Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:45, курс лекций

Описание работы

1. Экономическая сущность налогов.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно–историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

Файлы: 1 файл

nalogi_otvety.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

2) при реализации (отпуске) спирта  для производства лекарственных  средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;

3) при реализации (передаче) подакцизных  товаров, помещенных под таможенную  процедуру экспорта, реэкспорта, а  также вывезенных (без обязательств  об обратном ввозе на территорию  Республики Беларусь) в государства  – члены Таможенного союза  при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь.

Обороты по реализации подакцизных товаров, вывезенных за пределы Республики Беларусь, в том числе в государства – члены Таможенного союза, освобождаются от акцизов при наличии у плательщика документов, указанных в ст.114 гл. 12 НК РБ (см. также предыдущий вопрос «НДС»). В случае отсутствия документов в течение 180 дней с даты отгрузки подакцизных товаров возникает обязанность по исчислению и уплате акцизов.

При исчислении акцизов (кроме взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчётном периоде подакцизные товары. Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов путем указания ее отдельной строкой в первичных учетных и (или) расчетных документах. При реализации (передаче) подакцизных товаров, которые освобождены от налогообложения акцизами, первичные учетные и (или) расчетные документы выписываются без выделения сумм акцизов, и в них делается запись или проставляется штамп «Без акцизов».

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов. При исчислении акцизов по твердым ставкам сумма акциза определяется по формуле

 

Ак = VАк  × С Ак. тверд,

 

где  VАк – объем подакцизных товаров в натуральном выражении; САк. тверд – твердая ставка акциза.

Расчет суммы акцизов производится с учетом специфики товаров:

• по легковым автомобилям

Ак = Кла × Мла × САк. тверд,

 

где  Кла – количество легковых автомобилей, шт.; Мла – мощность легкового автомобиля, л. с.; САк. тверд – ставка акциза, руб./л. с.;

• по алкогольным напиткам с объемной долей этилового спирта

 

Ак = Кбут × Ебут × Дсп × САк. тверд,

 

где Кбут – количество бутылок, шт.; Ебут – емкость бутылки, л; Дсп – объемная доля этилового спирта, %; САк. тверд – ставка акциза, руб./л;

Пример. В январе организация реализовала 150 бутылок водки емкостью 0,5 литра (объемная доля этилового спирта 40 %). Ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового  спирта 7 % и более установлена в размере 77680 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Таким образом, сумма акциза по реализованной водке составит: Ак=150×0,5×0,4×77680=2330400 руб. 

Сумма акциза, включаемая в цены подакцизных товаров (за исключением товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь), на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется как произведение налоговой базы (стоимости товара без учета акцизов) и ставки налога (Сm) :

 

Ак =  .

 

Общая сумма акцизов, устанавливаемая по итогам налогового периода по всем операциям по реализации подакцизных товаров, определяется путем сложения сумм, исчисленных для каждого вида подакцизного товара.

 Сумма акцизов, подлежащая уплате  плательщиком в бюджет, определяется  как разница между общей суммой  акцизов, исчисленной по итогам  налогового периода, и суммой налоговых вычетов, приходящихся на этот налоговый период :

Ак бюдж = Ак исчисл – Ак вычет.

 

Отрицательная разница между суммами акцизов, уплаченными при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров, и суммами акцизов по реализованным произведенным подакцизным товарам включается во внереализационные расходы.

Налоговыми вычетами признаются суммы акцизов:

1) предъявленные (уплаченные) на территории  Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;

2) уплаченные плательщиком, производящим  подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья.

Пример.  Организация в феврале приобрела  100 литров  бензина А-95. Предъявленная продавцом сумма акциза составила 10,3 млн. руб. Из приобретенного бензина организация произвела и реализовала 100 литров  бензина А-92. Ставка акциза на бензин автомобильный с октановым числом от "91" до "95" установлена в размере 1286690 рублей за 1 тонну. Значит, сумма акциза, исчисленная и предъявленная покупателю продукции, составит 12,8669 млн. руб. Акцизы, включаемые в налоговые вычеты за налоговый период, составят 10,3 млн. руб. Сумма акциза, подлежащая  уплате в бюджет, составит 2,5669 млн. руб.  (12,8669 - 10,3).

Сумма акцизов по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь (кроме ввозимых из государств – членов Таможенного союза), на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины, и адвалорной ставки акциза.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Республику Беларусь из государств – членов Таможенного союза,  на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется умножением контрактной стоимости ввозимых товаров на ставку акциза.

Сумма акцизов, уплаченная при приобретении  подакцизных товаров, используемых на территории Республики Беларусь при производстве и реализации неподакцизной продукции (работ, услуг), включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Стоимость приобретённых акцизных марок включается в расходы по реализации подакцизных товаров. Порядок маркировки таких товаров устанавливается Советом Министров Республики Беларусь

  1. Акцизный налог: товары, облагаемые акцизами, сроки уплаты, ответственность, адрес налога.

Акцизами облагаются следующие подакцизные товары:

1) спирт;

2) алкогольная продукция;

3) непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4) пиво, пивной коктейль;

5) слабоалкогольные напитки с  объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

6) табачные изделия;

7) автомобильные бензины;  дизельное  и биодизельное топливо; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

8) масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9) микроавтобусы и автомобили  легковые (в том числе переоборудованные в грузовые).

Не признаются подакцизными товарами:

1) спиртосодержащие растворы с  денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические  свойства этилового спирта, разрешенными  к применению в Республике  Беларусь;

2) спиртосодержащие лекарственные  средства, разрешенные к промышленному  производству, реализации и медицинскому  применению на территории Республики  Беларусь в порядке, установленном  законодательством;

3) спиртосодержащие лекарственные  средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения;

4) спиртосодержащие парфюмерно-косметические  средства;

5) коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

6) товары бытовой химии;

7) легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, транспортные средства, относящиеся к иностранной безвозмездной помощи либо получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи и (или) приобретенные за счет средств международной технической помощи.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.  Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация по акцизам заполняется за календарный месяц без нарастающего итога. Обороты по реализации подакцизных товаров отражаются в налоговой декларации за тот месяц, в котором наступил момент их фактической реализации, а в отношении экспортированных подакцизных товаров также учитывается наличие подтверждения их фактического вывоза. Форма налоговой декларации установлена постановлением МНС Республики Беларусь № 82 от 15.11.2010. Налоговая декларация по акцизам состоит из двух частей: «Расчет акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» и  «Расчет акцизов по реализованным подакцизным товарам». В декларации по акцизам указываются реквизиты налогоплательщика и налогового органа, в который представляется декларация, а также период, за который она представляется.

Уплата акцизов по реализованным товарам производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты акцизов по товарам, ввозимым в Республику Беларусь, такие, как и по НДС (см. предыдущий вопрос).

  1. Очередность включения в отпускные цены и алгоритм расчета косвенных налогов при формировании отпускной цены.

 

  1. Экологический налог: общая характеристика, плательщики. 

Экологический налог  представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности. Налог предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве: стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов и т. п. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию – используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования, предполагающего минимальное загрязнение окружающей среды. Экологический налог – это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты. Его доля (вместе с налогом за добычу природных ресурсов) в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и  за 2012 год составила 2,5 %.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога изложен в главе 19 НК РБ. Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели.

 Не являются плательщиками экологического налога бюджетные организации; организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения; плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;  индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог;  крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства

 

  1. Экологический налог: объект обложения и его характеристика, ставки.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1) выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух;

2) сброс сточных вод;

3) хранение, захоронение отходов  производства;

4) ввоз на территорию Республики  Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

          Объектами  налогообложения экологическим  налогом не признаются:

          - выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух мобильными источниками (то  есть от всех видов транспортных  средств, в том числе от отопительного оборудования, установленного на них);

           - выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух от стационарных источников  выбросов при объемах выбросов  каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК  РБ;

            - сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

             - хранение отходов производства  на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

             - захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности  населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;

    - транзитная перевозка  озоноразрушающих веществ, в том  числе содержащихся в продукции, через территорию Республики  Беларусь.

           Следует  отметить, что  экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух облагаются только те загрязняющие вещества, которые перечислены в приложении 6 к НК РБ.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 – 8 к НК.  Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 23000 белорусских рублей за 1 килограмм  озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6 – 8  к НК, применяются следующие коэффициенты:

- за выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух, образующиеся  при сгорании биогаза и биотоплива (топливные брикеты из биомассы, древесное топливо , отходы сельскохозяйственной деятельности) для получения тепловой и (или) электрической энергии, – 0,5;

Информация о работе Лекции по "Налогам"