Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:45, курс лекций
1. Экономическая сущность налогов.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно–историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.
- за выбросы загрязняющих
- за выбросы загрязняющих
Льготы по налогу установлены в виде понижения ставок налога (понижающие коэффициенты приведены выше), уменьшения исчисленной суммы налога и освобождения от уплаты налога. Например: освобождаются от уплаты крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3-х лет с момента регистрации. Уменьшение исчисленной суммы налога предусмотрено для плательщиков, направляющих капитальные вложения на строительство, реконструкцию объектов размещения, обезвреживания, использования отходов производства и др. цели защиты окружающей среды. При этом право на уменьшение размера экологического налога возникает у субъекта хозяйствования, начиная с того налогового периода (квартала), в котором осуществлены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений, при условии соответствующего отражения на счетах бухгалтерского учета, но не более исчисленной суммы экологического налога. Сумма освоенных (оплаченных) капитальных вложений, не зачтенная в отчетном налоговом периоде, может учитываться в следующих налоговых периодах, в том числе и в следующем году.
Пример. Организация в апреле 2013 года осуществляет реконструкцию газоочистных установок. В 1 квартале сумма произведенных капитальных вложений составляет 5 000 млн. рублей (оплата произведена во II квартале 2013 года). Сумма произведенных капитальных вложений за II квартал 2013 года составляет 60 000 тыс. рублей (в том числе оплаченных – 50 000 млн. рублей). Исчисленная сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ составляет за II квартал 2013 года 45 000 млн. рублей.
Организация в 1 квартале 2013 года не вправе применить льготу, так как капитальные вложения не оплачены. Можно применить льготу во II квартале 2013 года на сумму 45 000 млн. рублей в пределах исчисленного налога. Льготу по оставшейся части капитальных вложений – 20 000 млн. руб. (65 000 – 45 000) – можно применить после того, как произойдет оплата капитальных вложений и в пределах сумм начисленного налога.
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:
- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сбросов сточных вод;
- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
- озоноразрушающих веществ, в том
числе содержащихся в
Налоговая база определяется плательщиками по каждому объекту налогообложения на основе данных первичного учета
Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал.
Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, установленной МНС РБ.
Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.
Налоговые декларации за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в налоговые органы не представляются.
Уплата экологического налога, за исключением налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.
Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм налога за захоронение отходов производства.
Следует отметить, что нормами НК РБ плательщикам экологического налога предоставлено право применять упрощенный порядок уплаты экологического налога, согласно которому сумма экологического налога может исчисляться ими исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. Такой порядок вправе применять плательщики экологического налога при наличии установленных годовых лимитов. При этом плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в данном порядке, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) в два этапа:
1) не позднее 20 апреля текущего календарного года исходя из установленного лимита. Уплата экологического налога производится по выбору плательщика: один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;
2) не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов. Не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производится доплата экологического налога. В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК РБ.
Суммы экологического налога включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.
Пример. Организация имеет разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в котором указаны следующие объемы выбросов:
- ксилол (3-й класс опасности) – 0,25 т/год;
- сероводород (2-й класс опасности) – 0,15 т/год;
- ртуть (1-й класс опасности) – 0,0013 т/год .
Организация приняла решение исчислять экологический налог по упрощенной схеме, то есть исходя из установленного годового лимита. Фактические объемы выбросов за 2013 г. составили: ксилол – 0,23 т; сероводород –0,13 т; ртуть – 0,0012 т.
Ставка экологического налога за выбросы в атмосферный воздух ксилола составляет – 1255225 рублей, ртути – 126835814 рублей, сероводорода – 3796698 рублей.
В декларации, представленной по сроку 20 апреля, организация укажет следующие суммы экологического налога:
- по ксилолу 300 тыс. рублей (0,25×1255225);
- по ртути 200 тыс. рублей (0,0013×126835814);
- по сероводороду 600 тыс. рублей (0,15×3796698).
Итого годовая сумма экологического налога согласно лимиту составит 1100 тыс. рублей. В данном случае организация за I–III кварталы 2013 г. уплачивает экологический налог ежеквартально в размере 275 тыс. рублей (1/4 годовой суммы налога, исчисленной исходя из установленного лимита). По сроку 20 января 2014 года организация представит налоговую декларацию, в которой отразит сумму экологического налога, исчисленную исходя из фактических выбросов за год. За IV квартал 2013 г. исчисление и уплата экологического налога производится исходя из фактических годовых выбросов загрязняющих веществ с учетом сумм налога, уплаченных в I–III кварталах 2013 г.
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов по своей сути является платой за природопользование, используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования (через установление лимитов добычи природных ресурсов). Это республиканский налог, формирующий местные бюджеты (областные и базового уровня).
Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Не признаются плательщиками бюджетные организации.
Объектами налогообложения признается добыча (изъятие) природных ресурсов, указанных в ст. 211 НК РБ: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; мела, известняка, доломита; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды; соли калийной, каменной; нефти и других ресурсов.
Не признаются объектом налогообложения:
- добыча нефтяного попутного
газа, полезных ископаемых, остающихся
во вскрышных, вмещающих породах,
в отвалах или отходах
- изъятие полезных ископаемых
из недр при строительстве
подземных частей зданий, сооружений
и иных объектов строительства,
не связанное с добычей
- добыча грунта, песка, песчано-гравийной смеси для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов (ФОД).
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (Сдоб.), за исключением ставок налога за добычу нефти и соли калийной, устанавливаются в белорусских рублях согласно приложению 10 к НК РБ
Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки:
Ндоб. = ФОД × Сдоб.
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяется:
- как фактический объем
- как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения адвалорной ставки налога).
Сумма налога в отношении соли калийной определяется по формуле
Н доб. с. к. = ФОДс.к. × Сспециф. +ФОРэксп. × Цсредневзв. × Садвалорн.,
где ФОДс.к. . – фактический объем добычи (изъятия) соли калийной (в пересчете на оксид калия); Сспециф. – специфическая ставка налога (в рублях); ФОРэксп. – фактический объем реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь; Цсредневзв. – средневзвешенная цена реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь; Садвалорн. – адвалорная (процентная) ставка налога.
Средневзвешенная цена определяется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь исходя из информации плательщиков о фактических объемах реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь: в стоимостном выражении (исходя из объема фактической реализации в иностранной валюте, пересчитанного по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на последнее число истекшего налогового периода) и в натуральном выражении (в физическом весе в тоннах).
При расчете суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти налоговая ставка определяется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на последнее число истекшего налогового периода.
За превышение установленных лимитов (объемов) добычи природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных лимитов (если законодательством предусмотрено установление лимитов) налог взимается в десятикратном размере установленной ставки налога.
Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу нефти, признается календарный квартал.
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.