Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:04, курс лекций
Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям.
Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.
Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
Налоговые системы стран-членов Таможенного союза.
Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь.
Элементы налога и налоговая терминология.
Характеристика субъектов налогообложения. Плательщики, их права и обязанности.
Общая характеристика объектов налогообложения.
Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, льготы, особенность исчисления в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок и сроки уплаты.
Плательщиками единого налога являются организации - производители сельскохозяйственной продукции, являющиеся юридическими лицами.
Право перейти на уплату единого налога предоставляется организациям, у которых выручка от реализации произведенной продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий финансовый (бюджетный) год.
Вновь созданные производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого налога при условии подачи в налоговый орган по месту постановки на учет заявления
Для производителей сельскохозяйственной продукции, перешедших на уплату единого налога, сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов (пошлин):
- акцизов;
- налога на добавленную
- государственных пошлин;
- лицензионных и
- обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
- таможенных платежей при ввозе
товаров на таможенную территор
Производители сельскохозяйственной продукции при выплате заработной платы физическим лицам, а также других доходов физическим лицам обязаны удерживать налоги с выплачиваемых сумм в соответствии с законодательством.
Объектом обложения единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции является валовая выручка, определяемая как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
К средствам от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества при определении валовой выручки относятся в том числе:
- реализация продукции, товаров (работ, услуг) своим работникам, включая реализацию в порядке натуральной оплаты труда;
- безвозмездная передача
В валовую выручку для целей налогообложения не включаются:
-средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству;
-стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм;
-стоимость основных средств, объектов нематериальных активов, - при их ликвидации, списании;
-стоимость имущества при безвозмездной его передаче государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам;
- выручка крестьянских (фермерских) хозяйств, полученная в течение трех лет с момента их регистрации от реализации произведенной этими хозяйствами продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг), включая безвозмездно полученные денежные средства, товары (работы, услуги) и иное имущество,
Ставка единого налога для организаций устанавливается в размере 1 процента от их валовой выручки.
Производители сельскохозяйственной продукции, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, должны представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление и сведения о финансово-хозяйственной деятельности по форме
Вновь созданные производители сельскохозяйственной продукции при подаче ими заявления сведения о финансово-хозяйственной деятельности не заполняют.
Заявление о переходе на уплату единого налога и сведения о финансово-хозяйственной деятельности (кроме вновь созданных организаций) представляются производителями сельскохозяйственной продукции не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого они желают перейти на уплату единого налога.
Налоговый орган не вправе отказать производителям сельскохозяйственной продукции в переходе на уплату единого налога при выполнении всех условий, (если выручка от реализации произведенной организацией продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов общей выручки за предыдущий финансовый (бюджетный) год).
Применение производителями сельскохозяйственной продукции единого налога прекращается в случае:
- несоблюдения условия;
- принятия производителями сельскохозяйственной продукции решения о переходе на общий порядок налогообложения.
Данное решение принимается
производителями сельскохозяйст
При несоблюдении в текущем финансовом (бюджетном) году условия, производители сельскохозяйственной продукции, применяющие единый налог, обязаны перейти на общий порядок налогообложения с начала года, следующего за текущим финансовым (бюджетным) годом.
При принятии производителями сельскохозяйственной продукции добровольного решения о переходе на общий порядок налогообложения они обязаны проинформировать о таком решении налоговый орган не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого они решили перейти на общий порядок налогообложения, посредством подачи заявления об отказе в применении единого налога.
Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие в текущем финансовом (бюджетном) году на общий порядок налогообложения, не вправе в этом же году вновь перейти на уплату единого налога.
Уплата единого налога производится по результатам хозяйственной деятельности производителями сельскохозяйственной продукции за отчетный период (месяц) на основании налоговой декларации (расчета) не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая декларация по единому налогу представляется в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Свободные экономические зоны можно определить как обособленные территории государств с льготным по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными целями создания СЭЗ наряду с привлечением иностранного капитала являются: развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта.
Территория СЭЗ является таможенной территорией РБ, но при этом пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты СЭЗ.
Это означает, что:
Свободные экономические зоны созданы в РБ.(6 зон): СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Брест», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест».
Плательщиками признаются
Налоговый механизм СЭЗ в отличие от республиканского налогообложения состоит, прежде всего, в пониженных ставках основных видов налогов: НДС и налога на прибыль. Применяется также механизм налоговых освобождений от уплаты налога на прибыль по продукции собственного производства (налоговые каникулы предоставляются сроком на 5 лет), целевых бюджетных фондов, ограничиваются ведения местных налогов и сборов.
Таким образом, организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь,
1.2. производят отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, выполняют обязанности налоговых агентов, в том числе обязанности исчислять, удерживать и перечислять при выплате заработной платы и иных доходов налоги, сборы (пошлины).
Льготы:
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.
Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования.
Налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным законодательством Республики Беларусь, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается организациями, являющимися резидентами СЭЗ, в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь. Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года.
Специальный правовой режим, действующий на территориях СЭЗ не распространяется на:
общественное питание, игорный бизнес, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;
деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;
В рамках специального правового режима резиденты СЭЗ не освобождаются от налога на недвижимость по основным средствам, расположенным за пределами территорий соответствующих СЭЗ.
В настоящее время в Республике Беларусь действуют две системы налогообложения доходов юридических лиц:
- общий порядок налогообложения;
- упрощенная система налогообложения (далее - УСН).
Применение той или иной системы налогообложения не зависит от организационно-правовой формы юридического лица. Общий порядок налогообложения и УСН являются добровольными, однако применение УСН юридическими лицами возможно при соблюдении установленных законодательством условий.
Существующий вариант УСН введен в действие с 1 июля 2007 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 №119 "Об упрощенной системе налогообложения", которым было утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения. В настоящее время применение УСН регулируется главой 34 «Налог при упрощенной системе налогообложения» Особенной части Налогового кодекса РБ.
Организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин. При применении упрощенной системы сохраняется общий порядок уплаты:
налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
государственной пошлины;
государственной пошлины;
патентных пошлин;
консульского сбора;
оффшорного сбора;
гербового сбора;
налога на прибыль в отношении
а) дивидендов и приравненных к ним доходов
б) прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;
обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
налога на добавленную стоимость, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 8 200 млн. рублей;
с 1 января 2013 года налога на недвижимость. если общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении превышает 1500 квадратных метров, а также при сдаче имущества в аренду , иное возмезное или безвозмезное пользование