Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:45, курс лекций
1. Экономическая сущность налогов.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно–историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.
Вычетам подлежат
В книге покупок регистрируются документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг) и оплату НДС по приобретенным ресурсам, товарам, работам, услугам. С 2010 года ведение книги покупок для получения налогового вычета не является обязательным (это право плательщика, закрепляемое в его учетной политике).
Пример. Фирма для производства продукции закупила материалы стоимостью 50 млн. руб. (без НДС). НДС, предъявленный поставщиком материалов в сумме 10 млн. руб., отражен в книге покупок. Отпускная стоимость произведенной и реализованной продукции (без НДС) – 120 млн. руб. Ставка НДС –20 %. Значит, НДС, исчисленный и предъявленный покупателям продукции, составит 24,0 млн. руб. (120 млн. руб. х 20/100). Выручка от реализации продукции = 144,0 млн. руб. (120+24,0). НДС, включаемый в налоговые вычеты, составит 10 млн. руб. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составит 14 млн. руб. (24 – 10).
Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании деклараций на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров в Республику Беларусь.
Вычеты сумм НДС при реализации товаров за пределы Республики Беларусь осуществляются только при наличии документального подтверждения вывоза этих товаров за пределы Республики Беларусь. Срок представления подтверждающих документов – не позднее 180 дней с даты отгрузки (передачи) товара, даты оформления таможенной декларации.
Вычет сумм НДС производится в полном объеме независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если налоговые вычеты приходятся на обороты по реализации объектов, облагаемых по ставкам 0 %, 10 %, 9,09 %, а также в случаях, указанных в пункте 23 ст. 107 НК РБ. В иных случаях вычет сумм НДС производится нарастающим итогом в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Если сумма налоговых вычетов согласно налоговой декларации по НДС превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то плательщик не уплачивает НДС, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы НДС в следующем налоговом (отчетном) периоде, или возврату плательщику. Если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет более 3000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком заявления на возврат НДС, налоговый орган вправе по собственной инициативе или инициативе плательщика провести внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) этих сумм.
Если плательщик реализует товары (работы, услуги), налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, то плательщик должен распределить общую сумму налоговых вычетов по НДС между этими оборотами, применив метод удельного веса либо метод раздельного учета (основан на информации бухгалтерского и налогового учета о суммах НДС, предъявленных (уплаченных) при приобретении, ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав). Применяемый метод распределения налоговых вычетов утверждается приказом об учетной политике. При применении первого метода вначале рассчитывается удельный вес каждого вида оборота по реализации в общей сумме оборота по реализации отчетного периода. Суммой оборота признается сумма налоговой базы и НДС. Затем определяется сумма налоговых вычетов, приходящаяся на определенный оборот по реализации.
Суммы НДС, уплаченные (предъявленные) при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, вычитаются плательщиками в очередности, установленной пунктом 25 статьи 107 гл. 12 НК РБ.
Не подлежат вычету суммы НДС, относимые на затраты плательщика по производству и реализации объектов, освобождаемых от НДС, а также суммы налога, относимые на увеличение стоимости приобретенных объектов.
Пример. Организация в январе текущего года приобрела материалы и комплектующие на сумму 420 000 тыс. руб., в том числе НДС – 70000 тыс. руб.
За отчетный период организация имела следующие показатели:
1) сумма оборота по реализации, облагаемого по ставке 20 % , 2 400 000 тыс. руб.;
2) сумма оборота по реализации, облагаемого по ставке 0 % , 600 000 тыс. руб.;
3) сумма оборота по реализации, освобожденного от НДС , 400 000 тыс. руб.
Необходимо определить сумму налоговых вычетов, приходящихся на различные обороты.
Решение:
1) общая сумма оборотов по реализации = 2 400 000 + 600 000 + 400 000 = 3 400 000 тыс. руб.;
2) определим удельный вес
2.1 удельный вес оборотов, освобожденных от налога, составит:
(400 000 : 3 400 000) × 100 % = 11, 7647 %;
2.2 удельный вес оборотов по реализации, облагаемых по нулевой ставке, составит :
(600 000: 3 400 000) × 100 % = 17, 65 %;
3) налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, освобожденные от НДС = 70 000 × 11, 7647 : 100 = 8235,29 тыс. руб. (эта сумма НДС не подлежит вычету, а относится на себестоимость реализованной продукции);
4) налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, облагаемые НДС по нулевой ставке = 70 000 × 17,65:100 =12355 тыс. руб. (эта сумма НДС подлежит вычету в полном объеме, независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации);
5) налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, облагаемые НДС по ставке 20 % = 70 000 – 8235,29 – 12355 = 49409,71 тыс. руб. (эта сумма НДС подлежит вычету в первую очередь в пределах суммы НДС, исчисленной по реализации).
Налоговым периодом по НДС признается календарный год, отчетным периодом – календарный месяц или календарный квартал (по выбору плательщика).
Налоговая декларация (расчет) по НДС (далее – декларация по НДС) составляется нарастающим итогом с начала года и представляется в налоговый орган по месту регистрации плательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Заполнение декларации по НДС осуществляется на основании Инструкции, утвержденной постановлением МНС. В декларацию включаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым наступил момент фактической реализации в отчетном периоде. В декларации по НДС производится расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за отчетный период, исходя из суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и суммы налоговых вычетов. Источниками информации для заполнения налоговой декларации по НДС являются:
- данные бухгалтерского учета о приобретении (ввозе) и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- данные первичных учетных и расчетных документов, содержащие реквизиты по НДС;
- данные книги покупок (если
плательщик ведет книгу
Декларация по НДС состоит из двух частей: «Расчет суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» и «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь». В декларации по НДС указываются реквизиты плательщика и налогового органа, в который представляется декларация, а также период, за который она представляется.
Уплата НДС по реализации объектов производится нарастающим итогом с начала года не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата НДС по товарам, ввозимым в Республику Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза, производится импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Уплата НДС по товарам, ввозимым в Республику Беларусь с территории третьих стран, производится импортером в белорусских рублях до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под соответствующие таможенные процедуры.
Акцизы – вид косвенного налога, который включается в цены подакцизных товаров и является одноступеньчатым налогом, то есть взимается только один раз – при ввозе подакцизных товаров налог уплачивает импортер товара, а при реализации произведенных подакцизных товаров акцизы уплачивает производитель товара. Акцизы выполняют двоякую роль. Во-первых, это один из важных источников дохода бюджета. Его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2012 год составила 10,7 %. Акциз является республиканским налогом, формирующим доходы республиканского бюджета. Во-вторых, акцизы – это средство регулирования спроса и предложения, а также ограничения потребления. Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (мотоциклы, автомобили и т. п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров (алкогольных и табачных изделий).
Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл. 13 Особенной части НК РБ, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами, регулирующими взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Плательщиками акцизов признаются организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, на которых в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством возложена обязанность по уплате акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Плательщиками, производящими подакцизные товары, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизных товаров из любого вида сырья (давальческого или собственного) и (или) с использованием подакцизных товаров. К производству подакцизных товаров относятся также розлив подакцизной алкогольной продукции и пива, контрактное производство табачных изделий.
Плательщиками признаются также организации и индивидуальные предприниматели при реализации (передаче) газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного для заправки транспортных средств через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования.
Объектами налогообложения акцизами являются:
1) подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые, в том числе безвозмездно) ими на территории Республики Беларусь;
2) ввозимые на территорию
В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых и (или) реализуемых на ее территории. Ставки акцизов могут устанавливаться двух видов:
1) в абсолютной сумме на
2) в процентах от стоимости
подакцизных товаров или
Плательщики обязаны обеспечить раздельный учет реализации подакцизных товаров, облагаемых акцизами по различным ставкам, а также подакцизных товаров, освобожденных от обложения акцизами. Ставки акцизов на все подакцизные товары установлены согласно приложению 1 к НК РБ в твердой сумме.
В НК РБ существуют особенности определения налоговой базы по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов. Так, налоговая база определяется:
1) при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:
- как объем реализованных (переданных)
подакцизных товаров в
- как стоимость реализованных (переданных)
подакцизных товаров, определяемая
исходя из отпускных цен без
учета акцизов, – по подакцизным
товарам, в отношении которых
установлены процентные (
Следует отметить, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров;
2) при ввозе подакцизных товаров
на территорию Республики
- как объем подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
- как таможенная стоимость
3) при реализации (передаче) ввезенных
на территорию Республики
- как объем подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, ввезенным на территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
- как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.
Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) подакцизных товаров.
Налоговые льготы в виде освобождения от акцизов применяются:
1) при реализации подакцизных
товаров в магазинах