Лекции по "Налогообложение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:04, курс лекций

Описание работы

Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям.
Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.
Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
Налоговые системы стран-членов Таможенного союза.
Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь.
Элементы налога и налоговая терминология.
Характеристика субъектов налогообложения. Плательщики, их права и обязанности.
Общая характеристика объектов налогообложения.
Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, льготы, особенность исчисления в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок и сроки уплаты.

Файлы: 1 файл

_2013.doc

— 680.00 Кб (Скачать файл)

Зданиями и сооружениями сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания и сооружения, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией.

 Не признаются объектом налогообложения  налогом на недвижимость:

  • здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета, а также здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства, относящиеся к объектам жилищного строительства;
  • здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации;
  • здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, приобретенные за счет средств или полученные в виде международной технической помощи, на срок их использования в целях непосредственного осуществления такой помощи.

Годовая ставка налога для организаций  установлена в размере 1%.

Годовая ставка налога для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией)  2 %.

Годовая ставка налога на недвижимость со стоимости жилых зданий, надворных построек, гаражей, принадлежащих физическим лицам, а также зданий и строений, используемых индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, устанавливается в размере 0,1 %.

Порядок расчета налога на недвижимость

Налог определяется организациями ежегодно.

Сумма налога на недвижимость за год = Остаточная стоимость зданий и сооружений, машино-мест, подлежащих налогообложении, на начало года  х годовую ставку : 100%.

Остаточная стоимость зданий и сооружений, машино-мест, подлежащих налогообложению,   определяется как остаточная стоимость зданий и сооружений, машино-мест минус остаточная стоимость льготируемых зданий и сооружений, машино-мест, освобожденных от налогообложения.

Остаточная стоимость зданий и сооружений определяется как стоимость зданий и сооружений по первичным данным бухгалтерского учета и отчетности с учетом проведенной переоценки на начало года за вычетом их износа.

При этом остаточная стоимость зданий и сооружений, переданных в доверительное управление и (или) приобретенных в процессе доверительного управления, определяется вверителем самостоятельно в соответствии с законодательством, в том числе с учетом амортизации.

Годовая ставка налога для организаций  установлена в размере 1%.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.

Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.

Налог на недвижимость по объектам на незавершенного строительства. Исчисление налога на недвижимость по объектам незавершенного строительства начинается с 1 января отчетного года по истечении срока строительства объекта, определенного в соответствии со строительными нормами и правилами. Налог уплачивается заказчиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении.

Сумма налога за год = Стоимость незавершенного строительства на начало года х годовую ставку х : 100 %.

ЛЬГОТЫ  по налогу на недвижимость:

Освобождаются от уплаты налога:

  • капитальные строения (здания, сооружения) социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций;
  • капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в установленном порядке;
  • капитальные строения (здания, сооружения), предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки по утвержденному перечню;
  • автомобильные дороги общего пользования и сооружения на них;
  • здания и сооружения религиозных обществ;
  • капитальные строения (здания, сооружения) сельскохозяйственного назначения, используемые организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;
  • впервые введенные в действие здания и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию;
  • объекты благоустройства городов и других населенных пунктов, содержащиеся за счет средств бюджета;
  • капитальные строения (здания, сооружения) садоводческих товариществ, приобретенные за счет личных взносов их членов, а также в процессе осуществления своей деятельности;
  • объекты придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки).

 

При возникновении у организации права на льготу по налогу на недвижимость льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу. При утрате права на льготу исчисление и уплата налога производится начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое право утрачено.

По зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства, выбывающим у организаций в течении года, уплата налога прекращается с квартала, следующего за кварталам, в котором имело место такое выбытие.

При приобретении организациями зданий, сооружений либо возникновении объектов незавершенного строительства, по которым истекли сроки строительства, в течение года годовая сумма налога, подлежащая уплате увеличивается на суммы налога, исчисленные исходя из остаточной стоимости приобретенных зданий, сооружений либо стоимости объектов незавершенного строительства на 1 число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение, и ставки налога, рассчитанной на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до конца года.

Плательщики налога не позднее 20-го марта отчетного года представляют инспекциям Министерства по налогам и сборам  налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость.

Уплата налога производится организациями либо ежегодно (не позднее 22 марта) либо ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога.

 

  1. Экологический налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.

 

Экологический налог – это разновидность ресурсного налога. По своей сути – это плата за природопользование. предназначение такой платы заключается в сборе средств для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве.

Наряду с реализацией фискальной функции экологический налог широко используется в государстве как инструмент организации эффективного природопользования, предполагающего экономную добычу природных ресурсов и минимальное загрязнение окружающей среды.

Основным элементом организации эффективного природопользования является установление каждому природопользователю годовых лимитов добычи природных ресурсов и лимитов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Контроль за соблюдением доведенных лимитов добычи и выбросов позволяет реализовать регулирующий потенциал экологического налога.

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, плательщиками налога не являются.

Объектом налогообложения при исчислении экологического налога признаются:

     объемы   выводимых  в   окружающую  среду   выбросов  (сбросов) загрязняющих веществ;

     объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов;

Экологический налог состоит из следующих платежей:

  • налог за выбросы загрязняющих веществ и сбросы сточных вод;
  • налог за размещение отходов производства;

Ставки экологического налога установлены Особенной частью Налогового кодекса РБ. 

За выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов производства по каждому природопользователю устанавливаются лимиты.

Порядок  расчета экологического налога.

    1. Налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Сумма налога = Фактический объем выбросов окружающую среду  по каждому виду загрязняющих веществ  х ставку налога

Ставки установлены в рублях за 1 тонну, 1 м3

    1. Платежи за размещение отходов производства

Сумма налога = Фактический объем размещения (хранения или захоронения) отходов в санкционированных местах размещения отходов по каждому классу  отходов  х ставку налога

Ставки установлены в рублях за 1 тонну, 1 м3  по наименованиям отходов.

При взимании экологического налога применяются два вида льгот:

    • взимание налога по льготным ставкам (уменьшенным от основных ставок);
    • освобождение от уплаты налога.

По льготным ставкам экологический налог взимается:

  • за воду, отпускаемую для хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения  ––  в размере 50 % от основной ставки налога;
  • за песок и песчано-гравийную смесь, используемые в дорожном строительстве ––  в размере 50 % от основной ставки налога;
  • за воду, отпускаемую рыбоводным организациям , а также отпущенную организациям и физическим лицам для производства продукции животноводства и растениеводства, –– в размере 2 % от основной ставки налога.

Освобождены от уплаты экологического налога:

    • крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет с момента регистрации;
    • работы по строительству жилья;
    • производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога;

Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Уплата экологического налога производится плательщиками ежеквартально не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плательщики вправе исчислять экологический налог, кроме платежей за размещение отходов производства, исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. В этом случае экологического налога производится плательщиками ежеквартально не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы налога.

Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в порядке в таком порядке, представляют налоговые декларации (расчеты):

не позднее 20 апреля  календарного года исходя из установленного годового лимита;

не позднее 20 января года, следующего за истекшим, исходя из фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога.

 

  1. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.

 

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Плательщиками не признаются бюджетные организации. 

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:  песка формовочного, стекольного, строительного;  песчано-гравийной смеси;  камня строительного, облицовочного;  воды (поверхностной и подземной);  глины;  соли калийной, поваренной; нефти; и др.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не признаются:

добыча нефтяного попутного газа;

. добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 

добыча попутных и дренажных подземных вод, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых; 

добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в   десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Информация о работе Лекции по "Налогообложение"