Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:45, курс лекций

Описание работы

1. Экономическая сущность налогов.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно–историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

Файлы: 1 файл

nalogi_otvety.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (за исключением налога в отношении нефти и соли калийной), может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога (см. экологический налог).

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов (либо без установленных лимитов) уплачиваются за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщика после уплаты установленных НК РБ налогов, сборов (пошлин).

  1. Налог на землю: общая характеристика, плательщики. 

 Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств  для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Платежи за землю включают земельный налог и арендную плату за арендуемые земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Земельный налог является республиканским налогом, закрепленным за местными бюджетами. Доля земельного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2012 год составила  1,8 % (поступления по земельному налогу  составили 1,8 трлн. рублей).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен главой 18 НК РБ. Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности. Бюджетные организации плательщиками земельного налога не признаются.

Основаниями для исчисления земельного налога являются:

- государственный акт на земельный  участок, удостоверение на право  временного пользования земельным  участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного  органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;

- сведения о наличии земель, о предоставленных во временное  пользование и своевременно не  возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых  не по целевому назначению, о земельных участках, на которых расположены объекты сверхнормативного незавершенного строительства.

Отсутствие у организаций или физических лиц указанных документов либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания организаций или физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются.

Земельный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

  1. Налог на землю: объект обложения и его характеристика.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

- в частной собственности, постоянном  или временном пользовании  организаций;

- в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании  физических лиц, а также принятые физическими лицами по наследству.

Объектами налогообложения земельным налогом не признаются:

- земли общего пользования населенных  пунктов (земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными  местами);

- земельные участки, занятые кладбищами;

- земли лесного фонда, земли  водного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);

- земли запаса;

- земельные участки общего пользования  садоводческих товариществ, дачных  кооперативов;

- земли заповедников, национальных  и дендрологических парков, ботанических  садов (кроме входящих в их  состав сельскохозяйственных земель).

 

  1. Налог на землю: ставки, определение ставок земельного налога и исчисление земельного налога на земли с/х назначения и на земли населенных пунктов. 

 В случае сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, а также зданий, сооружений (их частей), машино-мест бюджетных организаций возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога. Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий и сооружений (их частей), машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями).

Налоговая база земельного налога определяется:

1) в размере кадастровой стоимости  земельного участка, за исключением  земельных участков, предоставленных  для использования в сельскохозяйственных  целях и других случаях, предусмотренных НК РБ. Для исчисления земельного налога принимается кадастровая стоимость земельного участка в зависимости от функционального использования данного участка, которое определяется их целевым назначением.  По целевому назначению земельных участков выделяют 5 оценочных зон:

- общественно-деловая (административно-деловая, культурно-просветительская, научно-образовательная, торгово-обслуживающая, лечебно-оздоровительная, спортивно-рекреационная застройка);

-  жилая многоквартирная;

- жилая усадебная (объекты усадебной  жилой застройки, организации, осуществляющие  хранение транспортных средств  физических лиц,  гаражных кооперативов);

- производственная (промышленная, коммунально-обслуживающая, коммунально-складская застройка);

- рекреационная (земельные участки  для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, историко-культурного  назначения);

2) по площади земельного участка  и баллу кадастровой оценки  земель сельскохозяйственных организаций (при наличии кадастровой оценки), в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств. Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для:

- сельскохозяйственных земель  сельскохозяйственного назначения;

- земельных участков, входящих  в состав земель лесного и  водного фонда, предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

- земельных участков общественно-деловой  зоны для размещения автомобильных  заправочных и газонаполнительных  станций, иных объектов, производственной  зоны и рекреационной зоны  при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40000000, 218000000, 109000000 и 120000000 белорусских рублей за гектар;  жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 320000000 и 80000000 белорусских рублей за гектар.

      Кадастровая стоимость земельного участка  –  это  расчетная  денежная сумма,  отражающая   ценность   (полезность)   земельного   участка   при использовании его по существующему целевому  назначению  и  включенная  в регистр  стоимости   земельных   участков   государственного   земельного кадастра. Кадастровая стоимость земельных участков определяется согласно сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, зарегистрированного в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога. Налоговая база для земельного участка, предоставленного для нескольких целей, для которых предусмотрены разные ставки земельного налога, определяется в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка.

Ставки земельного налога зависят от таких факторов, как  целевое использование земельного участка, его местоположение, качество и не зависят от результатов хозяйственной и иной деятельности. В Республике Беларусь установлены следующие виды ставок земельного налога:

1) на сельскохозяйственные земли  сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) при наличии кадастровой оценки ставки устанавливаются согласно приложению 2 к НК РБ (в бел. руб. за 1 га). Ставка земельного налога на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями и другими объектами, устанавливается в размере 5050 белорусских рублей за гектар;

2) средние ставки земельного  налога по районам Республики  Беларусь устанавливаются согласно  приложению 3 к НК РБ в бел. руб. за 1 га. Например, данная ставка применяется для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка;

3) ставки на земельные участки, расположенные в границах населенных  пунктов, за пределами населенных  пунктов, на земельные участки  садоводческих товариществ и дачных кооперативов устанавливаются в зависимости от вида функционального использования участка. При этом, исходя из кадастровой оценки земельного участка, применяется либо фиксированная ставка налога (в белорусских рублях за 1 га), либо процентная. Например, для производственной зоны ставка земельного налога установлена в размере 1 200 000 рублей за 1 га при кадастровой стоимости 109 млн. рублей и менее, а  при кадастровой стоимости 1 га участка более 109 млн. рублей – 1,1%.

 По землям, занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства, ставки земельного налога увеличиваются в 2 раза.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.

На земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 10.

Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога. При использовании в качестве налоговой базы кадастровой стоимости расчет земельного налога производится следующим образом :

 

Нз = КС 1 кв. м × Sзу × Сз ÷ 100 × Км.× Тм  ÷ 12,

где КС 1 кв. м – кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка; Sзу – площадь земельного участка, кв. м; Сз – ставка земельного налога, %; Км – коэффициент к ставке земельного налога, установленный решением местных Советов депутатов; Тм – число месяцев пользования земельным участком.

При использовании в качестве налоговой базы площади участка расчет земельного налога производится по формуле

 

Нз = Sзу × Сф × Км .× Тм  ÷ 12,

где Сф – фиксированная ставка земельного налога в рублях за 1 гектар.

Уплата земельного налога производится организациями  по их выбору без изменения в течение налогового периода: либо один раз в год в размере исчисленной суммы за год – не позднее 22 февраля текущего года, либо ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала – в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога. За земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, налог уплачивается не позднее 22 декабря.

Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении. По возводимым объектам суммы земельного налога включают в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.

Не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)  учитываемые при налогообложении  суммы земельного налога: возмещаемые плательщиками в случаях, предусмотренных НК; исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10.

Исчисление земельного налога плательщикам – физическим лицам производится налоговыми органами на 1 января каждого налогового периода. Физические лица уплачивают земельный налог не позднее 15 ноября на основании извещения налогового органа, ежегодно вручаемого до 1 августа текущего года. В случае вручения извещения по истечении указанного срока земельный налог уплачивается не позднее 30 дней со дня вручения извещения.

Пример. 15 марта 2013 года решением Витебского областного совета депутатов организации в собственность выделен земельный участок площадью 0,4 га для размещения здания административного назначения. По функциональному назначению земельный участок относится к общественно-деловой зоне. Стоимость 1 м. кв. согласно данным национального кадастрового агентства составляет 15 $ США. Курс доллара  на 1 января 2013 года составил 8570 белорусских рублей. Местным советом депутатов установлен повышающий коэффициент к ставке земельного налога  в размере 1,5.

Информация о работе Лекции по "Налогам"