, депозитам и иным долговым обязательствам (кроме предусматривающих участие в прибылях).

Для исчисления налога необходимо определить налоговую базу и применить к ней налоговую ставку.  Налоговая база – это стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения. Она устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по видам могут быть твердые (в абсолютной сумме), процентные или адвалорные (в процентах от стоимости) и комбинированные (сочетание твердых и процентных ставок).

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь или таможенным законодательством Таможенного союза, а по местным налогам и сборам –  местными Советами депутатов в соответствии с НК РБ.

Налоговый период – это период времени (календарный год, квартал), по окончании которого определяют налоговую базу, исчисляют сумму налога, сбора (пошлины).  Налоговый период может включать несколько отчетных периодов.

Еще одним элементом налогообложения являются налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные актами налогового законодательства, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.  Использование налоговых льгот позволяет плательщику увеличить сумму средств, остающихся в его распоряжении для производственного и социального развития. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1) освобождения от налога, сбора (пошлины);

2) дополнительных налоговых вычетов  и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

3) пониженных налоговых ставок;

4) возмещения суммы уплаченного  налога, сбора (пошлины);

5) в ином виде, установленном  Президентом Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода их действия. Плательщик также вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования. Налоговые льготы, которые не использованы плательщиком, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:

1) плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот;

2) налоговое обязательство возникло в период действия правовых оснований для использования налоговых льгот;

3) не истекло три года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования налоговых льгот.

Порядок исчисления налогов, сборов (пошлин). Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.  В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) и могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Несоблюдение установленных сроков уплаты налоговых платежей влечет применение налоговых санкций.

Порядок уплаты налогов, сборов (пошлин). Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) либо в ином порядке, установленном налоговым и (или) таможенным законодательством. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательными актами.

  1. Сущность налоговой системы.

Понятие «налоговая система» является одним из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения.

Многообразие определений налоговой системы, выработанных как правовой, так и экономической наукой за последние годы приводит современных исследователей к трактовке данного социально-правового феномена в широком и узком смыслах.

В узком смысле под налоговой системой понимается система налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории государства.

При трактовке налоговой системы в широком смысле под налоговой системой понимается достаточно большая гамма ее элементом, основным из которых является совокупность налогов и сборов. «Налоговая система представляет собой сложное комплексное социальное образование, элементами которого являются система налогов, налоговое право, органы, осуществляющие налоговую деятельность, сама налоговая деятельность, включающая учет, контроль, а также принуждение к осуществлению налоговых обязанностей»

Налоговая система представляет собой не только систему налогов, сборов (пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.

Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

- подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на основе их использования, то ее можно считать оптимальной;

-подсистема, построенная на основе организационно-эко--номических, или внутринациональных, принципов, на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

 



 

  1. Организационные принципы построения налоговой системы.

Принципы – основополагающие начала, направления, выражающие сущность отрасли права. Для налогового права характерны следующие принципы:

- принципы публичности установления  и взимания налогов и сборов. Обязательные платежи устанавливаются  с целью создания централизованных  фондов финансовых средств публичной власти и имеют общественно возмездный характер. Государство не должно финансировать потребности, отличные от потребностей общества.

Этот принцип развивает положение о социальном характере государства (ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Беларусь), политика которого направлена на создание условий для свободного и достойного развития личности (ч. 2 ст. 2 Конституции Республики Беларусь).

Данный принцип связывает налогового право с бюджетным. Именно в рамках бюджетного процесса парламентарии как представители плательщиков налогов утверждают планы государственных доходов и расходов, предварительно скорректировав налогового законодательство.

          - принцип  законности – предполагает, что  и исполнительные органы (должностные  лица) при применении налогово-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и действующее законодательство.

- принцип юридического равенства  плательщиков налогов -  их общие  и равные права, а также ответственность  в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права и (или) ответственность, которые не могли бы быть распространены на других.

- принцип всеобщности (обязательности). Каждое лицо обязано уплачивать  установленные законодательством  налоги, сборы и пошлины, по которым оно признается плательщиком. Обязанность для юридических лиц и физических лиц уплаты налогов и неналоговых платежей установлена ч. 1 ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь. данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 56 Конституции Республики Беларусь, предусматривающей обязанность граждан республики участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

- принцип равномерного распределения  налоговой нагрузки – распределение налоговой нагрузки среди плательщиков с учетом потенциальных возможностей внесения соответствующих сумм в централизованные денежные фонды государства.

- принцип стабильности налогового  законодательства – неизменность  норм и правил, регулирующих налоговые правоотношения. Данный принцип предполагает, что изменения в налоговое законодательство не должны вноситься в течение финансового года, а общие правила не могут изменяться (отменяться) до того срока, который был первоначально установлен законодателем.

Реализация принципов налогового права позволяет в полной мере использовать функции налогового права.

  1. Особенность формирования налоговой системы Республики Беларусь.

 

  1. Система налогового  законодательства РБ.

 

  1. Налог на добавленную стоимость: методы исчисления, плательщики.

1 Налог на добавленную стоимость (НДС): сущность налога, основные  элементы налогообложения

НДС – универсальный косвенный налог, представляющий собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости (добавленной стоимости), формируемой на всех стадиях производства и реализации. НДС включается в отпускную цену товаров, работ, услуг, и является наиболее значимым в структуре налоговых платежей. Его доля в налоговых доходах бюджета Беларуси за 2012 год составила 22,1 %. НДС широко распространен в большинстве стран мира благодаря таким качествам, как: 1) высокая доходность и продуктивность (под обложение НДС попадает широкий круг товаров, работ, услуг и НДС менее других (прямых) налогов зависит от колебаний в экономике); 2) эффективность воздействия на интересы налогоплательщика (при рациональной организации НДС обеспечивает нейтральность налогообложения). К недостаткам НДС можно отнести регрессивность, сложность администрирования, значительные затраты по созданию методической базы.

Информация о работе Лекции по "Налогам"